Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно




об «индустрии культуры»

Представители Франкфуртской школы Т. Адорно и М. Хорк­хаймер разрабатывали критическую теорию современного ин­дустриального общества, в рамках которой значительное вни­мание уделялось изменению функций культуры и появлению феномена «индустрии культуры».

В возникновении и существовании этого феномена глав­ную роль играют средства массовой коммуникации. Радио, телевидение и кино тиражируют произведения культуры, превращая их в продукт потребления. Произведения «индуст­рии культуры» изначально создаются как товар, предназначенный


для массового рынка, что, по мнению исследовате­лей, меняет саму сущность культуры.

Основываясь на предшествующей интеллектуальной тра­диции, в частности на немецкой философии, Адорно и Хоркхаймер понимали культуру прежде всего как свободную твор­ческую и интеллектуальную деятельность, само существова­ние которой означает возможность критики и рационального осмысления социальной реальности. Массовая культура, превратившаяся в индустрию, полностью утрачивает эти функции и служит утверждению и легализации общества по­требления, интересов власти и бизнеса. Она парализует кри­тическое мышление, служит своеобразным наркотиком, от­влекающим людей от реальных проблем и противоречий общественной жизни.

Аудитория СМИ, потребляющая стандартную «культурную продукцию», становится пассивной и легкоуправляемой, приучается мыслить стереотипами. Индустрия культуры ста­новится механизмом воспроизводства тотальной потребитель­ской идеологии, легитимизирующей сложившийся соци­альный порядок.

Стандартизированное культурное производство есть логи­ческое продолжение стандартизированного производства то­варов в других сферах экономики. Собственно, сама культу­ра превращается с помощью средств массовой коммуникации в одну из отраслей экономики. Она утрачивает функцию ду­ховного развития человека.

Подобный тотальный критицизм по отношению к совре­менной массовой культуре разделялся впоследствии многими авторами. Однако развитие средств коммуникации в постин­дустриальном, информационном обществе внесло значитель­ные коррективы в модель Адорно и Хоркхаймера. Прежде всего, массовая культура, транслируемая СМИ, уже не яв­ляется настолько однородной и стандартизированной, рас­падаясь на множество сегментов. С другой стороны, новые информационные технологии позволяют увеличивать актив­ность аудитории СМИ в выборе информации.


Юрген Хабермас о формах

И функциях коммуникации

Современный немецкий исследователь Ю. Хабермас ис­пытал значительное влияние идей Франкфуртской школы. Проблему кризисного состояния современных западных об­ществ он рассматривал в свете проблематики межличностно­го взаимодействия и коммуникации.

По мнению Хабермаса, нормальное функционирование общества подразумевает свободную коммуникацию между его членами по поводу общих проблем и интересов, выработку общих решений на основе рационального обсуждения. Про­образом пространства подобной коммуникации может служить античная агора — площадь, где собирались граждане полиса для обсуждения общественных проблем и принятия общих решений.

Становление западной демократии, по мнению Хаберма­са, было неразрывно связано с формированием примерно в XVIII веке пространства свободной коммуникации в форме различных клубов, литературных салонов, свободной прес­сы. Все эти институции, возникавшие в Лондоне, Париже и других европейских городах, служили местом выработки общественного мнения. Их появление означало конституирование свободного гражданского общества как фундамента демократического политического устройства. Большую роль в формировании свободной общественности сыграла пресса.

Однако в современных индустриальных и постиндустри­альных обществах пространство для свободной коммуникации и выработки общественного мнения всё более сужается. Од­ним из важных факторов, обусловивших этот процесс, явля­ется развитие электронных СМИ. Средства массовой инфор­мации уничтожают «сферу публичного», где люди могли бы свободно обмениваться мнениями и принимать решения. Сфера публичного «колонизируется» СМИ, которые тиражи­руют уже готовые мнения. Даже политические дискуссии, транслируемые СМИ, становятся своеобразным театром, зрелищем. Общественное мнение теперь формируется путём манипулирования и рекламы.


В исчезновении публичной сферы и деградации обще­ственного мнения Хабермас видит источник кризиса совре­менных западных обществ. Однако он полагает, что этот кри­зис можно преодолеть (следует отметить, что широкое рас­пространение интернета в последние годы может способство­вать возрождению пространства свободной коммуникации).

 

Жан Бодрийар о «гиперреалъности»

Французский мыслитель Ж. Бодрийар является одним из наиболее влиятельных современных социальных теоретиков. Его творчество принято относить к постмодернистской соци­альной теории, хотя сам он не считал себя постмодернистом.

Подобно Маклюэну, Бодрийар считает, что СМИ ради­кальным образом меняют общество, однако рассматривает эти изменения в целом негативно. По мнению Бодрийара, рас­пространение СМИ приводит к тому, что подлинная реаль­ность полностью утрачивает своё значение и вытесняется так называемой «гиперреальностью», продуцируемой СМИ.

«Гиперреальность» есть царство «симулякров». Симулякр, в понимании Бодрийара, это «копия копии», которая отсы­лает зрителя или потребителя не к реальному объекту, в «ги­перреальности» вообще не существующему, а к другой копии. Переизбыток информации, производимый современными СМИ, уничтожает категорию смысла. Смысл как таковой перестаёт существовать. «Мы производим в изобилии обра­зы, которые не передают никакого смысла. Большинство образов, которые доносят до нас телевидение, живопись, образы аудиовизуальные или синтетические образы — все они не значат ничего».

Созерцая мир через призму СМИ, человек видит только то, что ему показывают, и считает реальным то, что видит. Всё, что не попадает в поле зрения СМИ, как бы не суще­ствует вообще, поскольку не получает репрезентации. С дру­гой стороны, всё, что попадает в объектив, а затем на эк­ран, неизбежно становится зрелищем, даже если речь идёт о войне или катастрофе. Таким образом, будучи преображён­ными СМИ, события утрачивают своё подлинное значение. То же самое происходит с реальностью в целом. На смену


естественному приходит искусственное, на смену реальному — виртуальное. Однако Бодрийар не считает, что СМИ «мани­пулируют» податливой зрительской аудиторией. СМИ и «мас­сы» как объект их воздействия находятся в отношениях взаи­мозависимости, которую Бодрийар описывает следующим образом:

«Массы принимают абсолютно всё и абсолютно всё делают зрелищным; им не требуется другой код, им не требуется смысл; они, в сущности, не сопротивляются — они просто обрекают всё на соскальзывание в некую неопределённую сфе­ру, которая даже не является сферой бессмыслия, а выступа­ет областью всеохватывающего гипноза/манипуляции. Все­гда считалось, что массы находятся под влиянием средств массовой информации — на этом построена вся идеология последних. Сложившееся положение объясняли эффектив­ностью знаковой атаки на массу. Но при таком, весьма упро­щённом, понимании процесса коммуникации упускается из виду, что масса — медиум гораздо более мощный, чем все средства массовой информации, вместе взятые, что, следо­вательно, это не они её подчиняют, а она их захватывает и поглощает или, по меньшей мере, она избегает подчинённо­го положения. Существуют не две, а одна-единственная ди­намика — динамика массы и одновременно средств массовой информации»1.

