Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Образы социальных групп в СМИ 3 страница




Стремление людей следовать доминирующей точке зрения, по мнению других исследователей, не обязательно связано со страхом изоляции (ведь реальной угрозы такой изоляции при массовых опросах или голосовании за непопулярного канди­дата нет). Скорее, здесь проявляется изначально присущий человеку как социальному существу конформизм, стремле­ние ориентироваться на других, идентифицироваться с дру­гими. Или же проявляется отмеченная психологом Э. Аронсоном «потребность быть правым».

Как бы то ни было, человек склонен добровольно подчи­няться доминирующему мнению — это проявляется и в ма­лых группах, и в массовых формах поведения (подобных го­лосованию на выборах в органы власти). Но откуда люди уз­нают о том, какие мнения являются доминирующими, а ка­кие — нет? Э. Ноэль-Нойман говорит о способности человека «воспринимать климат мнений». Но в условиях господства СМИ нет ничего удивительного в этой способности. Точка зрения, доминирующая в СМИ, и рассматривается челове­ком как свойственная большинству. То же самое происходит с опубликованными результатами социологических опросов.

Именно поэтому выборное законодательство демократи­ческих государств запрещает публиковать результаты опросов общественного мнения накануне выборов или даже за несколько


дней до них. Однако и до этого срока аудитория СМИ уже успевает ознакомиться с результатами опросов, поэтому дан­ный запрет едва ли способен что-то изменить.

Важной составляющей общественного мнения являются сте­реотипы. Понятие стереотипа было введено У. Липпманом еще в 20-е годы XX века. Стереотип — стандартное, упро­щённое представление о чём-либо, некая «форма», в которую отливается человеческое восприятие. «Немцы — педантич­ны и аккуратны», «французы — галантны», «все чиновники берут взятки», «женщины более чувствительны, чем муж­чины», «негры от природы хорошие спортсмены», «евреи умные и хитрые», «русские общительны и добродушны», «в Европе жить лучше, чем в России», и т.д. — всё это при­меры стереотипов.

С точки зрения Липпмана, стереотипы — необходимый элемент общественного и индивидуального сознания. С их помощью человек ориентируется в окружающем его мире. Ведь индивидуальный опыт человека крайне ограничен, его недостаточно для формирования более или менее целостного представления об окружающей сложной реальности. Стерео­типы создают систему координат, в рамках которой человек осуществляет свою деятельность. Липпман пишет:

«Нам рассказывают о мире до того, как мы его видим. Мы получаем представление о большинстве вещей до того, как непосредственно сталкиваемся с ними. И если получен­ное нами образование не помогает чётко осознать существо­вание этих предубеждений, то именно они управляют процес­сом восприятия. Они маркируют объекты либо как знакомые, либо как странные и необычные, усугубляя различие по это­му параметру: слегка знакомое подаётся как очень близкое, а чуть-чуть странное — как абсолютно чужое. Эти различия вызываются к жизни с помощью мелких знаков, варьирующих в диапазоне от подлинных индексов до неясных аналогий. Они наводняют свежее восприятие старыми образами и про­ецируют на мир то, что было сокрыто в памяти. Если бы в окружающей человека среде не было никакого практически осмысленного единообразия, то привычка принимать сложив­шийся ранее образ за новое впечатление вела бы не к эконо­мии

 


усилий, а только к ошибкам. Но поскольку единообра­зие всё-таки существует, то отказ от всех стереотипов в пользу абсолютно наивного подхода к опыту обеднил бы человече­скую жизнь»1.

Стереотипы — необходимый элемент восприятия реаль­ности. Однако следует отдавать себе отчёт в том, что многие стереотипы способны играть негативную роль. Это касается, например, этнических стереотипов, провоцирующих нацио­нальную напряжённость в обществе. Стереотипы по самой своей сути противостоят всему новому и непривычному, и это их свойство также способно провоцировать конфликты и взаимное непонимание.

Откуда берутся стереотипы? Значительную часть стереоти­пов человек усваивает в процессе социализации, получает «в наследство» от семьи и непосредственного социального ок­ружения. Другой источник стереотипов в современном мас­совом обществе — средства массовой информации.

