Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Новые контуры европейского христианства




Среди разных аспектов латинохристианской экспансии в эпоху Высокого Средневековья одно из центральных мест занимает гео­политический. Между серединой X и серединой XTV века католи­ческий мир почти удвоился в размерах, и хотя эта религиозная экс­пансия не всегда подразумевала завоевание или иммиграцию, часто это оказывалось именно так. На Пиренеях, в государствах кресто­носцев Восточного Средиземноморья и во многих районах Восточ­ной Европы включение новых территорий в сферу господства Рим­ской церкви сопровождалось формированием новой военной и кле -рикальной элиты и расселением городских и сельских колонистов. В результате произошли изменения в самой географии власти. Те области, которые прежде страдали от язычников или мусульман­ских набегов, сами теперь стали источником агрессии. Гамбург, чьи поля еще в 1110 году были разграблены славянами-язычниками2, в XIV веке уже являлся одним из ведущих городов ганзейской лиги, чьи купцы создали по всему Балтийскому побережью целую цепь немецких торговых христианских городов. Нижняя Эльба более не являлась зыбкой границей, а превратилась в оплот обширной торго­вой системы от Лондона до Новгорода. Похожим образом сараци­ны, в X веке беспрепятственно совершавшие набеги на Тирренское побережье, в 1104 году поднялись вверх по Арно и сожгли Пизу. Однако вскоре пизанцы уже сражались с мусульманами на их тер­ритории — в городах Сицилии и Африки. В 1087 году большой отряд пизанцев, амальфианцев и генуэзцев разграбил североафри­канский порт Аль-Махдия и истребил его жителей. Отчасти плоды грабежа были использованы на украшение пизанского собора Девы Марии и строительство церкви св. Сикста в Кортевеккии. Вчераш­ние жертвы сегодня становились хищниками. Барселона в 985 году была разграблена прославленным кордовским полководцем Аль-Мансуром, но к середине XIV века каталонцы уже правили целой средиземноморской империей. По всей границе латино-христиан-ского мира решительные изменения претерпевала модель взаимоот­ношений палач-жертва. Такие города, как Гамбург, Пиза и Барсело-

12. Политическая социология Европы после экспансии

на, перестали быть приграничными и превратились в процветаю­щие центры колонизации и торговой активности.

Начиная с XI века невиданное могущество стали обретать и мо­реплаватели Западной Европы. Они получили возможность перево­зить и «десантировать» целые армии практически в любом уголке изведанного мира. После 1016 года, когда Пиза и Генуя подчинили себе Сардинию, итальянцы неуклонно наращивали свое господство на Средиземном море. Альмерия, Аль-Махдия, Дамьетта, Констан­тинополь: армии западных рыцарей могли быть высажены в любой точке средиземноморского бассейна, даже если потом их ожидало фиаско: военное превосходство западноевропейских армий не всег­да соответствовало уровню превосходства перевозивших их фло-товЗ. С XII века немцы активно вовлекали в сферу католического влияния Балтийский регион, опираясь на свой оплот — Любек. Из устья Траве немецкие экспедиционные войска почти ежегодно со­вершали морские походы, стремясь создать на Балтике «кайму» не­мецкого христианского влияния, которая со временем протянулась от Любека до Финляндии. В этом процессе принимали участие и датский и шведский флоты. Время языческих полчищ, рыщущих по Балтике в поисках добычи, миновало. Точно так же, как владычест­во мусульман на Средиземноморье, было оттеснено и господство язычников на Балтийском море. Одной из отличительных черт Вы­сокого Средневековья как раз и стало установление господства на морях христианских флотов.

Постепенно западноевропейские купцы добрались до всех тран­зитных пунктов, где их государства и народы соприкасались с дру­гими регионами Старого Света. Немцы пересекли Балтику и до­стигли Новгорода и Смоленска. Немного южнее, в Киеве, можно было встретить итальянских купцов, добиравшихся сюда из Кон­стантинополя. Морские торговые пути венецианских и генуэзских купцов простирались от Черного моря по всей акватории Среди­земного и впоследствии через Балтику достигли Брюгге и Сауттэмп-тона. Здесь столкнулись интересы итальянских и ганзейских куп­цов. Если смотреть по карте, то торговая экспансия Высокого Сред­невековья охватывала Европу парой гигантских «клещей», держав­шихся на Гамбурге и Любеке на севере и Генуе и Венеции на юге. Итальянские «клещи» тянулись на восток в Египет и Русь, на запад — на север Африки и в Атлантику, а немецкие купцы реши­тельно проникали в Евразию по рекам Балтийского бассейна, одно­временно поддерживая активные торговые отношения с западными текстильными городами Фландрии и шерстяными рынками Англии. Торговые города Германии и Италии одновременно служили рас­пространению и интеграции экономики и культуры Запада.