 

Никлас Луман о «реальности масс-медиа»

¹ Бодрийар Ж. От сопротивления к гиперконформизму // Яс-перс К., Бодрийар Ж. Призрак толпы. — М.: Алгоритм, 2007. С. 214.

4. Зак. 549

Немецкий теоретик Н. Луман является создателем свое­образной версии системной теории общества. Луман исполь­зует понятие аутопойетической, или самореферентной, сис­темы. Самореферентная система существует, воспроизводя собственное самоописание и поддерживая тем самым грани­цу между собой и окружающей средой. Для самореферент­ной системы коммуникация является базовым процессом, благодаря которому она и существует.


Общество является самой крупной самореферентной сис­темой, в рамках которой существуют разнообразные подсис­темы, также поддерживающие себя посредством саморефе­ренции. Коммуникация внутри каждой системы осуществ­ляется с помощью особых кодов. Кодов других систем систе­ма не распознаёт (так, например, для экономики понятия «любовь» или «мораль» ничего не означают, в отличие от по­нятий «прибыль» и «эффективность»). Согласно Луману, каждая система «видит» только себя — свои собственные опе­рации, и её отношение с внешней средой ограничивается поддержанием собственной границы. Для того чтобы опи­сать систему извне, необходим «наблюдатель второго поряд­ка», каковым применительно к обществу является, напри­мер, социальный исследователь. Однако система не изоли­рована от среды. Она связана с нею «структурным сопряже­нием» — это значит, что структуры системы зависят от структур внешнего мира. Система замкнута на себя не струк­турно, а операционально. Она реагирует на воздействия из­вне, но видит при этом лишь собственные реакции на эти воздействия.

СМИ, согласно Н. Луману, являются одной из таких са­моописывающихся систем. Они обособились от других сис­тем в рамках общества благодаря появлению «технических множительных средств», создавших особую инфраструктуру масс-медиа.

«Техника распространения сыграла в процессе обособле­ния (Ausdifferenzierung) системы масс-медиа такую же реша­ющую роль, какой была роль денег по отношению к эконо­мике. В этой системе коммуникаций не происходит взаимо­действия между отправителем и получателем информации как присутствующими друг для друга. О таком взаимном присут­ствии можно говорить только в том случае, когда им досту­пен непосредственный контакт, когда они могут видеть, слы­шать, осязать друг друга и в зависимости от этого строят коммуникацию. Всего этого нет в массмедиа»1.

 

¹ Луман Н. Реальность массмедиа: реферат А. Филиппова // Отечественные записки. 2003. № 4.


Обособившись от других сфер коммуникации, СМИ вы­работали собственный язык, собственную систему кодирова­ния информации и собственную логику функционирования. Способ кодирования информации внутри системы СМИ под­разумевает, например, различение «информация/не инфор­мация», благодаря которому происходит отсортировывание тех содержаний, которые не соответствуют логике коммуни­кационного процесса, как он протекает в рамках данной сис­темы. Так, отбор новостной информации осуществляется, согласно Н. Луману, в соответствии со следующими крите­риями.

«1. Информация должна быть новой. Чтобы усилить её неожиданность, нужно обозначить явное нарушение непре­рывности хода событий, расхождение с ожиданиями, уникаль­ность случившегося. Контекст, напротив, должен быть при­вычным, вызывающим доверие.

2. Предпочтение отдаётся конфликтам. Такие темы ото­двигают развязку в будущее. Не зная, кто выйдет победите­лем, получатели информации испытывают напряжение и пыта­ются угадать исход борьбы.

3. Внимание можно привлечь указанием количества. В циф­рах есть всегда нечто определённое, вне зависимости от того, понимает ли получатель информации, о чём вообще идёт речь. Особенно действенны сравнения: анализ динамических про­цессов (например, изменения показателей инфляции) или со­поставление территорий.

4. Дополнительный вес придаёт информации и локальный контекст. Предполагается, что получатель информации хоро­шо знает положение дел в месте своего проживания и для него ценны любые дальнейшие сведения.

5. Очень важны нарушения норм, которые в изображении массмедиа часто принимают форму скандалов. Собственно, только нарушение и делает норму явной. Предполагается, что никто не знает, насколько часты отклонения и как повели бы себя в аналогичной ситуации другие люди. Информация о нарушении, поданная в виде простой констатации данного факта, позволяет получателю солидаризоваться с другими в осуждении нарушения и приверженности норме, а равно и в демонстративном утверждении своего незнания о реальной практике нарушений.


6. Особенно пригодны для новостей сообщения о нару­шениях норм, когда к ним добавляются моральные оценки, позволяющие высказывать уважение или неуважение к тем или иным лицам. Массмедиа играют важную роль в воспро­изведении кода морали. Это не означает, что они стали выс­шей моральной инстанцией, — такой в обществе больше нет. Но зато они могут публично называть какие-то поступки хо­рошими или дурными.

7. Классифицируются не только поступки, но и те, кто их совершает, — тем самым массмедиа не просто извещают о нарушении норм, но и помогают слушателю или читателю составить собственное мнение. Весь комплекс скрытых моти­вов, которые побудили, а подчас и вынудили человека посту­пить именно так, а не иначе, при этом не освещается.

8. Требование актуальности информации ведёт к тому, что массмедиа сосредоточивают внимание на исключительных случаях (катастрофах, стихийных бедствиях и т.п.), а требова­ние рекурсивности вызывает у журналистов повышенный ин­терес к предшествующим или к похожим событиям (иногда образующим целые «серии»).

9. Особый случай — распространение в качестве новостей высказываемого кем-то мнения. В значительной части мате­риалов массмедиа отражаются они сами: говорящие могут отвечать на поставленный вопрос или навязывать свои выска­зывания, но так или иначе эти высказывания становятся со­бытием только благодаря массмедиа. «Мир словно наполня­ется добавочными шумами: предложениями, комментариями, критикой».

10. Все перечисленные критерии становятся ещё строже,
когда отбором занимаются специальные организации, подго-
няющие информацию, уже отобранную системой массмедиа,
под рубрики и шаблоны (например, выпускающие редакции в
печатных СМИ). Рубрики должны быть пригодны для много-
кратного использования, не быть непривычными для получа-
теля информации, не провоцировать ажиотаж и конфликты,
потому что это слишком усложнило бы планирование дея-
тельности такой организации»1.

1 Луман Н. Реальность массмедиа: реферат А. Филиппова // Отечественные записки. 2003. № 4.

Функцией системы СМИ в обществе является управление процессом его «самонаблюдения», осуществление наблюде­ния


«второго порядка» — наблюдая не за объектами, а за на­блюдениями.

«Наблюдая за наблюдениями», отслеживая «мнения», ко­торые в системе СМИ становятся «событиями», осуществляя отбор информации, СМИ в определённом смысле конструи­руют реальность, формируя описание общества, частью ко­торого они являются.

