Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сын за отца не отвечает» ( или все же отвечает)? 1 страница




Сталинское высказывание быстро стало частью советского фоль­клора [38]. Но, что интересно, за ним не последовало обычных одоб­рительных комментариев и разъяснений в прессе, и оно ни разу не было нигде перепечатано после первого появления на страницах «Комсо­мольской правды» [39]. Это наводит на мысль о том, что политика социального примирения, на переход к которой намекал Сталин в сво­ем ответе стахановцу, оставалась вопросом нерешенным - и не в после­днюю очередь, возможно, нерешенным для самого Сталина. Скорее всего, Сталин, размышляя над этой проблемой, испытывал смешанные чувства. Дети кулаков, ставшие честными тружениками, могли быть «невинными» с классовой точки зрения, но значило ли это, что они боль­ше не представляли опасности для государства? Сам Сталин был не из тех, кто забывает причиненные ему или его близким обиды, а советс­кий режим, без сомнения, жестоко обошелся с кулацкими детьми. А что, если, несмотря на все внешние проявления лояльности и покорности, дети эти затаили горькую обиду на советскую власть?

В 1929 году, накануне начала широкомасштабного наступления на классовых врагов в деревне, которое получило название «ликвида­ции кулачества как класса», Сталин предсказывал, что по мере при­ближения к окончательному разгрому классового врага его сопротив­ление будет становиться все более озлобленным и ожесточенным [40]. Предсказание это вносило психологический оттенок в марксистскую доктрину классовой борьбы, что смущало некоторых коммунистов, обладавших склонностью к теоретическому мышлению. И все же, если Сталин имел в виду, что «классовые враги» становятся врагами ре­альными именно потому, что их решили ликвидировать как класс, с ним трудно не согласиться. Как он мрачно рассуждал несколько лет спустя, уничтожение класса не устраняло его антисоветского самосоз­нания. ибо бывшие представители этого класса продолжали существо­вать «со всеми их классовыми симпатиями, антипатиями, традиция­ми, навыками, взглядами, воззрениями... Классовый враг... остался в лице живых представителей этих бывших классов» [41].

Очевидно, что на протяжении 30-х годов в рядах Коммунистичес­кой партии сохранялся сильный страх перед бывшими классовыми врагами, и он (даже более чем в 20-е годы) был связан с представлени­ем, что люди. чьи жизни были разбиты Октябрьской революцией или сталинской «революцией сверху», вероятно, навсегда сохранят враж­дебность по отношению к советскому режиму. Это особенно пугало, поскольку в результате советской политики ликвидации сельской и городской буржуазии и дискриминации в отношении тех лиц, кото­рые в прошлом принадлежали к этим классам, многие из классовых врагов теперь рассредоточились и затаились. Так, на каждого кулака или члена кулацкой семьи, сосланного или отправленного в исправи-тельно-трудовой лагерь в начале 30-х годов, приходилось несколько бежавших из деревень в ходе коллективизации и начавших новую жизнь в других местах, обычно в качестве городских рабочих. По по­нятным причинам такие люди старались скрывать свое прошлое от коллег по работе и властей, поскольку их прошлая социальная иден­тичность была позорным клеймом.

В принципе, в этом не было ничего противозаконного, как и в слу­чае, когда бывший дворянин работал незаметным бухгалтером, не распространяясь о своей родословной; в конце концов, труд был не только правом, но и обязанностью всех советских граждан. На прак­тике, однако, если обнаруживалось, что среди работников были быв­шие нэпманы или бывшие кулаки, то это всегда порождало тревогу, и их попытки «сойти» за обычных граждан всегда получали самое зло­вещее толкование. Мелодрама, сюжет которой строился вокруг темы «рука скрытого классового врага», была в 30-е годы одним из стан­дартных жанров советской массовой культуры. Например, фильм «Партийный билет» (Мосфильм, 1936 г.) рассказывал, как в заводс­ком поселке появляется неизвестный молодой человек, в которого влюбилась работница по имени Анна. С ее помощью он получает ра­боту на заводе и даже готовится вступить в партию. Но в действи­тельности он - кулак, бежавший из родной деревни во время коллек­тивизации. Анна начинает об этом догадываться, но решает не сооб­щать о своих догадках парторганизации. Решение это было с ее сто­роны ужасной ошибкой. Ее возлюбленный оказался не только кула­ком и убийцей, но и шпионом иностранной разведки [42].

