Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»скусство как терапи€




–удольф јрнхейм

ѕрактическа€ де€тельность врача начинаетс€ не с искусства, а с людей, попавших в беду, с жалоб и просьб пациентов. » тут хороши любые средства, обещающие исцеление: лекарства, физические упражнени€, восстановительна€ терапи€, клинические беседы с больным, гипноз - и почему это не может быть искусство? ѕрин€тые в своей среде с некоторыми сомнени€ми и подозрени€ми, на сцене по€вл€ютс€ врачи, использующие при лечении больных искусство. “акой врач должен доказать свою правоту не только успешной практикой, но и убедительными теоретическими рассуждени€ми. ќт него ждут описани€ принципов, на основе которых искусство признаетс€ целительным средством.

 

„тобы откликнутьс€ на эти требовани€, необходимо рассмотреть природу разных видов искусства, а также те свойства, которые могли бы служить или, наоборот, преп€тствовать использованию его в качестве терапевтического средства. ѕри таком взгл€де на природу разных искусств и их нынешний статус можно обнаружить два важных признака искусства, релевантные дл€ лечени€: демократичность и гедонистские традиции западной эстетики.

 

¬ нашей культуре искусство имеет аристократическое прошлое: оно создавалось дл€ ублажени€ королевской и церковной знати ремесленниками и мастерами, получившими в эпоху ¬озрождени€ дополнительное признание в виде статуса гениев. ¬ ту пору искусство предназначалось лишь дл€ немногих счастливцев. ќднако не прошло и столети€, как развитие демократии привело общество к пониманию того, что искусство принадлежит народу, и не только в том смысле, что оно должно стать доступным дл€ глаз и ушей каждого гражданина. ¬ажнее была растуща€ убежденность, что каждый человек в действительности достаточно подготовлен к воспри€тию искусства и может извлечь дл€ себ€ пользу общени€ с ним; кроме того, он обладает врожденными способност€ми дл€ создани€ произведений искусства. Ёто революционное по своей сути воззрение обеспечило по€вление новых предпосылок дл€ обучени€ искусству и подготовило почву дл€ правильного понимани€ народного и так называемого примитивного искусства, а несколько дес€тков лет тому назад благодар€ ему возникла мысль, что творческа€ де€тельность способна вдохнуть жизнь в человека, нуждающегос€ в психической помощи, и стимулировать его такими способами, которые считались прежде привилегией одних лишь художников.

 

Ёто новое представление о полезности искусства вступило в противоречие с существовавшей тогда в ≈вропе традицией, утверждавшей, что именно бесполезность €вл€етс€ отличительной чертой вс€кого искусства.  огда искусство перестало быть носителем религиозных и монархических идей, нова€ ментальность средних слоев общества низвела его до уровн€ украшательства, доставл€ющего человеку наслаждение, а соответствующа€ философи€ за€вл€ла при этом, что искусство служит лишь дл€ удовольстви€. Ћюбой психолог мог бы сразу же отреагировать на подобный гедонистический подход, указав, что само по себе удовольствие не предлагает никаких объ€снений, поскольку оно есть лишь сигнал, говор€щий об удовлетворении какой-то потребности. Ќо тогда можно задать вопрос: каковы эти потребности? ѕервым, кто попыталс€ дать ответ на него, име€ в виду отдельного человека, а не общество в целом, был «игмунд ‘рейд, за ним последовали другие психологи и социологи.

 

„то касаетс€ мен€, то € твердо убежден, что одна из основных функций искусства - познавательна€. ¬се знание, которое мы получаем об окружающей действительности, доходит до нас через органы чувств, однако по тем образам, которые возникают у нас благодар€ зрению, слуху или ос€занию, отнюдь не просто узнать, какова природа и функции объектов внешнего мира. ¬ид дерева сбивает с толку, то же касаетс€ велосипеда и движущейс€ толпы людей. —енсорное воспри€тие, следовательно, не может ограничитьс€ фиксацией образов, попавших на органы чувств; оно должно искать структуру. ¬ сущности, воспри€тие и есть не что иное, как обнаружение структуры. ѕоследн€€ говорит нам, из каких элементов состоит объект и как они св€заны друг с другом. »менно в результате открыти€ структуры на свет по€вл€етс€ картина или скульптура. ѕроизведение искусства - это очищенна€, увеличенна€ и выразительна€ копи€ объекта, порожденна€ воспри€тием художника.