Мануэль Кастелъс: «реальная виртуальность»

Современный американский исследователь М. Кастельс разработал наиболее целостную и полную концепцию инфор­мационного общества (хотя сам автор предпочитает термин «информациональный»). В своём трёхтомном труде «Инфор­мационная эпоха» (на русский язык работа переведена в со­кращённом варианте) Кастельс прослеживает, как внедре­ние информационных технологий меняет экономические и политические отношения, способы формирования идентичностей, воздействует на культуру, создаёт новые фундамен­тальные социальные противоречия. Поскольку социология массовых коммуникаций традиционно уделяет основное вни­мание средствам массовой информации, но не использова­нию коммуникационных технологий в других областях (хотя это и не противоречило бы определению её предмета), следу­ет сосредоточиться здесь именно на предпринятом исследова­телем анализе СМИ и воздействия информационных техно­логий на культуру.

Анализируя роль и функции электронных коммуникаций в современных обществах, Кастельс часто ссылается на рево­люционные идеи Маклюэна, хотя и отмечает некоторые оши­бочные положения последнего.

По мнению Кастельса, распространение и развитие ин­формационных технологий формируют «культуру реальной виртуальности». Но, прежде чем говорить непосредственно об этом, следует обратиться к пониманию Кастельсом сущ­ности коммуникации и её роли в культуре.

Кастельс, как и Маклюэн (а также ряд более поздних авто­ров, например Н. Постмэн), согласен с тезисом, что коммуникации


формируют культуру общества. Коммуникация «ко­дирует» восприятие реальности. Только через эти коды чело­век и воспринимает мир. Мир таков, каков язык его описа­ния. Соответственно, изменение формы «кодирования» вы­зывает изменение культуры и образа мира, создаваемого ею. «Появление новой системы электронной коммуникации ха­рактеризуется её глобальными масштабами, интегрированием всех средств массовой информации, и её потенциальная интерактив­ность уже меняет нашу культуру и изменит её необратимо»1 — утверждает Кастельс.

Описывая процесс этого изменения, Кастельс выделяет несколько этапов в развитии средств массовой коммуника­ции. Он начинает «отсчёт» с эпохи массового распростране­ния телевидения после Второй мировой войны. Именно те­левидение способствовало закату Гутенберговой эпохи (Кас­тельс охотно пользуется терминами Маклюэна). Спустя три десятилетия после войны телевидение стало самым популяр­ным и массовым СМИ, оттеснив радио и газеты, изменив «формат» киноискусства и повлияв на стиль литературных произведений (как замечает Кастельс, книги всё больше по­ходят на сценарии).

Популярность телевидения Кастельс объясняет лёгкостью восприятия информации, обусловленной способом её пода­чи. В отличие от чтения, которое предполагает определён­ное сосредоточение, необходимость мыслить логично и по­следовательно, т.е. требует определённых усилий и навыков, телевидение просто развлекает, независимо от содержания демонстрируемых сюжетов. Важнейшая составляющая при­тягательности телевидения — это «сенсорная имитация ре­альности».

Именно систему коммуникации, где доминирует телеви­дение, Кастельс предлагает именовать «системой массовой информации».

1 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. — http.7/www.vusnet.ru/biblio/download.aspx?id=3064

В рассматриваемый период телевидение, превратившееся в необходимый элемент повседневной жизни миллионов лю­дей, находилось фактически под государственным контролем.


Этот контроль был слабее в США, чем в Западной Европе, в Европе — слабее, чем в СССР. Но существовал он везде, дополняясь также влиянием со стороны коммерческих струк­тур (в социалистических странах этот фактор отсутствовал). Вещание было однородным, различия внутри аудитории СМИ не принимались во внимание. Фактически именно в этот период формируется так называемая «массовая культура», го­могенная и стандартная, которую критиковали, в частности, представители Франкфуртской школы.

Ссылаясь на ряд эмпирических исследований аудитории СМИ, Кастельс утверждает, что влияние СМИ на поведе­ние людей не столь велико, как представляется многим кри­тикам массовой культуры. В частности, он указывает, что из 1600 рекламных объявлений, обрушиваемых в день на среднего американца, люди реагируют (и не обязательно по­зитивно) лишь на двенадцать. Кастельс делает вывод, что влияние СМИ имеет гораздо более сложную природу, чем прямое понуждение или манипуляция. Люди реагируют на информацию СМИ исходя из собственных убеждений, обра­зования, ситуационного контекста, личного жизненного опы­та и множества других факторов.

Однако фундаментальное значение СМИ заключается в другом: «Средства массовой информации, особенно аудиовизу­альные, действительно представляют собой в нашей культуре основной материал коммуникационных процессов. Мы живём в среде СМИ, и из них приходит большинство наших символиче­ских стимулов....СМИ — это культура, в которой предметы и символы соотносятся с телевидением, от форм домашней мебели до стиля и тем разговора. Реальная власть телевидения... в том, что оно подготавливает сцену для всех процессов, информация о которых должна сообщаться обществу в целом, от политики до бизнеса, спорта и искусства. Телевидение структурирует... язык социетальных коммуникаций»1. Таким образом, СМИ за­дают общий горизонт восприятия мира.

1 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. — http://www.vusnet.ru/biblio/download.aspx?id=3064

Эпоха доминирования централизованного массового те­левидения с гомогенным потоком информации сменилась


следующим этапом в развитии СМИ, связанным с появле­нием новых технологий и сегментацией аудитории СМИ, ростом вариативности каналов информации. Это происхо­дит в 80—90-е годы, когда возникают и широко распростра­няются портативные радиоприёмники, магнитофоны, видео­кассеты и видеомагнитофоны, что позволило людям отби­рать тот аудиовизуальный «контент», который соответство­вал их вкусам и запросам, что подорвало монополию крупных телевизионных вещателей. С помощью новых технических средств люди смогли свободнее структурировать свой досуг.

Ещё более решительным шагом к диверсификации инфор­мационного потока стало появление кабельного телевидения, что вызвало к жизни множество разнообразных телевизион­ных каналов и затруднило централизованный государствен­ный контроль над ними. Спутниковое телевидение ещё бо­лее усиливает эту тенденцию. Так, в странах Европейского Союза число телевизионных сетей возросло с 40 в 1980 году до 150 в середине 1990-х годов, работа трети этих сетей осу­ществляется через спутники. О «гомогенности» вещания в таких условиях можно уже не говорить. Аудитория СМИ ста­ла высокодифференцированной, массовая культура в значи­тельной степени утратила однообразие, хотя стандартизация и тиражируемость, естественно, остаются её фундаменталь­ными характеристиками. Однако теперь приходится говорить об увеличении числа стандартов в соответствии с запросами сегментированной аудитории.

Но тем не менее растущее разнообразие СМИ не подорва­ло односторонний характер массовой коммуникации и не от­менило ведущей роли государства и крупных коммерческих структур в контроле над СМИ. Настоящие революционные преобразования системы массовой коммуникации начались с возникновением информационных сетей, прежде всего сети интернет.