Практика «клеймения» по классовому признаку оказалась в советс­ком обществе крайне живучей, несмотря на спорадические попытки партийного руководства отойти от такой политики. На протяжении 30-х годов как партийное руководство, так и рядовые члены партии Демонстрировали двойственный подход к вопросу класса; относитель­но спокойные периоды чередовались со все новыми приступами паранойи. Классическим примером здесь могут служить вакханалия «боль­ших чисток» 1937-1938 гг. и последовавшее за нею горькое похмелье Последних предвоенных лет. Политика смывания классовых клейм так и не получила искренней поддержки со стороны партийного руководства и не осуществлялась на местном уровне с надлежащей систематичностью.

Кроме того, существуют свидетельства, что простые люди - осо­бенно в подвергшейся коллективизации деревне - к политике смыва­ния классовых клейм относились с большой, глубоко укоренившейся подозрительностью. На проводившемся в 1935 году Всесоюзном съез­де колхозников-ударников секретарь ЦК по сельскому хозяйству вы­ступил с предложением о том, чтобы разрешить ссыльным кулакам вернуться в свои деревни, но предложение это было встречено крайне холодно и дальнейшего развития не получило [43]. (Очевидно, что любой возврат раскулаченных привел бы к повсеместным конфлик­там между крестьянскими хозяйствами по поводу домов, коров и са­моваров, ранее принадлежавших кулакам, а ныне находившихся в руках других крестьян). В следующем году в Западной области двое партийных руководителей районного масштаба слишком серьезно подошли к гарантированному новой Конституцией равенству всех граждан, приказав уничтожить старые списки «клейменых» - кулаков и «лишенцев» - и разрешив бывшим кулакам и торговцам работать там, где можно было найти применение их опыту, например, в совет­ских торговых учреждениях. Их действия позже, во время «больших чисток», были истолкованы как контрреволюционный саботаж (в кон­тексте, который недвусмысленно указывает на то, что руководители эти оскорбили чувства местного населения) [44].

У Homo sovieticus левое и правое полушария мозга зачастую по-разному воспринимали проблемы класса и классового врага: разум мог подсказывать ему, что политика дискриминации по классовому признаку себя изжила, и что классовый враг реальной угрозы уже не представляет, а интуиция заставляла его в этом сомневаться и по-пре­жнему испытывать старые страхи. Во время каждого очередного по­литического кризиса 30-х годов коммунисты тотчас же производили аресты «обычно подозреваемых», инстинктивно зная, что вину за кри­зис должен нести классовый враг.

Это произошло и во время кризиса, разразившегося зимой 1932-1933 годов, когда введение паспортов сопровождалось «чисткой» го­родского населения: в ходе ее большому числу лиц, лишенных изби­рательных прав, и другим классовым изгоям было отказано в городс­кой прописке, а затем, в суммарном порядке, их выселили из своих домов и выслали за пределы городов [45]. Ситуация повторилась в 1935 году в Ленинграде после убийства С.М.Кирова. В ответ на убий­ство (которое не имело никакого явного отношения к козням «клас­сового врага») органами НКВД было арестовано множество «быв­ших», в том числе 42 бывших князя, 35 бывших капиталистов и более сотни бывших жандармов и сотрудников царской полиции [46].

Во время «больших чисток» 1937-1938 годов эта схема претерпела заметные изменения. Во-первых, тех «ведьм», на которых велась охо­та, теперь называли не «классовыми врагами», а «врагами народа». Во-вторых, как было ясно обозначено в речах Сталина и Молотова и день за днем повторялось в прессе, основными кандидатами на звание «вра­гов народа» были не старые классовые враги, а высокопоставленные должностные лица - члены Коммунистической партии: секретари об­комов партии, главы правительственных учреждений, директора про­мышленных предприятий, командиры Красной Армии и т.д.