С одной стороны, СМИ воспроизводят уже существующие стереотипы и тем самым укрепляют их. Например, женщи­ны в рекламных роликах чаще предстают в семейных ролях, чем в профессиональных. Тем самым закрепляется стерео­типное представление о женщине как, прежде всего, хозяй­ке. Пожилые люди в рекламе, по крайней мере, в отече­ственной, часто фигурируют в ролях бабушек и дедушек, что также отражает доминирующее в обществе представление об их главном назначении.

Но СМИ не только воспроизводят существующие стерео­типы, они вполне способны их создавать. Показывая те или иные социальные группы в определённом контексте, СМИ формируют у аудитории стереотипизированное представление о них. Выше уже приводился пример, касающийся «лиц кав­казской национальности».

Преобладание криминальной тематики в СМИ вполне спо­собно создать у аудитории стереотип о ведущей роли криминалитета

 

[1] Липпман У. Общественное мнение. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — Электронная публикация — http://www.socioline.ru/_seminar/predmet/om/reader_lipp.doc


в общественной жизни. Можно приводить и другие примеры, иллюстрирующие утверждение, что СМИ вполне способны формировать стереотипы, которые становятся эле­ментом общественного мнения. В то же время СМИ способ­ны изменять уже существующие стереотипы.

По замечанию Липпмана, стереотип «срабатывает» до того, как «включается» собственно процесс рационального мышления. Поэтому стереотипы можно рассматривать как иррациональную сторону общественного мнения. Однако общественное мнение включает и вполне осознанные убеж­дения, осмысленные позиции людей по тому или иному во­просу. Подобные убеждения также формируются во многом благодаря СМИ.

Средства массовой информации способны привлечь вни­мание аудитории к какой-либо проблеме, задать тему для раз­мышления и дискуссий. Приглашённые в эфир эксперты, отстаивающие разные точки зрения, могут привлечь или от­толкнуть аудиторию своими аргументами, повлияв тем самым на общественное мнение. СМИ создают площадку для раз­личных «лидеров мнений», способных влиять на убеждения людей.

Однако, учитывая большую роль СМИ в формировании общественного мнения, не следует упускать из виду и другие факторы, влияющие на него, и прежде всего существующую культурную традицию и реальный жизненный опыт. Если информация, продуцируемая СМИ, будет находиться в яв­ном конфликте и противоречии с повседневным опытом лю­дей, то едва ли она будет встречена аудиторией с полным доверием. Сформируется негативный стереотип по отноше­нию к СМИ — например, «новости всегда врут».

У аудитории СМИ формируется общественное мнение и по поводу самих СМИ, которое влияет на восприятие проду­цируемой ими информации. Приведём в качестве иллюстра­ции данные недавних опросов Левада-Центра, демонстриру­ющие отношение и уровень доверия россиян к нынешним отечественным СМИ, оценку степени их влияния.




Окончание табл. 3

 

  1999 Декабрь 2007 Ноябрь
Они не оказали на меня никакого влияния    
Я не обращаю внимания на такие передачи/ статьи, потому что в принципе не верю телеви­дению, газетам, радио    
Я не смотрю и не слушаю такие передачи, по­тому что не интересуюсь политикой    
Затруднились ответить    

Источник: Общественное мнение: ежегодник. — М.: Левада-Центр, 2007. С. 161.

Вопросы

1. Что представляет собой аудитория СМИ?

2. Какие типы исследований аудитории СМИ существуют?

3. Что такое рейтинг? С чем связана необходимость измерения рейтингов и как оно осуществляется?

4. Охарактеризуйте основные теории воздействия СМИ на ауди­торию. Какая из теорий кажется вам наиболее убедитель­ной? Почему?

5. Какие факторы влияют на восприятие индивидом информа­ции, транслируемой СМИ?

6. Каковы основные типы последствий СМИ?

7. Что такое общественное мнение? Какова роль СМИ в воз­никновении этого феномена?

