Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Преображение периферийных областей




Утверждение новой аристократии, строительство замков, разви­тие городов, новые сельские поселения, развитие письменной доку­ментации — все эти процессы обусловили фундаментальную транс­формацию затронутых ими регионов по периферии католической Европы. Политические последствия были различны. О государствах завоевания в Бранденбурге и Ольстере уже шла речь в Главе 2. Од­нако помимо них были и другие примеры. По всем окраинам Евро­пы можно было встретить военизированные общественные образо­вания. Особенно ярким примером служит Орденштат — государст­во Тевтонских рыцарей, которым правила иноземная религиозно-военная аристократия, так и не сумевшая интегрироваться в мест­ное общество (с натяжкой аналогом можно считать Родос). В дру­гих регионах тоже существовали свои государства-форпосты и «ут-ремеры» — в Леванте, Греции, землях кельтов. Во многих случаях самым удачным определением такого рода областей можно считать «полупокоренные страны». Наглядным примером служит Ирландия; еще одним — Уэльс до 1282 года. Вероятно, подобным же образом

Роберт Бартлетт. Становление Европа

12. Политическая социология Европы после экспансии

можно охарактеризовать и государства крестоносцев. Главенствую­щее в политическом плане население, состоящее из ведомых рыца­рями и духовенством эмигрантов, ядро которых составляли бюрге­ры и отчасти крестьяне-фермеры, оставалось тем не менее мень­шинством и противостояло значительному большинству автохтон­ного населения, говорящего на другом языке, имеющего иную куль­туру, иную структуру общества и зачастую — иную религию. Это меньшинство было вынуждено обеспечивать себе безопасность, до­ходы и власть, подавлять или «переделывать» коренное население. Порой сразу за весьма зыбкими стенами колониальных городов и фьефов лежали независимые от них исконные государственные об­разования: гэльские или литовские королевства, греческие или ис­ламские государства, давно вынашивавшие планы реванша и воз­рождения. В подобных государствах война и соперничество между приезжими и местными, поселенцами и исконным населением вое -принимались как должное и составляли неотъемлемую сторону жизни.

Не все местные правители оказывались настроены враждебно к эмигрантам. Во многих случаях чужеземцев приглашали и поощря­ли как раз местные аристократы в стремлении обрести преимуще­ство над политическими соперниками. Альянс с могущественными иноземцами мог быть заманчивой перспективой для тех вождей, кто проигрывал в политической борьбе или желал подняться над своими пэрами. Наглядным примером такого рода служит Дермот Макмарроу Лейнстерский, который для восстановления своего ко­ролевства привел англо-нормандских наемников. Точно так же нор­мандцы захватили свой первый плацдарм на Сицилии благодаря со­действию раскольника-мусульманина эмира ибн-ат-Тимнаха Ц «Христиане совсем близко, — советовал один ливонец перед лицом натиска литовцев. — Давайте поскачем к Магистру [Тевтонского ордена]... Давайте вступим в добровольный союз с христианами и отплатим тогда за наши невзгоды»15. Связь между могущественны­ми внешними силами могла дать решающее преимущество в меж­доусобных конфликтах. Например, Генрих I Английский сумел переманить на свою сторону подающего надежды валлийского князя, пообещав вознести его «выше любого из твоего клана... так что весь клан твой станет тебе завидовать))16.

Перемены, о которых идет речь, были не только следствием за­воевания. XI, XII и XIII века отмечены плеядой энергичных прави­телей, которые осознанно проводили политику преобразований. Альфонс VI королевства Леон и Кастилия (1065—1109) женился на дочери французского княжеского рода, приветствовал приезд в его страну французских рыцарей, духовенства и бюргеров, установил тесные контакты с папством и Клюнийским орденом, переделал церковный обряд на римский лад, возможно, выпустил первую кас­тильскую монету и основал новые городские общины, наделив их городскими свободами. Давид I Шотландский (1124—1153) отчека-

нил первые шотландские деньги, учредил в стране новые монашес­кие ордена, всячески поддерживал иммигрантское сословие в лице англо-французского рыцарства и развивал торговые города. В Силе-зии основание немецких сельских населенных пунктов на базе гер­манских законов, а также создание городов с конституциями по об­разу и подобию тех, что существовали в саксонских центрах ремес­ла и торговли, происходило под покровительством герцога Генриха Бородатого (1201—1231), у которого и мать и жена были немецкие

дворянки.