Но от старых привычек избавиться трудно, и «обычно подозрева­емые» снова оказались под угрозой. Осенью 1937 года начальник уп­равления НКВД по Ленинградской области Л.М.Заковский выделил особую категорию «врагов народа»: университетских студентов из числа детей кулаков и нэпманов, которых необходимо было разобла­чать и изгонять из учебных заведений [47]. Комсомольская организа­ция Смоленской области исключила из своих рядов десятки (а воз­можно - и сотни) членов на основании их чуждого социального проис­хождения, брачных связей с классово-чуждыми элементами, сокрытия своего происхождения и брачных связей и т.д. [48]. В Челябинске (и на­верняка в других местах) бывшие классовые враги попали в число каз­ненных в 1937-1938 годах за контрреволюционную деятельность [49].

В ходе «больших чисток» объектами разоблачений часто становились затаившиеся бывшие кулаки, «прокравшиеся» на заводы и в го­сударственные учреждения. В деревнях в 1937 году разоблачения «ку­лаков» (или «кулаков, троцкистских врагов народа» - обычно предсе­дателей колхозов) со стороны других крестьян были еще более часты­ми, чем в предыдущие годы. В 1937 году органы НКВД нередко арес­товывали за контрреволюционную деятельность людей, чьи братья или отцы были арестованы или сосланы как кулаки в начале 30-х го­дов [50]. «Крестьянская газета», получавшая многочисленные письма крестьян с различными жалобами и разоблачениями, была вынужде­на отчитать одного корреспондента за то, что он в своем доносе пере­путал старые и новые категории «заклейменных»: «Сообщая о ветсанитаре колхоза Тимофееве А.П., вы пишете: "'Брат его, как бывший Юнкер, взят органами НКВД". Вы, видимо, должны были сказать "аре­стован за контрреволюционную работу"» [51].

Недавно опубликованные материалы из архивов НКВД показы­вают, что в ходе чисток 1937-1938 годов в исправительно-трудовые •лагеря ГУЛАГа было направлено почти 200 000 заключенных, опре­деленных как «социально-вредные и социально-опасные элементы». Число это явно немалое, даже в сравнении с примерно полумиллио ном «контрреволюционеров», наводнивших ГУЛАГ в тот же самый период. Особенно поражает оно потому, что официально классовые враги не были объектами этой охоты на ведьм [52].

Паспорта и сталинская «сословность»

В конце 1932 года советское правительство впервые после падения старого режима ввело паспорта. Мера эта была реакцией на навис­шую угрозу наводнения городов крестьянами-беженцами, спасавши­мися от бушевавшего в деревне голода (города уже были переполне­ны до критического предела в результате крупномасштабной мигра­ции из сельской местности, что было следствием коллективизации и быстрого роста промышленности в годы первой пятилетки). Но вве­дение паспортов стало также важнейшей вехой в эволюции новой со­ветской сословности. Так же, как паспорта царского времени иденти­фицировали их носителей по сословной принадлежности, новые со­ветские паспорта идентифицировали их по «социальному положе­нию», то есть фактически по классовому признаку [53].

Важной особенностью новой паспортной системы было то, что паспорта выдавали горожанам органы ОГПУ вместе с городской про­пиской, а крестьянам паспорта автоматически не выдавались. Как и в царское время, крестьяне должны были обращаться к местным влас­тям с просьбой о выдаче паспорта, перед тем как отправиться на вре­менную или постоянную работу за пределами района; разрешение на получение паспорта давали им не всегда. Членам колхозов также было необходимо разрешение на отъезд со стороны колхоза, как во време­на «круговой поруки» крестьянам требовалось на это согласие общи­ны. Трудно было игнорировать сословный оттенок данной процеду­ры, поскольку крестьянство было поставлено в особое (и, разумеется, приниженное) юридическое положение. В течение 30-х годов правила выдачи паспортов существенно не изменились, несмотря на принцип равноправия, провозглашенный основой советского законодательства и советской формы правления в Конституции 1936 года.