8. Что такое стереотипы? Какова их роль в человеческом по­знании?

9. Могут ли СМИ формировать и изменять стереотипы? Приве­дите примеры.

10. Какие исследователи занимались изучением воздействия СМИ на аудиторию?

11. Что имел в виду П. Бурдье, когда утверждал, что обществен­ного мнения не существует? Согласны ли вы с его позици­ей? Почему?


Литература

1. Американская социологическая мысль: тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1994.

2. Аронсон Э. Общественное животное: введение в соци­альную психологию. — М.: Аспект-Пресс, 1999.

3. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, кана­лы, действия. — М.: РИП-холдинг, 2003.

4. Бове К.Л., Арене У.Ф. Поведение потребителя и сегмен­тирование рынка // Психология и психоанализ рекламы: учеб. пособие. - Самара: ИД БАХРАХ-М, 2001.

5. Бурдье П. Социология политики. — М., 1993.

6. Гудков Л. Страх как рамка понимания происходящего // Гудков Л. Негативная идентичность: статьи 1997-2002 го­дов. — М.: Новое литературное обозрение, ВЦИОМ-А, 2004.

7. Гудков Л. Идеологема «врага» // Гудков Л. Негативная идентичность: статьи 1997-2002 годов. — М.: Новое ли­тературное обозрение, ВЦИОМ-А, 2004.

8. Дейян А. Теории коммуникации и их применение в рек­ламе // Психология и психоанализ рекламы: учеб. посо­бие. - Самара: ИД БАХРАХ-М, 2001.

9. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. — М.: Новая школа, 1996.

10. Дондурей Д. Фабрика страхов // Отечественные запис­ки. 2003. № 4.

11. Дубин Б.В. Медиа постсоветской эпохи: изменение уста­новок, функций, оценок // Вестник общественного мне­ния. Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 2 (76).

12. Ефимова Л. Проблемы правовой защиты детей от информации, приносящей вред их здоровью и разви­тию, распространяемой в сети Интернет. — http://www. medialaw.ru/publications/zi р/156-157/1.htm

13. История исследований российской телевизионной ауди­тории // Отечественные записки. 2003. № 4.

14. Камбербач Г. «Воздействие» СМИ на общество: неокон­ченная дискуссия // Медиа: введение. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

15. Общественное мнение: ежегодник. — М.: Левада-Центр, 2007.

6*

16. Левада Ю. От мнений к пониманию: социологические очерки. 1993-2000. — М.: Московская школа полити­ческих исследований, 2000.

17. Липпман У. Общественное мнение. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — электронная публикация — http://www.socioline.ru/_serninar/predmet/ om/reader_li pp.doc

18. Макаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. - М., 2000.

19. Менегетти А. Реклама: факт, корни, власть // Психо­логия и психоанализ рекламы: учеб. пособие. — Самара: ИД БАХРАХ-М, 2001.

20. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. — СПб.: Питер, 2005.

21. Никифоров О. Диалектика медиапросвещения // Отече­ственные записки. 2003. № 4.

22. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение: открытие «спи­рали молчания» (фрагменты монографии) — http:// www.socioline.ru/_seminar/predmet/om/reader_nn.doc

23. Паккард В. Психоанализ в рекламе // Психология и психоанализ рекламы: учеб. пособие. — Самара: ИД БАХРАХ-М, 2001.

24. Полуэхтова И. Телеменю и телепотребление // Отече­ственные записки. 2003. № 4.

25. Постман Н. Исчезновение детства // Отечественные за­писки. 2004. № 3.

26. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. — М.: Гардарики, 2006.

27. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, Издательский дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

28. Хорхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. — М.: Изд-во «Медиум», 1997.

29. ЦуладзеА. Политическая мифология. — М.: Эксмо, 2003.

30. Шарков Ф.И., Баранова В. И. Аудитория и мониторинг СМИ // Социологические исследования. 2005. № 10.