Кастельс подробно освещает историю интернета, отмечая, что в его создании и распространении огромную роль сыграло как военное ведомство США, так и свободная творческая ак­тивность университетских интеллектуалов, студентов и моло­дых исследователей, благодаря которым интернет стал не


просто инструментом в руках государственных структур, но и зоной свободного общения всех, кто имеет для этого интел­лектуальные и экономические возможности.

Распространение интернета сделало массовую коммуника­цию многонаправленной, создало предпосылки для форми­рования новых сообществ и социальных сетей (возможности интернета радикально изменили и характер бизнеса — Кас­тельс недаром говорит о новом «информациональном капи­тализме», но это выходит за рамки рассматриваемой здесь темы).

Следующим шагом должно стать широкое распростране­ние на основе интерактивной коммуникации мультимедий­ных систем, объединяющих различные средства коммуника­ции. Кастельс пишет:

«Во второй половине 1990-х годов из слияния мобилизо­ванных и ориентированных на индивидуальные заказы СМИ и компьютерной коммуникации начала формироваться новая электронная коммуникационная система....Новая система ха­рактеризуется интеграцией различных средств и своим инте­рактивным потенциалом. Мультимедиа (как поспешно назва­ли новую систему) распространяет область электронных комму­никаций на все сферы жизни — от дома до работы, от школ до больниц, от развлечений до путешествий»1.

Основная черта мультимедиа — слияние различных видов культурных содержаний — печатных и аудиовизуальных СМИ, высокой и низкой культуры, образования и пропаганды, информации и развлечений — в некоем едином цифровом суперпространстве, которое и становится «реальной вирту­альностью».

Сущность «реальной виртуальности» Кастельс определяет следующим образом:

«Это — система, в которой сама реальность (т.е. матери­альное/символическое существование людей) полностью схва­чена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуман­ный мир, мир, в котором внешние отображения находятся не

¹ Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. — http://www.vusnet.m/biblio/download.aspx?id=3064


просто на экране, через который передаётся опыт, но сами становятся опытом. Все сообщения всех видов заключены в средстве, ибо средство стало настолько всеобъемлющим, на­столько разнообразным, настолько послушным, что абсорби­рует в одном и том же мультимедиатексте целостность чело­веческого опыта».

В динамичном глобализирующемся мире информацион­ных потоков существовать будет только то, что включено в символическое пространство «реальной виртуальности». Люди, события, территории, «выпавшие» из этого простран­ства, окажутся вне социального контекста, вне потока ком­муникации, который формирует современный мир. В этом заключается одно из фундаментальных противоречий насту­пающей «информациональной эпохи».

1. Какие социальные и культурные изменения произошли в «эпоху Гутенберга»?

2. Каким образом изменения средств коммуникации воздей­ствуют на культуру?

3. Что такое «индустрия культуры»? Каковы, с точки зрения представителей критической теории, сущностные особенности массовой культуры и как она влияет на массовое сознание?

4. Согласны ли вы с критической оценкой массовой культуры, данной Т. Адорно и М. Хоркхаймером?

5. В чём заключается сущность функционального подхода к анализу СМИ?

6. Какие явные и латентные функции выполняют СМИ? Суще­ствуют ли дисфункциональные последствия деятельности СМИ? В чём они заключаются?

7. Что представляют собой современные СМИ с точки зрения Н. Лумана?

8. Что Н. Луман понимает под «самореферентной системой»? Каково значение коммуникации в существовании подобных систем?

9. Какие принципы отбора информации характерны для СМИ с точки зрения И. Лумана? Приведите примеры, которые подтверждают (или опровергают) его точку зрения.


10. Что такое «гиперреальность»? Какова роль СМИ в её фор­мировании?

11. Каково значение деятельности СМИ в современных обще­ствах с точки зрения М. Кастельса?

12. Что означает введённый М. Кастельсом термин «реальная виртуальность»?

13. Чем интернет как средство коммуникации отличается от те­левидения?

14. Что такое «мультимедиа»?

15. Дайте общую характеристику теоретических концепций мас­совой коммуникации, с которыми вы познакомились. Какая концепция кажется вам наиболее убедительной? Почему?

 

Литература

1. Адорно Т. Новый подход к индустрии культуры // Кон­тексты современности-I: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2000.

2. Беннет Т. Теории медиа и теории общества // Контек­сты современности-И: хрестоматия. — Казань: Изд-во Ка­занского университета, 2001.

3. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Ко­нец социального. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000.

4. Бодрийар Ж. От сопротивления к гиперконформизму // Ясперс К., Бодрийар Ж. Призрак толпы. — М.: Алго­ритм, 2007.

5. Гидденс Э. Социология. — М.: Едиториал УРСС, 2005.

6. Гнатюк О.Л. Из истории американской коммуникологии и коммуникативистики: Гарольд Лассуэлл // Акту­альные проблемы теории коммуникации. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.

7. Грицанов А.А., Кацук Н.Л. Жан Бодрийар. — Минск: Книжный дом, 2007.

8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, обще­ство, культура. — http://www.vusnet.ru/biblio/download. aspx?id=3064

9. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. — М.: По­литиздат, 1985.


10. Луман Н. Реальность массмедиа: реферат А. Филиппова // Отечественные записки. 2003. № 4.

11. Маккуэйл Д. Теория массовой коммуникации // Контек­сты современности-П: хрестоматия. — Казань: Изд-во Ка­занского университета, 2001.

12. Маклюэн М. Понимание медиа. — М.: КАНОН-Пресс-Ц, 2003.

13. Меррин У. Телевидение убивает искусство символического обмена: теория Жана Бодрийара // Контексты современности-Н: хрестоматия. — Казань: Изд-во Казанского уни­верситета, 2001.

14. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. — СПб.: Питер, 2005.

15. Ритцер Д. Современные социологические теории. — СПб.: Питер, 2002.

16. Риэл М. Культурная теория и её отношение к зрелищам популярной культуры и медиа // Контексты современно­сти-П: хрестоматия. — Казань: Изд-во Казанского уни­верситета, 2001.

17. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. — М.: Изд. центр ACADEMIA, 1995.

18. Хорхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. — М.: Изд-во «Медиум», 1997.

19. Шендрик А.И. Социология культуры. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

20. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследова­ния: учеб. пособие / отв. ред. М.Н. Володина. — М.: Изд-во МГУ, 2003.


Средства массовой коммуникации оказывают глубокое воз­действие на культуру современного общества.

О некоторых аспектах этого влияния уже отмечалось в гла­ве, посвященной теоретическому анализу массовой комму­никации. Г. Маклюэн показал, каким образом средства ком­муникации определяют восприятие мира в ту или иную эпоху. Ж. Бодрийар говорил о проблемах перепроизводства симво­лов и девальвации понятий смысла и аутентичности, о фор­мировании с помощью СМИ «гиперреальности», заменяющей подлинную реальность. М. Кастелье стремился показать, как под влиянием развития информационных коммуникацион­ных технологий формируется «культура реальной виртуально­сти». В этой главе будет рассмотрен ряд других, более част­ных аспектов воздействия СМИ на культуру, и начнём с роли СМИ в формировании феномена массовой культуры.