В графе «социальное положение» в 30-е годы обычно указывалось. являлся ли владелец паспорта рабочим, служащим, колхозником, а если он был представителем интеллигенции, фиксировалась и его про" фессия (врач, инженер, учитель или директор завода) [54]. За исключе­нием тех случаев, когда речь шла о «колхозниках», данная паспорт­ная графа, как представляется, давала достаточно точное представле­ние об основном роде занятий того или иного индивидуума [55]. Без сомнения, тот факт, что выдача паспортов была в юрисдикцииНКВД,повышал точность содержавшейся в них информации; но также необ­ходимо отметить, что с отмиранием законов и процедур, основанных на классовой дискриминации, уходил в прошлое и институт оспари-вания той или иной социальной принадлежности. Ни один вид клас­совой идентификации из числа тех, которые указывались в паспортах, не представлял собой социального клейма в прежнем смысле этого сло­ва. Несомненно, что «колхозник» и «единоличник» (представитель не­колхозного крестьянства) - две юридические категории, применявшие­ся в отношении крестьян в 30-е годы и заменившие три полуюридичес­кие, полуэкономические категории 20-х годов, - были в советском об­ществе низким статусом. Но ни та, ни другая категория не может счи­таться эквивалентом существовавшего до этого статуса «кулак», обла­датель которого автоматически становился социальным изгоем.

Когда во второй четверти 30-х годов Коммунистическая партия и советское общество выбрались из водоворота коллективизации и не­истовой «культурной революции», приверженность советских лиде­ров марксистским классовым принципам стала заметно менее глубо­кой и искренней. Как уже отмечалось, режим стал отходить от прак­тики классовой дискриминации и «клеймения» индивидуумов по клас­совому признаку. Если новой Конституции и не следует придавать здесь слишком большого значения, то в других областях советской жизни произошли реальные перемены, например, в сфере высшего образования и в сфере формирования советской элиты через вступле­ние в Коммунистическую партию и комсомол. Уменьшение реальной обеспокоенности вопросами классовой принадлежности проявилось также в резком упадке социальной статистики, которая в 20-е годы являлась важнейшей исследовательской дисциплиной; особенно замет­но было исчезновение вездесущих таблиц, еще недавно наглядно де­монстрировавших классовый состав всевозможных групп населения и различных институциональных образований.

И все-таки создать впечатление, что советскую власть больше не интересовал сбор данных о социальном происхождении и классовой принадлежности населения, значило бы ввести читателя в заблуждение. Обеспокоенность проблемой наличия скрытых врагов, о которой говорилось выше, по-прежнему находила отражение в советской практике учета, но в основном это происходило в сфере ведения личных дел. Как говорил Г.М.Маленков, выступая перед XVIII Всесоюзной конференцией ВКП(б) в 1941 году, «несмотря на указания партии, во многих партийных и хозяйственных органах при назначении ра­ботника больше занимаются выяснением его родословной, выяснением того, кем был его дедушка и бабушка, а не изучением его личных деловых и политических качеств, его способностей» [56]. В стандарт­ной анкете, которую заполняли в 30-е годы все государственные слу­жащие и члены партии, были отражены всевозможные аспекты, ка­савшиеся вопросов социальной принадлежности, в том числе классо­вое происхождение (прежнее сословие и чин, род занятий родителей), род занятий до поступления на государственную службу (или, для чле­нов партии, род занятий до вступления в Коммунистическую партию), год поступления на государственную службу и социальный статус в настоящее время [57].

Весьма актуальным и в 30-е годы оставался один вопрос, связан­ный с классом: вопрос о социальной траектории, то есть о направлен­ности изменений социального статуса того или иного индивидуума. По-прежнему крайне важным оставалось, к примеру, различие между рабочим, чей отец также был рабочим, и рабочим, который покинул деревню, возможно, из страха перед коллективизацией в 1930 году; или между служащим, который начал свою жизнь сыном священника или представителя знати, и тем, который пробился из крестьян в ра­бочие, а затем, в 1929 году, стал «пролетарским выдвиженцем». По­добные вопросы продолжали занимать центральное место и в отно­сительно немногочисленных крупномасштабных социологических исследованиях, проведенных и ставших достоянием гласности в 30-е годы [58].

