Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Адресаты посланий папы VII 5 страница




Деятельность Сунесена не ограничивалась чисто литературной или культурной сферой. Он на протяжении целого поколения воз­главлял датскую церковь, причем проявил себя на этом поприще как энергичный руководитель-новатор. На счету Сунесена — борь­ба против вступления в брак клириков, проведение реформатор­ских соборов и основание в 1223 году первого в Дании доминикан­ского монастыря. Вдобавок он активно участвовал в учреждении новой миссионерской церкви в языческой Восточной Прибалтике, в Эстонии и Ливонии. В 1206—1207 годах он выступил в поддержку крестового похода против эстонцев и лично в нем участвовал, про­вел зиму в теологических наставлениях миссионерам, а весной, «за­хватив в заложники детей ливонских аристократов, направил свя­щенников проповедовать». Позднее, в 1219—1220 годах, после за­хвата датчанами крепости Ревель (Таллинн), он был назначен ее на­чальником, выдержал осаду язычников и продолжил евангеличес­кую деятельность. Сунесен без устали насаждал основополагаю­щую христианскую символику: повсюду в деревнях язычников были установлены деревянные кресты, и специальные отряды раз­давали святую воду69.

11. Европеизация Европы

Андерс Сунесен был одновременно проводником и реципиен­том процесса европеизации. В Париже ему довелось учиться у людей, за которыми стояло несколько поколений научного опыта, и участвовать в культурной жизни выдающегося академического центра, где в то время получали известность новейшие переводы с греческого и арабского и где складывались формальные структуры университетской жизни. Общаясь с эстонцами, он столкнулся с не­грамотным, политеистическим народом финно-угорской группы, ко -торых с католическим миром разделяла целая пропасть. Дания как бы стала промежуточным пунктом этого общения. С одной сторо­ны, в этой стране была сравнительно молодая церковная организа­ция и пока еще слабая католическая культура. Эта страна нужда­лась в упрощенных учебниках Сунесена. С другой стороны, это был центр, откуда шла христианизация эстонских племен и их при -общение к новой для них культуре в широком понимании. Не успев в полной мере освоить новые религиозные и культурные ин -статуты и модели, Дания уже стала их проводником.

В противоположность Раннему Средневековью в XII и XIII ве­ках темпы культурных изменений были существенно выше. Если раньше мы видим, что от момента зарождения в Италии бенедиктин­ской монастырской системы до ее насаждения в Скандинавии про­шло более пяти столетий, то Сунесен основал доминиканский монас -тырь в Лунде спустя всего семь лет после официального учреждения доминиканского ордена, то есть по сути дела еще при жизни самого св. Доминика. Отчасти это объясняется организационными особен­ностями доминиканского ордена, например, способностью ранних мо­настырей поддерживать существование без крупной материальной собственности, но этот фактор сам по себе является существенной от­личительной чертой Высокого Средневековья по сравнению с более ранним периодом. Он свидетельствует, что в новую эпоху механизмы взаимовлияний и заимствований работали намного быстрее и были ((лучше смазаны». Результатом, в частности, явилось взаимодействие крайне несхожих миров: мы видели, что евангелизацией эстонских язычников руководил человек, получивший образование во фран­цузских и итальянских университетских аудиториях.

К 1300 году Европа существовала в форме четко идентифици­руемой культурной общности. Описывать эту общность можно раз­ными способами, однако в культурном облике разных стран в любом случае можно выделить черты сходства — это были наиболе почитаемые святые, имена, монеты, хартии и система образования, о которых и шла речь в этой главе. К концу Средневековья имена и культы святых как никогда прежде стали едины для всей Европы; европейские правители повсюду чеканили монету и имели развитое делопроизводство; для высшего слоя европейских должностных лиц был характерен единый тип университетского образования. Все это и есть европеизация Европы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 317 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2207 - | 2160 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.