 



¨ Медиаиндустрия как сектор экономики

В современных обществах СМИ являются сектором эко­номики, производящим заметную, часть ВВП (хотя доля СМИ в ВВП неодинакова в разных странах). В «Концепции раз­вития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008— 2015 годы», одобренной Правительством Российской Феде­рации 29 ноября 2007 года, отмечается, что в настоящее вре­мя вклад медиаотрасли в ВВП России составляет 1,4%, что сопоставимо с вкладом таких отраслей, как промышленность строительных материалов, лёгкая промышленность, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Однако с учётом опыта других развитых стран доля медиаотрасли может со­ставлять 2,5-4,5% ВВП. В Концепции отмечается, что, со­гласно прогнозам, к 2015 году оборот российской медиаиндустрии будет составлять не менее 1 250 млрд рублей.

Большинство СМИ являются коммерческими организаци­ями, действующими по законам рыночной экономики и ориентированными, прежде всего на продажу специфического информационного товара и получение прибыли. Будучи субъектами рынка, СМИ вынуждены конкурировать друг с другом и бороться за потребителя. Основным источником доходов коммерческих СМИ служит реклама. Другие источ­ники доходов — распространение собственной продукции, государственное финансирование и льготы, участие в разных видах коммерческой деятельности, добровольные пожертво­вания.

Современная медиаиндустрия представляет собой сложней­ший комплекс разнообразных предприятий, связанных эко­номическими отношениями, — начиная от информационных


агентств, производящих новости, рекламных и ПР-агентств и заканчивая студиями звукозаписи и типографиями. По­требителю заметна лишь «верхушка», конечный продукт их совокупной деятельности.

Индустрия СМИ относится к постоянно растущему в со­временных обществах сектору так называемой «индустрии куль­туры» («культурных индустрии», «творческих индустрии»). Как уже отмечалось в главе «Теоретический анализ массовой коммуникации и СМИ», термин «индустрия культуры» ввёл Т. Адорно для обозначения промышленного и коммерческо­го характера современной массовой культуры. В контексте взглядов Адорно и других представителей «критической тео­рии» термин «индустрия культуры» имел негативный смысл и употреблялся в единственном числе. Однако в современ­ных исследованиях термин стал употребляться во множествен­ном числе и утратил негативную окраску.

Так, британский исследователь Д. Хесмондхол определя­ет «индустрии культуры» как отрасли экономики, которые занимаются промышленным производством и распростране­нием текстов. (Слово «текст» в современном обществознании, социальных и культурных исследованиях понимается весьма широко. В качестве текста может рассматриваться любой объект, несущий некоторую закодированную инфор­мацию.)

К индустриям культуры помимо собственно СМИ отно­сятся реклама, маркетинг, книжная индустрия, мода, ин­тернет-индустрия (создание сайтов и др.), создание компью­терных игр и т.д. Большинство «индустрии культуры» так или иначе связаны со СМИ, распространяющими их продукцию или информирующими о ней потребителя.

СМИ являются производителями специфического продук­та, реализуемого на соответствующем рынке — медиарынке. Р. Пикар, современный исследователь медиаэкономики, сформулировал суть медиарынка следующим образом: «Масс-медиа — сдвоенный рынок товаров и услуг. СМИ продают содержание аудиториям, следовательно, содержание — то­вар, произведённый для аудитории. Выполняя свою сервисную­


функцию, СМИ оказывают услугу рекламодателям, орга­низуя для них доступ к целевым аудиториям».

Следует отметить, что другие исследователи предлагают рассматривать в качестве своеобразного товара СМИ и их ауди­тории, которые СМИ «продают» рекламодателям.

Современный медийный рынок имеет сложную много­уровневую структуру, определяемую типами СМИ (инфор­мационные агентства, пресса, радио, телевидение и т.д.), потребностями и интересами их аудитории, территориальным фактором.