В отличие от переписи 1926 года, переписи населения, проводив­шиеся в 30-е годы, быстро и деловито разделывались с вопросами о социальном положении. В каком-то смысле это отражало изменение внешней обстановки, в первую очередь то, что кулаки и другие част­ные предприниматели, использовавшие наемный труд, уже были «лик­видированы как класс». Но было ясно и то, что, как бы исподволь возвращаясь к духу переписи 1897 года, переписи 1937 и 1939 годов неожиданно упрощали задававшийся вопрос о классовой принадлежности (идентичный для обеих переписей) и делали его почти таким же прямолинейным, как и прежний вопрос о принадлежности сословной. Классовое положение индивидуума больше не выводилось из тщатель­но собранных и проанализированных экономических данных - для удобства оно было записано в паспорте, и о нем просто надо было сообщить властям. В ответ на задававшийся в 1937 и 1939 годах воп­рос о социальном положении опрашиваемые должны были просто сообщить, к какой из следующих групп они принадлежат: «к группе рабочих, служащих, колхозников, единоличников, кустарей, людей сво­бодных профессий или служителей культа и нетрудящихся элементов». Кроме того, перед ними ставился вопрос, формулировка которого впол­не бы удовлетворила Петра I - об их «службе» на настоящий момент (то деть о роде их занятий, если они работали на государство) [59].

Термин «класс» в применявшихся в ходе переписей анкетах не ис­пользовался, что, возможно, указывает на некоторую неуверенность в уместности этой категории [60]. В конце концов, в середине 30-х го­дов Советский Союз, как было официально объявлено, достиг стадии «социалистического строительства»: несмотря на недостаточную те­оретическую ясность в вопросе о том, насколько близок период «со­циалистического строительства» к социализму как таковому, возмож­но, это означало, что построение бесклассового общества неизбежно. Сталин, однако, заявил, что классы в советском обществе по-прежне­му существуют, хотя и будучи (благодаря тому, что с эксплуатацией и классовыми конфликтами было покончено) классами особого, неан­тагонистического типа [61]. Он даже не пытался обосновать это свое утверждение при помощи детально разработанной теории. «Можем ли мы, марксисты, обойти в Конституции вопрос о классовом составе нашего общества?» - задавался он риторическим вопросом. Ответ был предельно лаконичен: «Нет, не можем» [62].

В духе того, как Екатерина II в XVIII столетии разъясняла прин­ципы сословности, Сталин обозначил три основные группы, состав­лявшие советское общество: рабочих, колхозное крестьянство и ин­теллигенцию [63]. Эта схема представляла собой своеобразную попыт­ку адаптировать екатерининскую четырехсословную схему примени­тельно к современным советским условиям - за исключением одной особенности [64]. Этой особенностью было слияние старой категории «служащих» с интеллигенцией и с коммунистической административ­ной элитой с целью создания единого конгломерата «белых ворот­ничков», который получил название «советская интеллигенция».

Конечно, было бы преувеличением утверждать, что в 30-е годы в Советском Союзе возникла полноценная сословная система. Тем не менее, по многим признакам мы можем заключить, что структура со­ветского общества того времени тяготела к сословности, начиная с описанной выше практики фиксирования социального положения индивидуума во внутренних паспортах. Наиболее четкими сословными характеристиками обладало крестьянство. В отличие от других основных классов-сословий - рабочих и интеллигенции - крестьяне не опадали автоматически правом иметь паспорта и, таким образом, были в особом порядке ограничены в свободе передвижений. Они несли перед государством принудительную обязанность снабжать его Рабочей силой и лошадьми для проведения дорожных и лесозагото вительных работ (от чего другие классы-сословия были освобожде­ны). С другой стороны (и в этом - позитивный аспект их социального статуса), одни крестьяне обладали коллективным правом на пользо­вание землей [65] и правом заниматься индивидуальной и коллектив­ной торговлей на колхозных рынках - правом, в котором всем осталь­ным советским гражданам было отказано [66].

В 30-е годы в советском обществе существовали и более тонкие различия между правами и привилегиями различных социальных групп. Некоторые из них были зафиксированы в законодательном порядке: например, право единоличных крестьянских хозяйств - в от­личие от колхозных хозяйств и членов городских «сословий» - иметь лошадь; или право «рабочих» и «служащих» получить в пользование «приусадебный участок» строго установленного размера в деревне или пригородной зоне [67]. Казачество, одно из традиционных малых со­словий при старом режиме, в 1936 году, после 20 лет опалы, вызван­ной их сопротивлением советской власти в годы гражданской войны и коллективизации, получило назад свой квазисословный статус, свя­занный с привилегиями в сфере воинской службы [68]. Сосланных в начале 30-х годов кулаков и прочих «спецпоселенцев», проживавших в Сибири и других районах страны, также необходимо считать от­дельным сословием, поскольку их права как земледельцев и промыш­ленных рабочих, а также налагавшиеся на них правовые ограничения были обстоятельно разъяснены в законодательстве и в соответствую­щих секретных инструкциях [69].