Другая важная перемена геополитического характера, которая стала следствием экспансии Высокого Средневековья, вытекала из любопытной особенности латинской христианской церкви эпохи Раннего и развитого Средневековья: ее символические центры, в

Роберт Бартлетт. Становление Европы

12. Политическая социология Европы после экспансии

которых генерировалось единое вероучение и формировалось ду­ховное самосознание, существовали в отрыве от политических и в меньшей степени — от экономических центров. Это особенно ясно видно на примере Рима. В начале X века город находился на окраи­не латино-христианского мира, в каких-то ста милях от опорных баз сарацинов и греческих церквей, и порт его то и дело подвергал­ся набегам мусульман-пиратов. Связи с отдаленными территория­ми, входившими в сферу влияния Римской церкви, — Астурией, Ирландией или Шотландией — были зыбкими. За XI—XII века, с утверждением латинского господства на юге Италии и островах центрального Средиземноморья, эти связи обретали все большую устойчивость. Тем не менее сам Рим, как и прилегающие глубин­ные области, никогда не занимал того центрального положения, какое сумела завоевать Северная Франция или — в экономическом плане — Ломбардия, Фландрия или Рейнланд. Паломники, совер­шавшие путешествие в Рим из Парижа, Милана или даже Лондона, попадали в город, исключительно богатый традициями античной империи, святыми реликвиями и церквями, но нельзя сказать, что они прибывали из политических, экономических или культурных окраин в центр. Если говорить с формальной и правовой точки зре­ния, то Рим не являлся метрополией в полном смысле. К слову ска­зать, когда в XIV веке встал вопрос о переносе папского престола в Авиньон, то одним из аргументов выдвигался, в частности, тезис, что Авиньон «в большей степени равноудален от современных гра­ниц католической церкви»4.

В Раннем Средневековье корреляции между географической пе­риферией и религиозным центром придавалось особое значение, Считалось, что центры паломничества должны лежать на краю земли. Это не только превращало их в удобные полигоны для под­спудных экспериментов, но также служило выполнению одной из традиционных функций паломничества — быть местом покаяния. Такие пункты, как Сантьяго на северо-западе Испании, или в мень­шей степени Сент-Дэвид на западном побережье Уэльса, действи­тельно находились на краю суши. Еще дальше от центров лежала сама Святая земля. Иерусалим, место зарождения и в символичес­ком смысле «сердце» христианского мира, священный город, вос­принимавшийся жителями любого западного города как представи­тель и защитник на Небесах, на протяжении многих веков служив­ший объектом христианского паломничества и ожесточенных сра­жений, лежал на самой восточной окраине латинского господства, в 2 тысячах миль от долин Рейна, Сены или Темзы и при этом за всю эпоху Средневековья находился в руках у христиан всего девя­носто девять лет. Тем не менее его физические и вербальные при­меты можно было встретить по всей Западной Европе: в честь Свя­той Гробницы или по ее подобию возводились бесчисленные цер­кви, а тамплиеры несли имя храма Соломонова во все свои поселе­ния, в каких бы областях Западной Европы они ни находились.

Эти регионы имели огромное культурное значение, а перемены Высокого Средневековья коснулись самого их расположения: они более не лежали на дальних географических окраинах. Иерусалим практически столетие находился под властью христиан. Рим полу­чил возможность обратить свой взор на католические церкви коро­левства Сицилия и на восток, в франкскую Грецию. Сантьяго, ли­шившийся знаменитых колоколов в результате нападения в 997 го­ду мусульманского войска под командованием Аль-Мансура, полу­чил их назад из кордовской мечети, когда Кордова пала в 1236 году под ударами Фердинанда III5: легко уязвимый в X веке, этот свя­щенный город теперь отстоял далеко вглубь от границ христианско­го мира и был надежно защищен многомильным буфером христи­анской земли. Таким образом, к XIII веку символический центр тя­жести латинского христианства значительно приблизился к его со­циально-экономическому центру. Святые места и наиболее круп­ные города, святыни и центры производства были теперь связаны намного более тесными узами, чем в Раннем Средневековье.