 

 

СМИ и массовая культура

Понятие массовой культуры отражает специфику производ­ства культурных образцов в индустриальных и постиндустри­альных обществах.

Произведения массовой культуры изначально создаются как товар, и главным критерием их оценки является уровень спроса на них. Т. Адорно использовал термин «индустрия культу­ры» для обозначения нового статуса культуры в индустриаль­ных обществах — культура становится «производством» наря­ду с другими видами производства.


Произведения массовой культуры изначально не обладают уникальностью — они представляют собой серийный, стан­дартный продукт, изготовляемый профессионалами в соот­ветствии с определёнными технологиями.

Внедрение техники в производство культурных образцов приводит к значительным последствиям, причём глубокие культурные преобразования, связанные с возможностью мас­совой воспроизводимости произведений искусства, начались довольно давно. Немецкий теоретик культуры Вальтер Беньямин писал:

«В XIX веке техническое репродуцирование достигло та­кого уровня, когда оно смогло не только сделать своим объек­том всё художественное наследие в целом, тем самым расши­рив и видоизменив воздействие искусства, но и отвоевать себе самостоятельное место в культуре.

Однако даже при самой совершенной репродукции утра­чивается нечто существенное для искусства: исчезает «здесь» и «сейчас» художественного произведения, его неповторимое наличное бытие. Собор покидает площадь, чтобы в виде реп­родукции занять своё место на стене в квартире; хор, впервые прозвучавший в концертном зале или под открытым небом, слушают у себя дома.

Значение и последствия репродуцирования искусства вы­ходят далеко за его собственные пределы. Тиражирование репродукций ставит на место единичного бытия художествен­ного произведения массовидность. Возможность встретиться с воспринимающим искусство субъектом в удобной для него ситуации актуализирует репродуцируемый предмет, но одно­временно вызывает потребность сделать произведения более доступными, которая так же настоятельна сегодня в массах, как их склонность преодолеть уникальность любого явления путём его репродуцирования.

...Репродуцирование приучает к такому восприятию, в ко­тором преобладает ориентация на осознание стереотипного в мире, то есть повторяемое торжествует над оригиналом. Так в сфере визуального проявляется то, что в области теории вы­ражается в возрастающем значении статистики.

...Репродуцированное произведение искусства постепенно всё больше и больше становится репродукцией произведения искусства, основанного именно на воспроизводимости.


...В восприятии произведений искусства возможны раз­личные акценты, среди которых следует выделить два прямо противоположных: в одном случае акцент делается на культо­вой ценности произведения, в другом — на его выставочной ценности.

С расширением и совершенствованием способов техниче­ского репродуцирования произведений искусства публичная (выставочная) ценность последнего настолько выросла, что наметились качественные изменения в самой его природе. Подобно тому, как в первобытную эпоху произведение искус­ства благодаря абсолютному перевесу его культовой ценно­сти было в первую очередь орудием магии, ритуала и лишь позднее его признали и произведением искусства, так и те­перь благодаря абсолютному перевесу его выставочной цен­ности произведение искусства приобретает совершенно но­вые функции. И очень вероятно, что его художественная функция...окажется второстепенной.

...Техническая воспроизводимость художественного про­изведения меняет отношение масс к искусству....Общеприня­тое принимается некритически, действительно новое критику­ется»1.

Беньямин говорит о воспроизводимости образцов высо­кой культуры, изначально создававшихся как уникальные. Однако сама возможность воспроизводимости, тиражирова­ния обусловила появление культурного творчества, ориенти­рованного именно на серийное производство и широчайшую аудиторию.

Формирование массовой культуры было бы невозможно без технического прогресса, позволяющего массово произ­водить те или иные культурные артефакты, и без СМИ, ко­торые распространяют эти артефакты. Спортивные зрелища, популярная музыка, телесериалы, кино — все эти виды по­пулярных зрелищ становятся доступными массовой аудито­рии благодаря радио, телевидению, другим каналам массо­вой коммуникации.

 

¹ Беньямин В. Искусство в эпоху технической воспроизводимо­сти // Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. — М.: 1985. С. 178-180.


Современные общества «потребляют» культурной продук­ции гораздо больше, чем общества прошлого, где произве­дения искусства были доступны, как правило, лишь незна­чительному меньшинству.

Повышение уровня жизни и уровня образования, а также появление свободного времени, которое необходимо чем-то заполнить, породили массовый спрос на культурную продук­цию. Оценка произведений культуры впервые стала зависеть от мнения большинства, мнения массовой аудитории, а не самих творцов и утончённых ценителей их произведений. Аудитория выбирает то или иное произведение, оплачивая его — приобретая билет в кинотеатр или на концерт, диск, кассету, книгу, включая телевизор во время показа любимо­го сериала (и превращаясь в желанный объект рекламного воздействия) и др.

«Индустрия культуры» ориентируется на огромную ауди­торию. Соответственно уровень произведений массовой куль­туры не слишком высок и приспособлен к усреднённым вку­сам и культурным запросам.

Основная функция массовой культуры в современных об­ществах — развлечение, заполнение досуга или, если упот­ребить психологический термин, удовлетворение потребнос­ти в структурировании времени. Однако она выполняет и значимые латентные функции, в частности идеологическую и социализирующую, способствуя утверждению определён­ных ценностей и убеждений, распространению образцов по­ведения.

 

 

Идеологическое воздействие СМИ

В политической деятельности термин «идеология» имеет вполне определённый смысл — это совокупность идей и убеж­дений, которых придерживается та или иная политическая организация (партия или движение). Политическая идеоло­гия отражена обычно в программных документах политиче­ских организаций и служит ориентиром для принятия того или иного политического курса. Однако в современном обществознании термин «идеология» — один из самых размытых ­


и неточных, несмотря на это, он весьма активно исполь­зуется в разных значениях и контекстах, в том числе и при­менительно к анализу влияния СМИ на аудиторию.

Термин возник в XIX веке. Его впервые употребил фран­цузский философ Антуан Дестют де Траси, который назвал идеологией предполагаемую «науку об идеях». В этом значе­нии термин распространения не получил. В широкий обо­рот термин вернулся благодаря работам К. Маркса, который рассматривал идеологию как «ложное сознание», искажён­ное представление о реальности, обусловленное классовыми интересами и выражающее эти интересы.

В рамках современного гуманитарного знания термин «идеология» приобретает весьма широкое значение, поскольку любое знание рассматривается как социально детерминиро­ванное, а значит, идеологическое. Однако социальная де­терминированность знания не подразумевает в обязательном порядке его ложности.

Постмарксистская критическая традиция социологической мысли рассматривала идеологию как систему взглядов, за­щищающую интересы доминирующих классов, слоев и групп. Таким образом, идеология оказалась связана с властью и сама стала рассматриваться как проявление «символического на­силия» (термин П. Бурдье) — навязывания взглядов и убеж­дений господствующих групп всем остальным слоям и груп­пам общества. В качестве важнейших механизмов, с помо­щью которых осуществляется это символическое насилие, рассматриваются массовое образование и СМИ. Предпола­гается, что СМИ неявным образом прививают своей аудито­рии некоторые идеологические штампы и стереотипы, спо­собствуя тем самым укреплению существующего обществен­ного устройства и парализуя критическое мышление.