В большинстве случаев такая позиция позволяла правителям со­хранить династию, даже если подвластное им общество претерпева­ло культурные и социальные преобразования. В Шотландии, Силе-зии, Померании и Мекленбурге аристократов из-за рубежа пригла­шали сами местные династии, и во всех случаях эти династии со­хранились. Такие правители плыли по волне перемен. Другие поли­тические образования, наподобие валлийского княжества Гуинет, двигались в том же направлении, но в гораздо менее благоприят­ных условиях, с опозданием и слишком медленно. Гуинетские кня­зья XIII века строили каменные замки, покровительствовали новым городам-боро и издавали хартии, так что к 80-м годам XIII века, когда княжество было окончательно завоевано, своим политичес­ким устройством оно больше, чем когда-либо, походило на противо­стоящую ему Англию. Не надо обладать каким-то особенным вооб­ражением, чтобы представить себе иной ход политического разви­тия для Уэльса — например, подобный тому, что переживали Мек-ленбург, Померания или Силезия: кто-то из рода Лливелкнов впол­не мог бы назвать себя королем Эдуардом, изъясняться по-англий­ски и приглашать в страну английских рыцарей и бюргеров. Хотя резонно предположить, что наличие обширной унитарной метропо­лии, каковой являлась Англия, в отличие от раздробленных госу­дарств типа Германского королевства делало эту альтернативу маловероятной17! Зато вполне реальный, а не умозрительный кон­траст Уэльсу представляла собой Шотландия — другое государст­венное образование кельтского происхождения, которое в XII— XIII веках пыталось встать на путь преобразований. Отличие, одна­ко, состояло в том, что в Шотландии этот процесс начался раньше, в отсутствие прямой угрозы и под эгидой могущественной динас­тии. Таким образом, в эпоху Эдуарда I неспешно развивающееся государство Лливелинов претерпевало очередную массированную агрессию, в то время как королевство скоттов уже было достаточно жизнеспособным. И выжило оно благодаря тому, что в большей степени походило на Англию. Выжило под руководством династии англо-нормандского происхождения, пришедшей в Шотландию на волне колонизации XII столетия. Давид I знал, что делал.

Иммигрантская знать может искать утверждения в новой для себя стране разными способами: путем экспроприации, путем асси­миляции либо нахождением новой экологической ниши. В первом

Роберт Бартлетт, Становление Европы

12. Политическая социология Европы после экспансии

случае автохтонная аристократия истребляется, высылается или вы­тесняется на более низкую общественную ступеньку и ее место за­нимают пришельцы. Классический пример — Англия после 1066 го­да. Аналогичные ситуации имели место в отдельных районах Ир­ландии и Уэльса и в некоторых германских марках. Во втором слу­чае иммигранты сначала оседают на земле, предоставляемой им местным правителем или влиятельной церковью либо женятся на наследницах местных фамилий; они добиваются влиятельного поло­жения, опираясь на существующие ресурсы, но не вступают в смертельную схватку с местной знатью. Первоначальное утвержде­ние чужих аристократов в Шотландии и Померании служит хоро­шим примером такого варианта развития. И наконец, существует возможность, что такая знать станет поддерживать свое существо­вание за счет эксплуатации новых ресурсов, захвата для себя новых, больших или малых, владений из отвоеванных у леса или болота земель, создания новых хуторов и деревень либо за счет до­ходов от развития городов и торговли. Реальная история Высокого Средневековья дает примеры всевозможных сочетаний этих трех форм аристократической эмиграции, но в особенности последняя из трех — создание новой политической ниши для своего господ­ства — имела наибольшее значение.

