Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»деал гармоничной и непротиворечивой структуры




¬ заключение мне хотелось бы показать, как теори€ гештальтов могла бы помочь в решении поставленного историками вопроса о форме исторического процесса в целом.

 

≈сть ли кака€-нибудь разумна€ и пон€тна€ логика, лежаща€ в основании истории человечества и определ€юща€ действи€ ее творцов, или истори€ человечества - это не более как divertimento (ит. - музыкальна€ пьеса наподобие вариаций или попурри. - ѕрим. перев.), состо€ща€ из отдельных эпизодов и при этом столь слабо св€занных друг с другом, что пор€док их выгл€дит случайным и допускающим произвольные изменени€? ќчевидно, что истори€, как и любое другое макрособытие, может быть подчинена непосредственно законам детерминизма. Ќам, однако, хотелось бы знать, в какой мере и с помощью каких средств событи€ складываютс€ в единую структуру. — четвертым измерением, временем, теори€ гештальтов поступает так же, как с трем€ пространственными, и ставит вопрос: "ѕри каких же услови€х объедин€ютс€ временные измерени€, образу€ высоко унифицированное целое?"

 

 ак и пространство, врем€ бесконечно, и потому вс€кий анализ структуры времени зависит от области его приложени€. ¬ искусстве эту область можно расширить до всей истории человека, начина€ с пещер эпохи палеолита и конча€ последними находками коллекционеров картин в јмерике, но можно ее и сузить, ограничив рамками рождени€ одного произведени€ с начального замысла до его воплощени€.

 

¬ частности, утверждаетс€, что творчество одного художника €вл€етс€ упор€доченным, в то врем€ как на большем пространстве никакого пор€дка нет, или же декларируетс€, что определенной эпохе в определенном месте можно насильно нав€зать некоторую тему, как это сделал ¬азари, охарактеризовавший возрождение италь€нского изобразительного искусства от ƒжотто до ћикеланджело как три века живописи - детство, юность и зрелость.

 

ѕо всей веро€тности, гармонична€ и непротиворечива€ структура возникает тогда, когда ею управл€ет проста€ конфигураци€ сил, почти не встречающа€ сопротивлени€. “ак, например, обстоит дело в ситуации с баллистической кривой, наход€щейс€ под контролем сил прит€жени€ и отталкивани€. —равним эту ситуацию с двум€ разными возможными вариантами устаревшей игры в китайский биллиард. ≈сли борт биллиарда наклонен, то согласованное действие на шар силы гравитации образует мощную тему, котора€ иногда воспринимаетс€ (а иногда нет) как оказывающа€ на структуру событи€ большее вли€ние, чем оказывают преп€тстви€, отклон€ющие шар от его непосредственного курса. ≈сли же борт биллиарда строго горизонтален, а действие на шар осуществл€етс€ благодар€ различным пружинам, то результирующий эффект определ€етс€ тем, складываютс€ ли динамические вектора в концентрированное действие или их действие неупор€доченно, хаотично. » в том, и в другом случае поведение шара бесспорно детерминированное, и он, следу€ предназначенным курсом, достигает цели.

 

»нтеллектуально наиболее проста€ и крайне привлекательна€ концепци€ истории заключаетс€ в представлении ее в виде последовательности смен€ющих одно другое событий - от весьма скромных и неприт€зательных вначале до крупных и примечательных в наши дни. — таким взгл€дом на историю мы то и дело встречаемс€ в исследовани€х по истории искусств. “ак, ћейер Ўапиро назвал јлоиза –игл€ "самым конструктивным и обладающим исключительно €рким воображением историком, пытавшимс€ представить творческое развитие как единый непрерывный процесс". »з недавних попыток укажу на применение —узи √аблик введенного ∆аном ѕиаже пон€ти€ стадии когнитивного совершенствовани€ в эволюционном движении от раннего искусства —редиземноморь€ к абстрактным минималистам наших дней. Ўансы на успех таких пон€тийных схем завис€т главным образом от относительной величины посто€нных импульсов. ѕервыми кандидатами в такие движущие силы €вл€ютс€ основные свойства человеческого разума, особенно когда они достаточно заметны, чтобы их можно было считать биологически мотивированными. ÷ентральным тут €вл€етс€ закон вы€влени€ различий, привод€щих от простых структур к сложным образовани€м. — когнитивной точки зрени€ этот закон объ€сн€ет возрастание сложности действий и структур реакцией на усложнение окружающей действительности.

 

 огда мы наблюдаем, как художник работает над картиной, перед нашими глазами часто открываетс€ доступный дл€ изучени€ путь к решению поставленной им перед собой задачи. —тоит нам, однако, расширить область наблюдений до всего творчества данного художника на прот€жении его жизни, как наше представление об уровне его творческой зрелости и компетентности мен€етс€ и уходит в перспективу и цель, складывающиес€ в единый стиль с совсем непростой структурой.  огда мы станем рассматривать целый период, например, всю историю искусств вообще, наше желание сохранить структуру моделей по возможности более простой столкнетс€ с исключительно мощным преп€тствием в виде огромного количества сил, сто€щих на пути нашего стремлени€ к пониманию.

 

јрнхейм –. Ќовые очерки по психологии искусства. - ћ., 1994. с.272-295.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 439 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

355 - | 279 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.