1 Croteau, D. (ed.) Media/Society: Industries, Images, and Audiens, Pine Press, 2000: Реферативное изложение А. Тузикова // Контексты современности-П. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2001.

Одним из последних исследований идеологического воздей­ствия СМИ стала работа Дэвида Крото и Уильяма Хойнса «Ме­диа/Общество: индустрия, имиджи и аудитория»1. Авторы


выделяют три сферы массовой коммуникации, где идеоло­гическое воздействие проявляется наиболее отчётливо, — это новостные программы, кино и популярная музыка.

Новостные программы, с точки зрения Крото и Хойнса, способствуют утверждению существующей идеологии уже тем, что повышенное внимание в них уделяется власть иму­щим, тем личностям и группам, которые занимают приви­легированное положение. Это касается не только собственно политиков — повышенный интерес вызывают также пред­ставители бизнес-элиты. Что касается содержательной части новостных программ, то преобладают политические новости (если не происходит какого-либо чрезвычайного происше­ствия). В результате аудитории неявно преподносится мысль о преимущественной важности и значимости определённых видов деятельности и определённых групп людей. «Концент­рируясь на власть имущих и иных представителях «верхов», медиа конструируют образ общества, лишённого видимого социального разнообразия. В результате этого политика пред­стаёт в виде некоего внутреннего дела властвующей элиты при участии незначительного числа привилегированных членов общества извне»'.

В программах новостей, по мнению исследователей, до­минируют ценности «социального порядка» и «национального лидерства». Интересно отметить, что выделенные на евро-американском материале ценности вполне соответствуют и те­матике российских новостных программ. Правда, у нас, учи­тывая отечественный контекст, можно отметить ещё и повы­шенное внимание к ценностям патриотизма, величия России, которые явно перевешивают ценности личной свободы.

1 Croteau, D. (ей.) Media/Society: Industries, Images, and Audiens, Pine Press, 2000: Реферативное изложение А. Тузикова // Контексты современности-П. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2001.

Точки зрения на ту или иную проблему, преподносимые СМИ, обычно отражают через мнение немногочисленной элиты. К «альтернативным мнениям» аудитория доступа, как правило, не имеет. Крото и Хойнс приводят в качестве при­мера обсуждение в американских СМИ применения вооружённых ­


сил в Югославии (1999 год). В центре дискуссии находился вопрос о том, использовать ли наземные силы или ограничиться воздушными операциями. Вопрос о необходи­мости самого применения вооружённой силы вообще не ста­вился — это преподносилось как нечто очевидное и решённое.

Таким образом, СМИ оказывают неявное идеологическое воздействие через отбор новостей, точек зрения и экспертов. При этом подобное положение дел не обязательно является результатом целенаправленной политики. Скорее, его надо рассматривать как следствие неравенства в обществе, сложив­шейся структуры политического и экономического доминиро­вания, сопровождающегося культурным доминированием.

Что касается идеологического воздействия кинопродукции, то здесь идеологическая нагруженность ещё более наглядна. Положительный герой, призванный побеждать зло, всегда выступает в качестве воплощения наиболее ценимых добро­детелей. Анализируя, в частности, американские боевики на вьетнамскую тему, Крото и Хойнс отмечают, что герои типа Рембо не только способствовали утверждению американских ценностей и идеи американского превосходства, но и долж­ны были символически «переиграть» проигранную войну, способствуя излечению психологической травмы, которое американское общество получило в результате поражения во Вьетнаме. Подчёркнутая маскулинность и «крутизна» героев боевиков, по замечанию авторов, стала составной частью американской политической культуры и «сыграла свою роль в идеологическом прикрытии популярных среди общественно­сти военных акций в Панаме и Гренаде, а также ещё более популярной войне против Ирака в 1991 году»1.

1 Croteau, D. (ed.) Media/Society: Industries, Images, and Audiens, Pine Press, 2000: Реферативное изложение А. Тузикова // Контексты современности-II. Казань: Изд-во Казанского университета, 2001.  

Однако следует отметить, что СМИ могут быть как орудием идеологического воздействия, так и механизмом разрушения идеологии. В качестве примера можно привести такие муль­типликационные сериалы, как «Симпсоны» и «Южный парк», задачей которых является как раз тотальное развенчание


«традиционных ценностей и идеологем» американского обра­за жизни. Неудивительно, что реакция общественности на подобные произведения, по крайней мере, двойственная.

Если обратиться к опыту отечественных СМИ, то в их истории нетрудно заметить три этапа, характеризующихся разными формами идеологического воздействия. Первый этап — советский, когда полностью государственные СМИ служили главным орудием идеологического воспитания и вполне официально именовались «средствами массовой ин­формации и пропаганды». Идеологическое воздействие счи­талось основной задачей СМИ. В конце 80-х годов совет­ские СМИ, ещё оставаясь государственными, под влиянием политики гласности, провозглашённой М.С. Горбачёвым, развернули масштабную кампанию деидеологизации и кри­тического переосмысления наследия ещё «официально» не за­вершившейся советской эпохи. Огромное количество ранее замалчивавшихся исторических данных было опубликовано наряду с запрещёнными в советский период произведениями литературы. Люди увидели историю своей страны в совер­шенно ином свете, что для большинства явилось шоком, морально-нравственной драмой, жизненной трагедией. Иде­ологическое развенчание советского режима, несомненно, стало одной из важных причин его краха.

Второй этап, охватывающий 90-е годы, т.е. первое де­сятилетие постсоветской истории, характеризовался структур­ной перестройкой российских СМИ, их приспособлением к условиям формировавшейся рыночной экономики и весьма противоречивыми отношениями с новой политической влас­тью. Какой-то последовательной идеологической политики у российских СМИ в этот период не было, однако, ориенти­руясь в целом на западную модель, они пытались пропаган­дировать демократические ценности, что удавалось лишь от­части. В связи с коммерциализацией усиливался развлека­тельный компонент влияния СМИ, что сократило эфир ин­формационно-политических программ. Появлялись новые для отечественной аудитории жанры — реклама, телевикторины, телесериалы, реалити-шоу, которые также несли определён­ный идеологический заряд, пропагандируя как идею личной


ответственности, без которой ценность свободы теряет пози­тивный смысл, так и идеалы индивидуализма, быстрого обо­гащения, потребительства и конкуренции.

Криминализация российского социума отразилась в СМИ в виде повышенного интереса к криминальной тематике. Отсутствие государственной монополии, появление частных владельцев СМИ, с одной стороны, обеспечивали возмож­ность представлять различные точки зрения на текущие собы­тия, с другой — провоцировали так называемые «информа­ционные войны», при которых СМИ использовались разны­ми политическими силами для дискредитации своих против­ников. Воздействие СМИ на российское массовое осознание в данный период было крайне противоречивым. Можно ут­верждать, что СМИ в определённой степени несут ответствен­ность за дискредитацию демократических ценностей, в том числе и свободы слова, в массовом сознании россиян.