Протяженная граница католической Европы, тянувшаяся от Ис­пании до Финляндии, четко делилась на две зоны. В Средиземномо­рье католики противостояли мусульманским (и греческим) общест­вам, которые были не менее богаты и имели не менее развитые го­рода и культуру. Оставаясь ярыми религиозными противниками ка­толиков, мусульмане имели с ними общее в том, что тоже испове­довали монотеистическую веру, основанную на священном писа­нии, божественном откровении и, вопреки распространенному, но не вполне компетентному мнению, отрицании идолопоклонства. Ситуация в Восточной и Северной Европе была в корне отличной. Здесь католикам противостояли менее населенные, по преимущест­ву сельские и неразвитые в культурном отношении общества, чье отсталое и неграмотное население исповедовало местные политеис­тические верования и идолопоклонство. В результате таких фунда­ментальных различий между исламом Средиземноморья и восточ­ноевропейским язычеством по-разному сложилось история как самого завоевания и обращения в христианскую веру этих регио­нов, так и последующего утверждения Церкви в культурной и идео­логической сфере.

Первое крупное следствие этих различий проявилось в том, что в Северной и Восточной Европе обращение в христианскую веру стало по сути составной часть более широкого процесса переориен­тации или, если говорить точнее, вестерниэации, усвоения принци­пов и норм романо-германской цивилизации в том виде, как они сформировались на территории бывшей империи Каролингов. Ин­теграция западных славян-язычников в католический мир в XII ве­ке совпала с появлением письменной документации, созданием ин­корпорированных городов и началом чеканки монеты. Появление письменной культуры, городов и денег составляли часть той широ­кой социально-культурной трансформации, в которой христианиза-

Роберт Бартлетт. Становление Европы

12. Политическая социология Европы после экспансии

ция играла очень существенную, но не исключительную роль. Язы­ческая знать сама признавала авторитет и могущество христианско­го мира, и примечательно, что представители этой знати приняли христианство раньше, чем основная масса их населения. Один ис­точник передает спор, состоявшийся во время миссионерской кам­пании 1128 года, когда группа померанских язычников, выступав­ших за принятие христианской веры, высказала мнение, «что неве­роятно глупо отделять себя, словно младенцы — жертвы выкидыша, от лона Святой Церкви, в то время как все провинции соседних го­сударств и весь римский мир давно приобщились к христианской вере»6. Заметим между прочим, что этот тенденциозный пассаж вышел из-под пера христианского автора, но нет сомнения, что пример «всего римского мира» был действенным инструментом агитации. Уже в VIII веке христианским миссионерам советовали напоминать язчникам о «достоинстве христианского мира, в срав­нении с коим они представляют действительно ничтожное мень­шинство, выступая хранителями своих древних предрассудков»7.

В Средиземноморье ситуация была совершенно иной. Здесь, по всей видимости, подчинение мусульман христианам неизменно ста­новилось следствием военного поражения, в силу чего темпы обра­щения мусульман в христианство оставались очень низкими. По сравнению с языческими народами Восточной и Северной Европы мусульмане обладали существенно более формализованной и уни­версальной религией, действовали в соответствии с собственным священным писанием и своими законами и всегда могли рассчиты­вать на помощь или убежище у братьев по вере в соседних ислам­ских государствах. Они были представителями более широкого мира, который вполне мог соперничать с Западом в могуществе, бо­гатстве и культуре.

Различия в колониальной ситуации на этих двух участках гра­ниц католического мира усугублялись разным отношением христи­анских правителей к праву неверных на отправление своего рели­гиозного культа. В случае политеистического идолопоклонства на официальном уровне право на исконный культ никогда не предо­ставлялось. Иногда те методы, какими шло насаждение новой влас­ти, свидетельствовали о сохранении культового синкретизма, но не было случая, чтобы христианский правитель или церковные власти официально допускали послабления в отношении языческого куль­та. Подчас решительное разрушение исконной классовой структу­ры общества было как раз продиктовано стремлением защитить но­вообращенных и подавить отступников. Столкнувшись в Пруссии с массовыми восстаниями наподобие «Великого отступничества» 1260 года, Тевтонские рыцари сделали христианское вероисповеда­ние главным критерием лояльности автохтонного населения к новым властям. Зарекомендовавшим себя «благонадежными» предоставлялась личная свобода и льготные права наследования не­зависимо от их прежнего статуса по прусскому закону. Политичес-

лояльность стала отождествляться с готовностью отказаться от нехристианской религии.