Можно выделить по крайней мере еще одно «протосословие». чье существование было признано если и не в законодательном порядке, то в традиционном обиходе и в официальной статистической класси­фикации. То был новый советский высший класс «ответработников» - административная и профессиональная элита, составлявшая верх­ний слой той обширной группы «белых воротничков», которую Ста­лин называл «интеллигенцией». Официально эта элитная группа обо­значалась (обычно в не предназначавшихся для публикации резуль­татах статистических исследований 30-х годов) как «руководящие кадры (работники) и специалисты» [70]. Члены данной группы пользо­вались рядом особых привилегий, в том числе правом доступа в зак­рытые магазины, правом пользования персональным автомобилем с шофером и государственными дачами [71].

В связи с этим необходимо отметить, что развитию сословных тен­денций способствовала вся сложившаяся в 30-е годы экономика с ее хроническим дефицитом и наличием сети «закрытого распределения» продовольственных товаров и товаров народного потребления по месту работы или через профсоюзы. К этой системе был допущен не только новый высший класс «руководящих кадров и специалистов», но и те группы населения, которые занимали более низкие ступени общественной иерархии, но также пользовались различными видами привилегий. Так, в начале 30-х годов в заводской системе закрытого распределения и общественных столовых обычно различали три ка­тегории клиентов: управленцев и инженерно-технических работников (ИТР), привилегированных рабочих (ударников) и обычных рабочих [72]. Позже, по мере развития во второй половине 30-х годов стаха­новского движения, стахановцы и ударники составили отдельный слой рабочих, который за свои трудовые достижения пользовался особы­ми привилегиями и получал специальное вознаграждение [73]. Теоре­тически статус стахановца не был постоянным, а зависел от произ­водственных показателей. Но совершенно очевидно, что многие ра­бочие воспринимали его как новый статус «знатного рабочего», срав­нимый, возможно, с существовавшим в царские времена сословием «почетных граждан», который, если работник однажды его удосто­ился, сохранялся за ним до конца жизни [74].

Заключение

Основной постулат данной статьи - то, что в России после револю­ции класс превратился в категорию, которая приписывалась, а не вы­водилась из социально-экономических данных. Основными причина­ми и непосредственными предпосылками этого феномена были, во-первых, наличие юридических и институциональных структур, посред­ством которых осуществлялась дискриминация по классовому при­знаку, и, во-вторых, происходившие в российском обществе непрерыв­ные перемены и процессы социальной дезинтеграции, превратившие «реальный» социально-экономический класс, к которому должен был принадлежать индивидуум, в нечто неопределенное и трудно подда­ющееся классификации. Предельно обобщая сущность проблемы, Можно сказать, что советская практика «приписывания к классу» воз­никла как комбинация марксистской теории и слабой структуриро­ванности российского общества.

В каком-то смысле класс (в его советской форме) может считаться изобретением большевиков. В конце концов, именно большевики стояли во главе нового советского государства и разрабатывали его за­конодательство, построенное на принципе классовой дискриминации, а марксизм был их официальной идеологией. Тем не менее, приписы вать большевикам все заслуги в деле создания советской версии поня­тия «класс» значило бы слишком упрощать ситуацию. Корни этого новшества уходят и в массовое сознание россиян, - в конце концов именно образованные «снизу» в 1905 и 1917 годах Советы рабочих депутатов выработали практику предоставления права голоса по клас­совому признаку (которая была узаконена в Конституции 1918 года) и, таким образом, косвенно повлияли на создание всего корпуса зако­нодательства, основанного на классовой дискриминации, которое действовало в начале советского периода российской истории. Более того, тот сословный оттенок, который понятие «класс» приобрело в 20-е годы (это особенно очевидно в случае с «классовым» статусом духовенства и с категорией «служащих», напоминавшей мещанское сословие), также скорее был плодом народного, а не большевистско­го воображения.