Как отмечает Е. Вартанова, одной из важнейших характе­ристик современных СМИ развитых стран Европы и Север­ной Америки является превращение их медиарынков в «ин­формационно богатые». Уровень «информационного богат­ства» определяется по следующим параметрам:

«— насыщенность медиарынка каналами традиционных и но­вых СМИ — газетами, журналами, радио- и телестанциями, книжными издательствами, кинотеатрами, провайдерами до­ступа к Интернету;

— насыщенность медиарынка производителями содержатель­ных продуктов — журналистами и писателями, создателя­ми телепрограмм, актёрами, режиссёрами, техническим пер­соналом;

— доступ аудитории к медиаканалам и содержанию СМИ как в количественном измерении (число газет, журналов, радиоприёмников, телевизоров, видеомагнитофонов, компь­ютеров, телефонов, подключений к Интернету на 1 ООО че­ловек), так и в качественном (способность аудитории пла­тить за информацию; грамотность и навыки пользования);

— уровень потребления СМИ — объём времени, в течение которого аудитория читает, смотрит, слушает, то есть по­требляет СМИ;

— объём затрат на СМИ — процент семейного бюджета, за­трачиваемого на СМИ;

— объём национального рекламного рынка — структура «рек­ламного пирога», доля рекламы, направляемой в СМИ в целом и конкретные средства массовой информации в ча­стности;

— технологический уровень инфраструктуры СМИ — наличие производственной базы (полиграфическая база печатных


СМИ, оборудование для производства кино-, аудио-, видео­материалов и т.п.) и техническое состояние передающих каналов (трансляционные вещательные сети, телекоммуни­кационные системы); — интегрированность национальных СМИ в глобальную ком­муникационную инфраструктуру — возможность аудито­рии получать доступ к иностранным медиарынкам, гло­бальным потокам информации и каналам коммуникации»1.

Е. Вартанова отмечает, что важной тенденцией, характе­ризующей развитие информационно богатых рынков СМИ на нынешнем этапе, является конвергенция с другими рын­ками — телекоммуникаций, производства домашней элект­роники, компьютеров, программного обеспечения. В ре­зультате складывается единый медиарынок, занимающий всё большее место в национальных экономиках, а также выходя­щий за их пределы, приобретающий транснациональный ха­рактер.

На современном этапе информационно богатые рынки СМИ характерны для относительно небольшого количества обществ. Предпосылкой их формирования является высокий уровень экономического и технологического развития. Од­нако движение в сторону информационно богатых рынков — тенденция, присущая всем современным обществам, демон­стрирующим положительную динамику экономического роста.

В последние годы всё более отчётливой становится тен­денция к концентрации СМИ и, одновременно, их диффе­ренциации, обусловленной дифференциацией информаци­онных потребностей аудитории и стремлением рекламодате­лей обращаться к целевым группам потребителей.

На российском рынке процесс концентрации СМИ начал­ся в 90-е годы созданием издательско-производственных объ­единений и издательских домов. На современном россий­ском рынке СМИ представлено множество крупных экономических субъектов. В качестве примера можно при­вести холдинг «Газпром-Медиа». Созданный в 1998 году холдинг

 

1 Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. — М.: Аспект-Пресс, 2003. — Электронная публи­кация — http://evartist.ru/textll/44.htm


владеет, в частности, тремя телекомпаниями (ОАО «Те­лекомпания НТВ», «ЗАО НТВ-Плюс», ОАО «ТНТ-Теле­сеть», рядом радиостанций («Эхо Москвы», Радио NEXT и др.), изданиями «Известия», «Семь дней», кинокомпанией, рекламным агентством и двумя кинотеатрами.

Другой крупный субъект российского медиарынка — хол­динг «Проф-Медиа». Холдинг был образован в 1997 году. Сегодня он владеет телеканалами ТВ-3, 2x2; газетами «Ком­сомольская правда», «Советский спорт», «Экспресс-газета», рядом радиостанций и журналов.

Концентрация СМИ, обусловленная ужесточением кон­куренции, выражается в формировании крупных компаний, объединяющих несколько СМИ разных типов, а также дру­гие организации, связанные с производством и распростра­нением информации — типографий, издательств, реклам­ных агентств, кинотеатров и т.д. Процесс концентрации СМИ ведёт к созданию гигантских медиакомпаний, действующих уже не на национальных рынках, а на рынке глобальном. Транснациональные СМИ будут рассмотрены в главе «Мас­совые коммуникации в глобализирующемся мире».