В то же время в Средиземноморье мусульманским общинам за­частую предоставлялись одинаковые права с иудеями, то есть га­рантировалась возможность беспрепятственного, хотя и в опреде­ленных пределах, отправления общинного культа. При том, что в отвоеванных у мусульман испанских городах главные мечети пре­вращались в церкви, мудехары — исламские подданные христиан­ских правителей — продолжали исповедовать ислам вплоть до на­чала XVI столетия. Как написал о Валенсии историк Роберт И. Берне: «В этой христианской земле можно было чаще слышать зов муэдзина с минарета, чем звон колоколов с колоколен»8.

Различная политика христианских властей в отношении языче­ства и ислама имела еще одно парадоксальное последствие: корен­ное население в государствах Средиземноморья в гораздо большей степени соответствовало своему положению подданных и жителей колоний, чем во многих случаях на севере и востоке Европы. В языческой Восточной Европе выбор стоял очень остро — между со­противлением и крещением, и многие дальновидные местные ди­настии и знать выбирали второе. В Средиземноморье существовала третья возможность — жить на правах религиозной общины, кото­рая хоть и потерпела поражение, но не поставлена под запрет. В результате в таких регионах, как Скандинавия или княжества за­падных славян, при обращении в христианство сохранялась преем­ственность власти, и местные династии сохраняли свое господство. К примеру, великие герцоги Мекленбургские, правившие вплоть до 1918 года, были прямыми потомками языческого князя XII века Никлота. В Средиземноморье же власть туземных правителей не простиралась дальше пределов узаконенной, но изолированной об­щины неверных, или, как называли себя сами мусульмане, дхимми (dhimmi).

Ясно, что новые структуры и новые поселения на европейской периферии создавались по образу и подобию существовавших в центре. В Западной Германии, Франции или Англии, после того как земля была расчищена и заселена, колонистам зачастую предостав­лялись существенные привилегии, в частности, льготная рента или статус вольного поселения. Первые годы освоения порой оказыва­лись для них не менее трудными, чем для переселенцев в Остзид-лунг. Создание новых городов в центральных областях и на окраи­нах протекало по одному шаблону. Правители наподобие графа Шампани конца XII века Генриха Великодушного, расчищавшего землю под пашню и строившие мельницы, или его современника Филиппа Эльзасского, графа Фландрского, который активно чека­нил монету, осушал болота и закладывал города, энергично осваи­вали и развивали новые территории — точно так же, как их совре­менники, больше проявившие себя на границах христианского мира, например, Викман Магдебургский.

Роберт Бартлетт. Становление Европы

12. Политическая социология Европы после экспансии

Однако между внешними и глубинными областями имелись два различия. Во-первых, разным был сам масштаб заселения. На Пире­неях и в Восточной Европе новые поселения подчас создавались планомерно и широкомасштабно. Речь могла идти о тысячах акров земли, о десятках тысяч переселенцев. В области Толедо к той сотне населенных пунктов, которая существовала ко времени хрис­тианской Реконкисты 1085 года, в последующие столетия прибави­лись еще 80 новых поселений ™. По оценке специалистов, под пат­ронажем Тевтонских рыцарей в Пруссии было заложено почти 100 городов и 1000 деревень, а в Силезии за XII — начало XIV века появилось 120 новых городов и 1200 деревень11. В Средние века лишь немногие регионы Центральной Европы могли похвастать по­добными масштабами освоения новых территорий. В английской Книге Страшного суда таких областей не отмечено. Было подсчита­но, что в Пикардии за время Высокого Средневековья подверглись систематической расчистке от леса около 75 тысяч акров земли, то есть не более 1,2 процента от общей территории области12. Даже если включить в расчеты те площади, которые постепенное отвое­вывались у леса и целины, но зачастую нигде не фиксировались, и принять их равными 300—375 тысячам акров (что, конечно, намно­го превосходит реальные цифры), то и тогда суммарные масштабы расчистки пашни не превысят 7 процентов от общей площади.