Вслед за иммиграцией иноземной аристократии, класса строите -лей замков и конных рыцарей, кельтские земли и Восточная Евро­па пережили иммиграцию крестьянскую, возрастание роли зерно­вого земледелия, установление более четкой церковной организа­ции и развитие городов. Основание самоуправляемых городов и по­ощрение сельских поселений, развитие чеканки монеты и культуры письменной документации в обществах окраинных областей Евро­пы означали, что изменилась сама основа социальной и экономи­ческой жизни. Для многих этих обществ еще недавно ключевой особенностью являлось прямое разграбление. Грабеж был не еди­ничным проявлением преступности, а важнейшим способом полу­чения товаров и рабочей силы. Он не считался чем-то позорным, а наоборот, в случае успеха становился предметом гордости. Главной целью грабительских набегов было похищение людей и увод сосед­ского скота. Физическое истребление мужчин с неприятельской стороны в значительной степени становилось средством достиже­ния этой цели либо мерой предосторожности во избежание после­дующей мести, хотя, конечно, в нем подчас видели и своего рода развлечение. И все же главной целью военных действий, предпри­нимавшихся ирландскими королями или литовскими вождями, было пополнение поголовья скота, коней и рабов. Понятно, что прочие материальные ценности, например, меха или драгоценные металлы, тоже не отвергались, но в целом имели второстепенное значение.

В этих обществах успех на ниве грабежей способствовал соци­альному статусу. Например, у прусских язычников существовал

особый класс жрецов, чьей задачей (по словам враждебных христи­анских источников) было совершать богослужение на похоронах, «вознося хвалу покойным за их кражи и грабежи, за их подлые деяния и всевозможные пороки и грехи, которые они совершали при жизни»18. Жизненно важным было также возвращение в об­щественный оборот богатства, накопленного в результате граби­тельских набегов. В Ольстере эту задачу выполняли специальные празднества. Как писал об этом один английский автор, «на протя­жении всего года они копили добычу от своих грабежей и разбоев, которая потом расходовалась в довольно экстравагантных пасхаль­ных пиршествах... Они ожесточенно состязались между собой в приготовлении обильных яств и щедром угощении»19. После появ­ления в XII—XIII веках новых крестьянских хуторских хозяйств и торговых городов на содержание военного и церковного правящего класса могли направляться сборы в виде ренты, десятины и подо­рожных пошлин. В результате прямые грабежи постепенно стали терять свое значение. Следовательно, новые правители могли те­перь довольно благодушно осуждать местную практику обогаще­ния. Пруссы были принуждены отказаться от своих хвалебных эпи­тафий. Жители Ольстера, как описывает наш английский источник, «после их покорения лишились, наряду со свободой, и этого испол­ненного предрассудков обычая».

Если рыцари из числа иммигрантов не так стремились к грабе­жу, как к получению феода, то Церковь видела в новых землях ис­точник десятины — гарантированных податей со стороны оседлого христианского населения. По всем окраинам христианского мира Высокое Средневековье ознаменовалось новым усилением налого­вого гнета. Хотя принудительный сбор десятины был закреплен за­конодательно еще при Каролингах, а в Англии — при королях Уэс-секса, судя по всему, за пределами англо-франкского региона она была введена только в XII—XIII веках. В Шотландии указ, которым вводился принудительный сбор десятины, приписывается Дэви­ду I20. Некролог Кэтала Кровдерга О'Коннора Коннахтского, скон­чавшегося в 1224 году, сообщает, что «именно при этом короле впе­рвые в Ирландии стала собираться десятина во имя Господне»21. Насаждение десятины в Моравии связывают с деятельностью епи­скопа Бруно Оломоуцкого (1245—1281), с которым мы уже знакомы по его усилиям по заселению и освоению своих владений22. В этих кельтских и славянских землях введение регулярной и обязатель­ной десятины происходило уже в христианском обществе и в сово­купности с другими нововведениями и преобразованиями XII— XIII веков придавало им черты, все более роднившие их с соседя­ми — прямыми наследниками каролинской традиции. В то же время разрастался и сам католический мир, по мере чего десятиной облагались все новые территории и народы, никогда прежде не знавшие такой повинности. Во время немецкой колонизации язы­ческой Вагрии «в этой славянской земле была увеличена десяти-