 

Реклама

В 1989 году совокупные расходы на рекламу в мире со­ставляли 167 млрд долларов. К началу нового тысячелетия они приближаются к 300 млрд долларов1. Если говорить о России, то в 2006 году объём рекламы во всех видах отечест­венных СМИ составил 6 490 млн долларов (на телевидении — 3 160 млн долларов)2.

1 Медиа: введение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 47. 2 «Медиаиндустрия России: состояние и тенденции развития» (январь 2007 г.). Центр макроэкономических исследований ком­пании БДО Юникон. — Электронная публикация — http:// www.publishinghelp.com/RussianMediaFund/dernrole.pdf

Реклама в современном мире — отрасль экономики и в то же время — нечто большее. Реклама — важный институт сов­ременных обществ. Её возникновение было связано с фор­мированием массового производства и массового рынка,


изменением отношений между производителем и потребите­лем, сопутствующим становлению современной экономики. В этих изменившихся отношениях реклама заняла своё необ­ходимое место.

Сущность экономической трансформации, сделавшей рек­ламу необходимой, современный британский исследователь И. МакРури описывает следующим образом:

«В XVIII веке производство было организовано так, что основная часть потребностей человека (в одежде, еде и т.д.) удовлетворялась внутри отдельно взятого хозяйства, в боль­шей или меньшей степени обеспечивались местной сельской экономикой. В противоположность этому типичное для на­чала XXI века домашнее хозяйство в предместье какого-либо города само по себе почти ничего не производит. Сопостав­ление этих двух моделей иллюстрирует те исторические пере­мены, из которых и выросло рекламное дело. Географиче­ское, рассредоточение производства, а также развитие импорта привели к тому, что на рынке стало появляться всё больше и больше новых товаров для потребителя. Нужно было как-то управлять спросом на них; эту роль и стала выполнять рекла­ма. Дело обстояло так, что система снабжения перестала ра­ботать напрямую, став более сложной и опосредованной. Главными её чертами стали — расстояние, отныне отделя­ющее производителя от потребителя, и анонимность как пер­вого, так и второго»1.

В «свободной зоне», возникшей между производителем и потребителем, формировались разного рода институциональ­ные посредники, в первую очередь — розничная торговля. Но уже достаточно быстро появляется такая фигура, как рек­ламный агент. Реклама позволяла решить и проблему пре­одоления расстояния между производителем и потребителем, и проблему анонимности производителя.

1 МакРури И. Реклама и новая среда СМИ // Медиа: введение: учебник для студентов вузов / пер. с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 49-50.

Для становления рекламного дела определяющую роль сыг­рало не только отделение производителя от потребителя, но


и возникновение СМИ — в XIX веке это означало развитие прессы. Именно пресса стала первым орудием массовой рекла­мы, и именно с коммерциализации прессы началось развитие коммерческих СМИ. Финансирование прессы за счёт реклам­ных поступлений позволило сделать газету более дешёвой и доступной массовому читателю. Я. Засурский отмечает:

«Доступ массовой аудитории к журналистике открыла эко­номическая революция в газетном деле, которая произошла в середине XIX века практически одновременно в результате внедрения рекламы в США, Англии и Франции. Наиболее чётко новую формулу экономического функционирования газеты прописал Эмиль де Жирарден, предпринявший в Пари­же издание газеты «Пресс». Снизив цену на подписку и роз­ницу, он добился роста тиража, а с увеличением количества читателей увеличился приток рекламы, которая не только ком­пенсировала уменьшение цены, но и сделала газету прибыль­ной. Так возникла рекламная спираль — чем ниже цена, тем выше тираж и доходы от рекламы. Суть новой экономики газеты состояла в том, что она продавалась дешевле себесто­имости за счёт доходов от рекламы. Так возникли массовые газеты, которые всеми силами старались завлечь читателей в сети рекламодателей, началась коммерциализация прессы»1.

