Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Римская церковь и христианский народ




«Кто намеревается выступить в поход за христианскую веру, должен пометить свою одежду знаком креста»1.

РОЛЬ ПАПСТВА

Определение латинского христианства, как отмечалось в Главе 1, носит двоякий характер: оно означает определенный обряд и послу­шание, причем оба аспекта тесно взаимосвязаны. На протяжении Высокого Средневековья эта взаимосвязь все более укреплялась. Прочие религии и разновидности самого христианства зачастую до­пускали большее обрядовое разнообразие в рамках одной и той же структуры. В других случаях, напротив, единство литургического цикла сохранялось вне зависимости от какой-то конкретной орга­низационной иерархии. Латинская же церковь не просто делала упор на единообразии общественного отправления культа, но и практически отождествляла ритуальный цикл с лояльностью цер­ковным властям. В этом и заключалось фактическое (хотя и не аб­солютное) единство обрядовой и организационной стороны.

Послушание и тип обрядового культа, о которых идет речь, были, естественно, римскими. Надо всеми епископами стоял папа римский. Образцом для всех церквей был конкретный, установлен­ный Римом порядок совершения службы. «Рим —... глава мира», а «Римская церковь обладает высшей властью и направляет весь христианский мир»2. Признававшие эти претензии Рима на церков­ное верховенство территории и народы и включал римско-католи­ческий мир — мир латинского христианства. Если говорить о раз­личиях между Ранним и Высоким средневековьем, то отчасти они состояли в том, какое значение придавалось этим притязаниям Рима и насколько успешно они реализовались. Папство с самого начала возведения христианства в ранг официальной религии, то есть со времен Константина, неизменно сохраняло положение идейного центра и высшей церковной инстанции, однако с XI века средства и методы поддержания этого положения претерпевали су­щественные изменения. Начиная с реформаторского движения се­редины и конца XI века власть римского папы крепла, решения Рима претворялись с большей настойчивостью, а единообразие об­рядового цикла проявлялось все сильнее. Одним из последствий этого явился рост католического самосознания. Поклонение св. Петру, подчинение власти папы и неукоснительное соблюдение

Роберт Бартлетт. Становление Европы

определенных форм культа и церковной организации усиливались и переплетались все теснее. Самоопределение людей Высокого Средневековья неотделимо от постулатов и организационных структур Римской церкви. Тот, кто стоял у руля «Святой римской церкви» (Sancta Romana ecclesia), мог на законном основании тре­бовать послушания от «народа христианского» (populus chris-tianusp, который, в свою очередь, все чаще осознавал себя тако­вым. Одним из наиболее тонких вопросов рассматриваемой нами экспансии является соотношение между этим самоопределением и особенностями социального, экономического и военного положе­ния людей средневековой Европы, которое мы можем восстановить на основе сохранившихся источников.

Джон Манди точно подметил, что «с григорианской эпохи и вплоть до кризиса XIV—XV веков развитие Европы проходило под воздействием бессистемного, в редких случаях осознанного, но вполне реального альянса европейской знати с престолом св. Петра»4. В этом заключается если не вся правда, то ее часть. Любой читатель «Регистра» папы Григория VII (1073—1085), основателя папской монархии Высокого Средневековья, убедится, что концеп­ция Манди имеет под собой все основания. В этом документе, вы­шедшем из самого сердца реформированного папства, сохранились послания, свидетельствующие об установлении и развитии связей между папой римским и знатью Италии и других стран Европы. «Регистр» открывается триумфальными словами: «Regnante domino nostro lesu Christo...» Через 200 с лишним томов целостность рее­стра нарушается, в документах начинает угадываться сумятица и запустение, отражающие хаос последних лет правления папы Гри­гория. В промежутке же неоднократно встречаются распоряжения, увещания и уговоры, обращенные к существующим или потенци­альным союзникам в лице знати.