Роберт Бартлетт. Становление Европы

12. Политическая социология Европы после экспансии

на»23. В некоторых областях восточнее Эльбы появление дохода в форме десятины и вытеснение славян немцами рассматривались как эквиваленты: «После того как славян изгнали, с земли стали по­лучать десятину», — говорилось в одном из документов Ратцебург-ской епархии2л

По мере того, как снижалось значение прямого грабежа и его место занимал сбор ренты, в экономике все больше отходило на второй план использование рабского труда, которое прежде играло первостепенную роль. Судя по всему, в этом отразились и измене­ния военного плана. С одной стороны, в регионах, являвшихся прежде традиционным полем для охоты за рабами, теперь эта охота существенно затруднялась возведением замков. Замки предоставля­ли реальную защиту потенциальным жертвам. Таковы были послед­ствия строительства каменных замков в Ливонии, предпринятого по инициативе миссионера Майнгарда, или появления множества новых замков в Нортумберленде в конце XI века. К тому же стро­ительство замков приводило к более интенсивной эксплуатации местной рабочей силы и укрепляло господство феодалов в сельской местности. К примеру, в Венгрии «новый тип замка... ассоциирует­ся с властью феодала над крестьянами... Замок перестал служить только оборонительным сооружением, но стал престолом для зем­левладельца»25. Получается, что строительство замков давало гос­подство над сельским населением, что снижало потребность в раб­ском труде. Набеги за рабами, которые предпринимали немцы в X веке, поляки — в XI, скопы — в XII или литовцы — в XIII, были необходимы тогда, когда в домашнем хозяйстве, ремесле или земле­делии важная роль отводилась рабскому труду. Еще в 1170 году на рынке рабов в Мекленбурге продавалось 700 датчан26. По мере того, как значение рабства ослабевало, все большую роль начинал играть контроль над оседлым, лично свободным крестьянством. Замки были идеальным инструментом для подчинения и эксплуата­ции такого населения.

Изменения в вооружении и методах ведения войны были тесно связаны с новыми объектами и задачами военных действий, кото­рые можно назвать «целями войны». Некоторые войны, наподобие тех, в которых в XI веке участвовали шотландские отряды Маль­кольма III, велись в расчете не на завоевание или захват в постоян­ное владение, а скорее на получение надежных «охотничьих уго­дий», источника рабов, добычи и дани. Порой над районом набегов мог устанавливаться более длительный контроль с целью сбора дани, захвата заложников и, по возможности, набора живой силы в свое войско. Однако в целом можно сказать, что завоевание, то есть продолжительное подчинение одной группы правителей дру­гой, получило развитие именно в эпоху Высокого Средневековья. Мы знаем уникальный эпизод, знаменующий момент перехода от одного этапа к другому. Саксы на протяжении столетий совершали набеги на славянские земли, грабили их и уводили рабов. Иногда

это удавалось лучше, иногда — хуже. С начала XII века их успехи на этом поприще множились, и в 1147 году, в так называемом «крестовом походе против славян», большой отряд саксов вторгся в полабские земли вендов и принялся, по обыкновению, убивать, жечь и уводить в рабство. В конце концов саксы сами подивились своим действиям. «Разве, — вопрошали они, — мы грабим не нашу собственную землю?»2' И были правы. Такие плодородные земли могли сослужить им лучшую службу в качестве места для длитель­ного завоевания, нежели просто арены для периодической резни и доходного грабежа.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 280 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2242 - | 2161 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.