Третий период, охватывающий 2000-е годы, характеризу­ется постоянно усиливающимся влиянием государства на СМИ (особенно телевидение) и попытками сконструировать с их помощью новый национальный консенсус на почве про­пагандируемых ценностей державности, патриотизма, воен­ной мощи и отчасти «государственной религии». Наблюда­ются попытки усилить сплочённость общества путём форми­рования образов «врагов России», эксплуатации идеологем: «осаждённая крепость», «Восток — Запад», «самобытный путь России». Наконец, делаются попытки частичной реабилита­ции советского прошлого, опирающиеся на естественную ностальгию части россиян по утраченному наследию «Вели­кой империи».

Поддержание национального консенсуса на данном этапе включает и ограничение доступа к СМИ представителей по­литической оппозиции, что создаёт впечатление безальтер­нативное™ сложившегося политического устройства. Нако­нец, почти полное исчезновение серьёзных информацион­но-аналитических передач, засилье развлекательных программ и телесериалов способствуют нарастанию политической пас­сивности россиян, ориентации прежде всего на ценности част­ной жизни и потребления.


На каждом из перечисленных этапов российские СМИ нес­ли некий «идеологический мессидж», содержание которого менялось, но полностью освободиться от которого не удава­лось. Пока массовая коммуникация сохраняет однонаправ­ленный характер, её идеологический компонент неустраним. Его наличие — предмет бесконечных дискуссий в научной сре­де, журналистском сообществе. Таким образом, в перелом­ный, радикально-реформируемый момент развития социума и государства использование СМИ в качестве идеологическо­го инструмента вполне закономерно и может различаться толь­ко по временным и абсолютным показателям.

Вместе с тем, действие этого инструмента не бесконечно, поскольку по мере стабилизации социальных процессов жиз­ненные реалии и бытовые проблемы людей становятся всё менее идеологизированными. Отсюда вывод о том, что Рос­сии как воздух нужны экономическая стабильность, соци­альная идентичность, гражданское общество и правовое го­сударство.

 

 

Социализирующая функция СМИ

В современных обществах СМИ, главным образом теле­видение, являются одним из наиболее значимых агентов со­циализации. Телевидение воздействует на индивида с само­го раннего возраста: дети начинают смотреть телевизор рань­ше, чем учатся читать. В более старшем возрасте просмотр телевизора является главной формой проведения досуга.

Многочисленные исследователи данной проблемы отме­чают, что телевидение служит для детей и подростков (как и для многих взрослых) источником не только полезной ин­формации, но образцов для подражания, конструирования собственной идентичности. Интересно в данной связи отме­тить, что многие молодёжные субкультуры строятся именно на основе потребления той или иной продукции массовой культуры, тиражируемой СМИ. В первую очередь это отно­сится к субкультурам поклонников различных музыкальных стилей, например, так называемых «металлистов». С другой


стороны, распространяя информацию о тех или иных моло­дежных субкультурах, СМИ способствуют и росту численнос­ти их последователей. Так, А. Тарасов[5], исследователь рос­сийских скинхедов, полагает, что возникновение этой суб­культуры в России в 90-е годы произошло во многом благо­даря СМИ, демонстрировавшим западных скинхедов (однако рост численности и агрессивности российских скинхедов — уже не следствие деятельности СМИ, и обусловлены они це­лым комплексом социокультурных факторов).

О роли СМИ в распространении молодёжной моды, о «по­точном производстве» молодёжных «кумиров» можно и не говорить — она очевидна.

Личный опыт каждого отдельного человека довольно ог­раничен. Неудивительно, что значительную часть представ­лений об окружающей реальности он получает от СМИ. По­следние служат главным источником представлений о мире, как адекватных, так и стереотипизированных и искажённых. Отечественный исследователь Д. Дондурей, анализируя си­туацию в российских СМИ начала 2000-х годов, отмечает:

«И так как из телевизора непонятно, что в России проис­ходит на самом деле, что меняется, а что нет, вся страна, судя по родным, снятым в последние годы фильмам и сериалам, занимается «разборками». Практически восемь из каждых десяти названий — про криминальную жизнь. Нас уверяют, что главные герои российской действительности — бандиты и все, кто бандитов обслуживает (жертвы, следователи, суды, предприниматели). Правоохранительная система рассматрива­ется авторами «сказок для взрослых» в основном как прояв­ление личного героизма отдельных профессионалов, а биз­несмены исключительно как жертвы и участники преступных отношений»[6].

Телевидение нередко служит механизмом «опережающей социализации», формирующей у подростка или молодого человека представление о его или её будущей карьере, нередко


далёкое от реальности. СМИ задают стандарты потребления, также не всегда соответствующие реальным возможностям молодых людей. Разрыв между реальным и желаемым неред­ко порождает болезненные психологические эффекты, про­воцирует состояние фрустрации.

Отдельная и весьма активно обсуждаемая проблема — это влияние демонстрации насилия на детей и молодёжь. Резуль­таты исследований данной проблемы противоречивы. Если одни эксперименты подтверждают, что демонстрация агрес­сивности по телевидению вызывает рост агрессивности у ауди­тории, то другие подобной зависимости не выявляют.

Трудность исследования данной проблемы заключается в том, что фактически невозможно установить неизбежную причинно-следственную связь между просмотром «агрессив­ных» передач и собственно агрессивным поведением. При­ведём лишь один пример. Американские учёные Л. Эрон и Р. Гусман провели лонгитюдное исследование:

«Вначале они обнаружили высокую степень корреляции между наблюдением насилия по телевидению и агрессивным поведением у восьмилетних мальчиков, а затем по истечении примерно одиннадцати лет они заново вернулись к исследо­ванию 211 молодых людей из числа своих бывших испыту­емых, которым теперь было по девятнадцать лет. Те из них, кто в восьмилетнем возрасте видел много насилия на экране телевизора, оказались в 19 лет более агрессивными, чем их не злоупотреблявшие телевизионным насилием сверстники. Более того, было совершенно ясно, что именно просмотр телевизионных передач порождал агрессивное поведение, а не наоборот, поскольку агрессивные юноши, насмотрев­шись всего этого в восемь лет, совершенно необязательно смотрели много агрессивных телевизионных передач в девят­надцать лет»1.

1 Аронсон Э. Общественное животное: введение в социальную психологию. — М.: Аспект-Пресс, 1999. С. 274.

С одной стороны, результат исследования, казалось бы, очевиден. Однако вряд ли можно с точностью утверждать, что именно просмотр «плохих» передач в восьмилетнем воз­расте сделал девятнадцатилетних юношей агрессивными. Воз­


можно, вмешались иные факторы — особенности воспита­ния в раннем возрасте, отношения в семье, отношения со сверстниками, жизненные обстоятельства. На формирова­ние личности воздействует огромное количество факторов, поэтому результаты социализации всегда непредсказуемы. Аб­солютизировать какой-то один фактор — в данном случае на­силие в передачах — едва ли правильно. И тем не менее мно­жество подобных исследований позволяют говорить если не о жёсткой причинно-следственной связи, то, по крайней мере, об устойчивой корреляции между просмотром актов насилия по телевидению и агрессивным поведением. Но, возмож­но, данная корреляция объясняется тем, что люди, уже пред­расположенные к агрессии и насилию, выбирают передачи с определённой тематикой.