Так издательское дело превращалось в своеобразную инду­стрию, и уже в 70-е и 80-е годы XIX века возникают первые издательские концерны в Америке, Германии и Англии. Та­ким образом, развитие СМИ и рекламы изначально шло «рука об руку», и одно неотделимо от другого.

1 Засурский Я. Журналистика: от Гуттенберга до Билла Гейтса // Отечественные записки. 2003. № 4.

Появление в XX веке электронных СМИ, особенно теле­видения, привело к росту масштабов рекламной индустрии, усложнению её теории и практики. С распространением теле­видения реклама превратилась в нечто большее, чем средство коммуникации между продавцом товара и его потенциальным покупателем. Реклама стала новым видом культурной деятель­ности, воздействующей на массовое сознание аудитории, формирующей определённые жизненные идеалы и ценности. Основными субъектами рекламной деятельности являются


рекламные агентства, действующие по заказу рекламодате­лей, и СМИ, распространяющие рекламу.

Характерные для рекламы приёмы воздействия на аудито­рию сегодня вынуждены использовать для взаимодействия с обществом и политические организации, и образовательные учреждения, и благотворительные фонды. То есть сфера рек­ламной деятельности охватывает фактически всю область ком­муникации между любыми формами организаций и массовой аудиторией.

Развитие рекламной индустрии подразумевало совер­шенствование и усложнение рекламной деятельности. Это включало и проведение научных исследований — демографи­ческих, психологических, социологических. Становление рекламной индустрии было связано и с маркетинговыми ис­следованиями. Исследовательская деятельность стала неотъем­лемой частью рекламного дела, что способствовало росту эф­фективности рекламы. Однако основным стимулом этих ис­следований является, конечно, не бескорыстный исследова­тельский интерес, а стремление к росту прибыли, «отдачи» от рекламы.

Проблема эффективности рекламы интересует не только профессионалов рекламного бизнеса, но и многочисленных критиков рекламы, и исследования эффективности реклам­ного воздействия дают неоднозначные результаты. Однако без рекламы современная экономика (и, как выше отмеча­лось, уже не только экономика) функционировать не может.

С другой стороны, реклама сегодня представляет собой только часть (хотя и весьма значительную) целого комплекса разнообразных методов продвижения товара или услуги по­требителю. Весь этот комплекс составляет обширную сферу деятельности, называемую promotion. Помимо рекламы она включает паблик рилейшнз (ПР), корпоративное спонсор­ство, дизайн витрин и т.д.

Реклама представляет собой основной источник дохода для коммерческих СМИ. Соответственно коммерческие СМИ напрямую зависят от рекламодателя и лишь косвенно — от аудитории. Рекламодатель заинтересован в том, чтобы ин­формацию о товаре получила как можно более широкая аудитория­


Отсюда — стремление коммерческих СМИ ориенти­роваться на массовые, не слишком изысканные вкусы, иг­норировать запросы той части аудитории, которая не пред­ставляет большого интереса с точки зрения рекламного воз­действия (например, детей или пенсионеров).

Однако исследования показывают, что массовый охват аудитории рекламой не означает высокой эффективности рек­ламного воздействия. Люди просто пропускают большинство рекламных сообщений «мимо ушей». Само количество рек­ламных сообщений, обрушиваемых на человека разными СМИ — около тысячи ежедневно, — делает невозможной какую-либо иную реакцию на них. Реклама превращается в «информационный шум». Для повышения эффективности рекламы её создатели вынуждены прибегать ко всё более изощ­рённым приёмам привлечения аудитории.

Однако более эффективным, хотя более трудоёмким и до­рогостоящим, способом донесения рекламного сообщения до аудитории является применение адресного, целевого подхо­да. Так возникла концепция фрагментации, согласно кото­рой реклама должна обращаться не к анонимной массовой аудитории, а к определённым группам с присущими им спе­цифическими интересами. Но вычленить такие группы и орга­низовать на них «точечное воздействие» достаточно сложно, и разные СМИ обладают для этого разными возможностя­ми. В частности, журналу этого добиться проще, чем теле­видению, но аудитория журналов гораздо меньше, чем теле­визионная аудитория.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 628 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2525 - | 2183 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.