Некоторые из таких альянсов уходили корнями во времена, предшествующие понтификату Григория. Из его послания «к кня­зьям, желающим предпринять экспедицию в Испанию», например, ясно, что между папством и аристократией северной Франции уже при предшественнике Григория были заключены официальные со­глашения, в которых детально оговаривались условия завоевания Пиренейского полуострова у мусульман. Союз между Римом и ве­ликими итальянскими аристократками Беатрисой и Матильдой Тос -канскими, «возлюбленными дочерьми св. Петра», а также узы вас­сальной верности, связывавшие нормандского князя Ричарда Капу-анского с Римской церковью, тоже были политическим наследием предшествующих пап. Но и здесь, как и во многом другом, рефор­матор Григорий не просто взял уже имеющееся, но придал ему новую энергию и преобразовал

Инициативы по установлению контактов между Римом и знат­ными правителями христианского мира могли исходить от разных сторон. Любой альянс предполагает наличие взаимных интересов.

10. Римская церковь и христианский народ

Например, в датированном сентябрем 1073 года письме Григория герцогу Швабскому Рудольфу после похвалы за «любовь и почет в отношении Святой Римской церкви» идет ссылка на послания гер­цога Григорию по поводу надлежащих отношений между церков­ными и королевскими властями. Получается, что Рудольф и прежде поддеРживэл с папой контакт и, возможно, рассчитывал излечь для себя какую-то выгоду из прямых связей с Римом. Природа взаим­ного интереса между немецким герцогом и папой-реформатором угадывается из намеков, содержащихся во второй части послания Григория. Папа не только сообщает Рудольфу, что не держит зла на немецкого короля Генриха IV, но и пишет, что вообще хотел бы ни к кому не испытывать зла. Такое несколько зловещее выражение доброй воли он завершает словами о том, что намерен обсудить во -прос гармонии между церковной и королевской властью с Рудоль­фом, Беатрисой Тосканской и «другими богобоязненными правите­лями»: «Засим взываем к Вашему Благоразумию, дабы Вы всегда стремились ко все большей верности св. Петру и без промедления припадали к его святыням, как для молитвы, так и для того, чтобы обдумать этот крайне важный вопрос». Через четыре года Рудольф был избран на царство, одержав победу над Генрихом IV, а Григо­рий всячески подчеркивал, что он «не оказывал поддержку ни одной из сторон, и только справедливость решила исход дела», то есть, по его мнению, справедливость оказалась на стороне Рудоль­фа. В марте 1080 года он признал Рудольфа королем и пожаловал его сподвижникам отпущение всех грехов. Некогда весьма туманно очерченная дружба вылилась в продвижение на трон и священную

войну.

Связи между феодалами к северу и югу от Альп, оппозиционно настроенными по отношению к империи, реформированным папст­вом и сторонниками священной войны как внутри, так и вне гра­ниц христианского мира порой носили достаточно тесный и близ­кий характер. Один из примеров тому приведен в генеалогическом древе на рис. 4. В нескольких поколениях одного и того же рода и в пределах его брачных связей мы видим здесь лидера оппозицион -ной лотарингской знати; папу-новатора; главных сторонников папы Григория VII из числа итальянских аристократов и человека, кото­рого войско Первого крестового похода избрало своим предводите­лем после победы в Иерусалиме. Далеко не всякий персонаж этого генеалогического древа приходился другом или союзником всем ос -тальным, но существовавшие между ними узы символизируют собой сам мир той эпохи. Его можно лаконично назвать миром все -общих связей. В этой среде обычной темой разговоров и слухов были походы против мусульман, надлежащие отношения между церковной и светской властью и заветы св. Петра. Эта среда взрас -тила реформированное папство, вызвала на бой Салическую монар -хию и повела за собой облаченных в доспехи христиан в Святую

Роберт Бартлетт. Становление Европы

землю. Это и был упомянутый Манди «альянс между европейской знатью и престолом Петра». (Рис. 4 и Табл. 3.)

Таблица 3





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 347 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2303 - | 2226 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.