Другим существенным отличием внешних окраин Европы было то обстоятельство, что здесь вступало в соприкосновение население разных национальностей, языков и религий. Когда новые поселе­ния закладывались в центральных районах, переселенцы поначалу могли столкнуться с неприязненным и недоверчивым отношением, однако тесное общение, смешанные браки, совместные сделки с недвижимостью и другим имуществом, наконец, просто более близ -кое знакомство друг с другом уже при жизни одного поколения, как правило, приводили к полному стиранию различий между ко­ренным и приезжим населением. В приграничных областях это на­блюдалось достаточно часто, однако культурные барьеры между двумя категориями населения оказывались более стойкими. В этих регионах Европы долго сохранялись противоречия национального, религиозного и лингвистического характера. Новый город в Уэльсе или Силезии значительно отличался от нового города в Бедфордши­ре или Вестфалии уже в силу того, что модель для его основания была принесена извне.

Как мы только что отметили, испанская Реконкиста и — не всегда и в меньшей степени — христианское завоевание Сицилии и Сирии породили особый слой покоренного населения, исповедо­вавшего иную религию, нежели его правители и новые поселенцы. В то же время колониальное порабощение в средневековой Европе принимало не только такую форму. Породив четкое самосознание христиан в качестве populus christianus, которые, выражаясь бес­смертными словами «Песни о Роланде», были «правыми», а язычни-

ки — «неправыми», средневековый колониализм вызвал к жизни и такие явления, как расизм в его идеологическом и психологическом варианте. Конечно, были районы, где эмигранты настолько превос­ходили в численности исконное население, что главным врагом переселенцев становились пни и болота, но такая ситуация была редкостью. Поскольку в целом в ходе средневековой экспансии той эпохи огромные все более крупные этнические и языковые группы людей переселялись в новые места в качестве завоевателей либо поселенцев, то средневековая католическая Европа все чаще оказы­валась опоясана лингвистически и этнически разобщенными обще­ствами. В Восточной Прибалтике и Ирландии, к примеру, колонис­ты сформировали зажиточную правящую элиту, тогда как большин­ство населения страны сохраняло свой исконный язык, культуру и структуру общества.

Ясно, что в каждом случае местная модель межэтнических отно­шений формировалась в зависимости от масштабов и природы ино­земной иммиграции. Во многом эта модель зависела от того, явля­лись ли иммигранты завоевателями или мирными колонистами, со -ставляли ли подавляющее большинство насления или малую толику, были ли это землевладельцы или работники, предприниматели или духовенство. Одной из крупных зон этнического смешения стала Восточная Европа, которая в эпоху Высокого Средневековья пере­живала масштабные преобразования в результате массового пере­селения немцев на восток, получившего названия Остзидлунг. Общим для большинства районов Восточной Европы было то, что в ходе Остзидлунга расселение немцев происходило, как правило, в тех областях, где они никогда прежде не жили, однако складывав­шаяся в результате этническая ситуация могла быть очень различ­ной. В некоторых местах, например, имела место полная германиза­ция. Так, в Бранденбургской миттельмарке совершила вооружен­ную экспансию и установила свое господство старинная немецкая династия Асканиев, под эгидой которой немецкие крестьяне и бюр­геры стали обживать новые поселения и основывать новые города. К конце Средних веков славянский язык в Миттельмарке практи­чески вышел из употребления. С тех пор эта область постоянно входила в состав Бранденбурга или государств, которые стали его преемниками, Пруссии, Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германия. В других регионах германи­зация принимала иные формы. В Силезии, польском герцогстве под властью одной из ветвей династии древних правителей Польши Пястов, процесс германизации в культурной сфере протекал в XIII веке, и местные герцоги и отцы церкви всячески поощряли не­мецких переселенцев. Сама правящая династия тоже стала перени­мать немецкие имена и переходить на немецкий язык. К XVI веку, когда Силезия оказалась под властью Габсбургов, отдельные райо­ны герцогства были уже не менее «немецкими», как и Бранденбург. Вроцлав (Бреслау), где был созван первый немецкий рейхстаг к вое -

Роберт Бартлетт. Становление Европы

12. Политическая социология Европы после экспансии

току от Эльбы (1420 г.), был несомненно городом немецким. Однако в других областях Силезии немецкие переселенцы или, точнее, их потомки, напротив, подверглись славянизации. В основных чертах историю Силезии повторяла Померания, и во всех этих случаях важным моментом было широкомасштабное переселение немецких крестьян.