Некоторые исследователи отмечают, что если демонстра­ция насилия и не влечёт за собой совершение агрессивных поступков, то это не означает её полной безобидности — ряд экспериментов показал, что просмотр сцен насилия снижает «порог чувствительности» аудитории. Люди приучаются вос­принимать насилие как норму.

Исследования аудитории СМИ, рейтингов передач пока­зывают, что именно агрессия и насилие — наиболее привле­кательный для большой части населения тип зрелища. И это позволяет журналистам и продюсерам говорить о том, что, тиражируя подобные сюжеты, они лишь идут навстречу по­желаниям зрителей и рекламодателей, которые стремятся раз­мещать рекламу в наиболее рейтинговых передачах.

СМИ как агент социализации оказывает более глубокое воздействие, чем только лишь распространение информации и образцов для подражания. Способ подачи информации, характерный для СМИ, и прежде всего телевидения, влияет на способ восприятия мира (уже говорилось об этом выше, обсуждая различные теории СМИ). Отечественная исследо­вательница В. Зверева описывает эти изменения следующим образом.

«Телезрителю, живущему в медиасреде, приходится обра­батывать огромный объём информации, адаптироваться к куль­туре фрагмента и коллажа, достраивать логику, начало и


конец сообщений, самостоятельно конструировать причинно-следственные связи между ними или воспринимать большую часть информации как «белый шум», быстро концентриро­вать и переключать внимание и забывать услышанное. Аудио­визуальное потребление образов способствует складыванию нового типа понимания, который строится на упрощении. Мнения могут состоять из эмоций («У меня есть по этому поводу точка зрения: это замечательно!»); такие мнения-эмоции подвижны, легко меняются.

...Но отсутствие причин и связей — только одна из ха­рактеристик образа мира, создаваемого телевидением. Наря­ду с этой существует и другая тенденция: телевидение как средство коммуникации, ориентированное на нарративность, на художественные жанры, привносит в мир собственный по­рядок, приписывая его «жизни». Фрагментированность на эк­ране относится к блокам информации. С ней контрастирует репрезентация истории внутри одного сюжета: это реаль­ность, подчиняющаяся правилам и закономерностям, как в лю­бом повествовании. Сообщение в репортаже или фильме, как и рассказ, имеет пролог, завязку, кульминацию, финал. В нём артикулировано «драматическое» и «комическое» и нередко расставлены моральные акценты. Обычная жизнь часто вы­глядит как хаотическое переплетение «линий», но запутанная, недоговоренная реальность на телевидении уравновешена чёт­кими оценками, сюжетами и поисками счастливого конца. Так, логика, которую привносит средство коммуникации в мир, кон­струируя порядок, апеллирует к «мелодраматическому вообра­жению», заставляя осмысливать реальность в понятиях худо­жественного произведения»1.

1 Зверева В. Репрезентация и реальность // Отечественные запис­ки. 2003. № 4. 2 Neil Postman. The Disappearance of Childhood. — New York: Vintage Books, a division of Random House, Inc., 1994: Рефе­рат А. Янина // Отечественные записки. 2003. № 4.

Есть и другие, весьма значимые последствия воздействия СМИ на процесс социализации. Современный американ­ский исследователь Нейл Постман2 говорит о смещении воз­растных границ в современных обществах под воздействием СМИ. Он выдвигает парадоксальный тезис об «исчезнове­нии детства» в современном обществе. Речь идёт, конечно, не о биологическом детстве как универсальном этапе жизненного­


пути, но о детстве «социально сконструированном», воз­никшем в западных обществах приблизительно в XVTII веке.

Детство как некий специфический этап, наделённый осо­бой ценностью и значением, выделился, по мнению Постмана, под влиянием двух факторов — необходимости образо­вания как овладения грамотностью и навыками рациональ­ного мышления (что связано с возникновением «галактики Гутенберга», радикальным изменением доминирующего сред­ства коммуникации) и возникновением представления о том, что некоторые стороны взрослой жизни должны быть скры­ты от детей, «табуированы».

Современные СМИ, и прежде всего телевидение, ставят под вопрос оба фактора, поддерживающих конструкцию дет­ства. Визуальное усвоение информации, подразумеваемое телевидением, не требует образования и длительной подго­товки. Соответственно значимость овладения грамотностью и навыками логического мышления снижается. Современ­ные дети и подростки благодаря СМИ весьма осведомлены о разных сторонах жизни и не находятся в полной зависимости от старших как источника ценной и полезной информации.

С другой стороны, современные СМИ фактически «растабуировали» все ранее запретные для детей темы. Общество перестало стыдиться перед своими детьми, отгораживать их от тёмных или запретных сторон взрослой жизни. Это за­ставляет детей «взрослеть» довольно рано, и об этом говорит такой негативный факт, как рост преступлений, соверша­емых детьми, раннее начало половой жизни и т.д.

С другой стороны, наблюдается «встречная» тенденция — инфантилизация взрослых. Постман полагает, что можно говорить о тенденции формирования новой возрастной струк­туры общества, включающей отныне три стадии: младенче­ство — полувзрослый возраст — глубокая старость. Отмечая эти тенденции, Постман возлагает определённые надежды на новое средство коммуникации — интернет. Овладение ком­пьютерной грамотностью требует значительных усилий и спо­собствует сохранению значимости навыков усвоения тексто­вой информации в новом культурном и технологическом кон­тексте.


Интернет и распространение мультмедиа вносят существен­ные изменения в процесс социализации. Подростки и моло­дые люди получают новый канал культурной информации, новое средство для создания сообществ по интересам, также выступающих в качестве агентов социализации.

Под воздействием новых коммуникационных технологий меняется другой важнейший агент социализации в современ­ных обществах — система массового образования. Изменяет­ся «формат» образовательного процесса, постепенно теряют смысл традиционные способы его организации, подразуме­вавшие концентрацию учащихся и преподавателей в едином пространстве и подчинение их деятельности единому графику и единому стандарту. Возникают новые возможности для индивидуализации обучения, более разнообразной подачи учебного материала, стимулирования познавательной актив­ности обучающихся. Кроме того, интернет представляет со­бой масштабную и разнообразную «обучающую среду», пре­доставляющую широкие возможности для самообразования и формирования разнообразных неофициальных образователь­ных сообществ.

В то же время излишняя привязанность к интернету не­редко ведёт к ослаблению социальных связей и способствует дистанцированию индивида от реальной жизни и реальных проблем. Таким образом, социализирующее воздействие средств массовой коммуникации в современных обществах многопланово и неоднозначно.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3186 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2340 - | 2145 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.