Специфически большевистское (или свойственное интеллектуалам-марксистам) понимание класса наиболее ярко проявилось в сфере со­циальной статистики. Убежденные в том, что научный анализ обще­ства требует использования классовых категорий, советские статис­тики 20-х годов кропотливо вводили эти категории в обрабатывав­шиеся ими данные, включая те тома с результатами переписи 1926 года, где речь шла о профессиональных занятиях населения. Как было по­казано в данной статье, тот огромный объем статистических данных. который был собран и обработан в 20-е годы, был частью проекта строительства «виртуального классового общества»; целью статисти­ческих исследований было создание иллюзии существования классов. Очевидный вывод, который из этого следует, - это вывод о том, что историкам необходимо подходить к подобным статистическим дан­ным крайне осторожно.

Важнейшим - если не ключевым - аспектом общего процесса «при­писывания к классу» в 20-е годы был институт «классового клейма». Очевидно, что это явление обязано своим происхождением револю­ционной страсти народа не в меньшей степени, чем марксистской тео­рии или даже большевистской идеологии. Интеллектуалы-большеви­ки (включая Ленина и других партийных лидеров) испытывали не­ловкость от того, что их классовая политика вела к практике клейме­ния по классовому признаку и демонстративному поиску виновных: они, в частности, пытались противостоять популярному в народе пред' ставлению, что классовое происхождение индивидуума неизбежно налагает на человека несмываемое «клеймо». Но подобные возраже­ния большей частью игнорировались. Практика «клеймения» по клас­совому признаку достигла своего пика одновременно с инспирированной государством «охотой на ведьм», широко развернувшейся в ходе «культурной революции» конца 20-х - начала 30-х годов.

В 30-е годы, после того как стихла оргия коллективизации, раску­лачивания и «культурной революции», многое стало меняться. Рево­люционной страстности заметно поубавилось; марксизм стал чем-то обыденным и перестал служить для коммунистов источником вдох­новения; а в 1937-1938 годах «охота на ведьм» велась (хотя и не все­гда) не по классовому принципу. И, тем не менее, класс по-прежнему оставался основной категорией идентификации советских граждан, что было институционально закреплено в новой форме с введением в конце 1932 года паспортов, содержавших графу «социальное положе­ние». Графа эта была почти точным эквивалентом отметки о сослов­ной принадлежности в документах, удостоверявших личность при ста­ром режиме. Советское понятие класса перестало быть поводом для оспаривания или же (после демонтажа законодательных и институци­ональных структур классовой дискриминации) клеймом; все более и более оно сближалось по своей сущности с понятием сословия, воз­никшим в императорский период.

Очевидно, что значение «сталинской сословности» как модели со­ветского общества не может быть подвергнуто на страницах этой ста­тьи достаточно тщательному рассмотрению, но, как мне представля­ется, имеет смысл предложить здесь несколько возможных направле­ний исследования данной проблемы. Во-первых, введение понятия сословности сразу же очерчивает некие концептуальные границы и позволяет нам осознать, что «классы» сталинского общества, как и сословия, следует выделять и рассматривать через призму их отноше­ния к государству (в то время как классы в марксистском понимании определяются через их отношение друг к другу). Это позволяет нам по-новому подойти к столь часто обсуждаемой проблеме «главенству­ющей роли государства» во взаимоотношениях между советским го­сударством и обществом.

Во-вторых, сословная модель оказывается очень удобной при ана­лизе проблемы социальной иерархии. Часто указывают, что в период сталинизма в советском обществе, бесспорно, возникла некая соци­альная иерархия, но в концептуальном отношении ее природа остает­ся неясной. Легко согласиться с Л.Д.Троцким и М.Джиласом в том, что в сталинский период появился новый высший класс, положение представителей которого определялось занимаемыми ими должнос­тями; но намного труднее принять марксистский подход к данному вопросу и интерпретировать этот класс не просто как новый приви­легированный, а как новый правящий класс. В рамкахже концепции «сталинской сословности» класс этот можно рассматривать как совре­менную версию «служилого дворянства» [75], чьи статус и функции так же понятны историкам, как они были очевидны для современников: и тогда остальные классы-сословия с такой же легкостью занимают свои места в существовавшей системе социальной иерархии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 340 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2188 - | 2139 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.036 с.