Дальше на восток, в некоторых областях Польши, Венгрии и Бо­гемии, немецкая иммиграция носила более ограниченный характер и преимущественно концентрировалась в городах. Здесь большин­ство населения было сельским, а горожане составляли существенно меньшую часть, при этом аристократические и правящие династии были славянскими либо мадьярскими. Немецкие бюргеры образо­вывали привилегированный, но разрозненный класс, часто опирав­шийся на поддержку и патронаж местных королей. Например, не­мецкие поселенцы в Трансильвании были приглашены туда венгер­скими правителями Арпадами и получили от них особые привиле­гии, которые, в частности, формулировались в так называемом Анд-реануме (Andreanum) — документе, изданном Андреем II в отноше­нии его «верных гостей, немцев Трансильвании» в 1224 году13. Оче­видно, что модель этнических отношений в городах Восточной Ев­ропы, которые основывались посреди сельской местности, населен -ной местным крестьянством и знатью, значительно отличались от городов германизированных областей вокруг Бранденбурга и Вроц­лава. Еще один сценарий разыгрывался в Восточной Прибалтике, севернее Мемеля (ныне — Клайпеда), где политическая власть была сосредоточена в руках чисто немецкого образования — ордена Тев­тонских рыцарей. Все тамошние города были основаны немцами, а туземное прибалтийское население, принадлежавшее к финно-угорской группе, сохраняло значительное численное большинство и оставалось преимущественно сельским. Здесь отношения между не­мецким городом и не-немецкой сельской местностью складывались подобно тем, что были в Польше, Венгрии и Богемии, при том, что политическая власть безраздельно находилась в руках у немцев, и в этом смысле Восточная Прибалтика напоминала Бранденбург.

Такие переменные, как масштабы немецкой иммиграции, рас­пределение политической власти между коренными и иммигрант­скими группами населения, а также сама история обращения в христианскую веру, существенно различались. Особенно важен последний из перечисленных факторов. Герцогства и королевства Польши, Богемии и Венгрии официально приняли христианство и сформировали церковную иерархию уже до того, как началась волна немецкой эмиграции. В то же время венды, то есть западные славяне, жившие по соседству с немцами, чехами, поляками и бал-тами, сохраняли язычество еще и в XII веке. Уже в XIII веке князья и прелаты немецких колониальных территорий наподобие Бранден­бурга были готовы извлечь всю возможную выгоду из своей репу­тации поборников христианской веры, даже при том, что офици-

альное язычество западных славян завершилось в 1168 году раз­граблением храма Арконы на острове Рюген. Вскоре после этого, с началом миссии в Ливонию и расселения немцев в Восточной При­балтике, стал формироваться совершенно особый тип политическо­го образования — государство, управляемое орденом крестоносцев, вся цель существования которого заключалась в вооруженном по­давлении язычников и схизматиков. Пруссия и Ливония как раз и приняли форму немецкого теократического государства, увязшего в бесконечной войне с местным языческим населением. Очевидно, что разные формы межэтнических отношений были связаны со степенью их зависимости и тождественности религиозным проти­воречиям. Разногласия по линии христианин-язычник могли усугуб­лять, превосходить или вовсе не иметь отношения к противоречиям на основе принадлежности к немецкой нации. Колонизация могла быть, а могла и не быть синонимом обращения в христианскую веру.

Прямые исторические последствия миграционных и межэтни­ческих процессов эпохи Высокого Средневековья мы видим и се­годня. В наше время, когда носители немецкого языка из стран Восточной Европы продолжают переселяться в Германию, когда люди гибнут в борьбе за право Британской короны на ирландскую землю или против него, становится понятно, что фундаментальные политические проблемы XX века глубоко уходят корнями в дина­мичную эпоху завоевания и колонизации шести- или семивековой давности. Экспансия Средневековья оказала на культурное самооп­ределение и политическое будущее жителей кельтских островов или Восточной Европы бесповоротное влияние.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 299 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2230 - | 1969 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.