 

ƒл€ наших целей еще более важно то, что все воспри€тие €вл€етс€ символическим. ѕоскольку все структурные свойства суть обобщени€, мы воспринимаем индивидные про€влени€ как виды вещей, как разновидности поведени€. ќтдельный объект воспри€ти€ символически замещает целую категорию объектов. “аким образом, когда поэты, художники или пациенты врачей, лечащих искусством, воспринимают и рисуют дерево, изо всех сил т€нущеес€ к солнцу, или вулкан в виде страшного агрессора, они опираютс€ на способность человека в каждом частном случае увидеть общее во всем его разнообразии.

 

ћы понимаем далее, что наиболее существенные признаки воспринимаемой нами действительности реализуютс€ в произведени€х искусства в таких экспрессивных характеристиках, как форма, цвет, строение, движение. “аким образом, даже если оставить в стороне физические объекты, сохранив только их формы, цвета и т.д., все эти "абстрактные" единичные про€влени€ сами могут символически объ€сн€ть соответствующее поведение. Ёто дает врачу возможность вы€вить основные наклонности и пристрасти€ своих пациентов не только по легко узнаваемым предметам, представленным в их работах, но и по абстрактным рисункам. », конечно, по той же самой причине абстрактные музыкальные формы воспринимаютс€ как высказывани€ о способах существовани€ и де€тельности.

 

¬ таком случае воспри€тие полностью символично. —трого говор€, мы никогда не имеем дела с отдельным, уникальным индивидом, перед нами всегда оказываетс€ типизированный предмет или человек вместе со всеми характерными дл€ него обобщенными свойствами.

 

Ќар€ду со способностью строить обобщени€, этой основной операцией, необходимость в которой диктуетс€ практическими потребност€ми, человек обладает еще одной способностью, дополн€ющей первую, как то: отбирать и подставл€ть на место реальных ситуаций их мысленные копии. ѕодобно ученым, в. ходе экспериментов изучающим ответные реакции на класс ситуаций, все мы разыгрываем в воображении аналоги реальных ситуаций, которые нас интересуют. Ёто могут быть простые "мысленные эксперименты", когда в уме ищетс€ ответ на вопрос: "„то бы произошло, если бы?.." - однако такие визуальные ситуации могут и материализоватьс€, как в театральных импровизаци€х психологической драмы, в рассказывании различных историй, а также в картинах и скульптурах, выполн€емых в ходе лечени€. ѕри этом хорошо известно, что создатели подобных изображений вовсе не об€заны отражать объективные факты, как это делают ученые в своих экспериментах, а могут формировать свои представлени€ исход€ из собственных потребностей.

 

«амечательно, что такие перевоплощени€ воспринимаютс€ как субституты реальных объектов. “ворческое исполнение и работы, создаваемые в кабинете врача, настолько же отличаютс€ от простой игры воображени€, насколько превосход€т нормальные про€влени€ личных пристрастий и оценок. ѕоистине поразительно, что больные, встретившись с образом страшного отца или жела€ мысленно овладеть объектом вожделенной страсти, зачастую вели себ€ так, словно участвовали в реально происход€щих событи€х. ќни в самом деле храбро шли на столкновение с тираном отцом, действительно овладевали прекрасной женщиной или желанным мужчиной. я полагаю, что мы до сих пор относимс€ к подобному так называемому "заместительному" поведению с незаслуженным презрением. Ќам кажетс€, что люди, практикующие такого рода поведение, просто позвол€ют водить себ€ за нос, поддавшись воздействию образов, без особого труда порождаемых их испорченным воображением. ¬се дело в том, что мы обычно готовы признать лишь один вид реальности, а именно физическую реальность, в то врем€ как люди гораздо больше существа психические, нежели физические. ‘изические объекты всегда действуют на нас как психические впечатлени€. ¬ конечном счете мы оцениваем событие как победу или поражение исключительно по тому, как оно воздействует на нашу психику. ”трата свободы, потер€ собственности, даже телесные повреждени€ приход€т к люд€м в виде психических ощущений.

 

 оль скоро мы с уважением относимс€ к представител€м художников или мистиков как к надежным фактам действительности, то мы должны пойти дальше и признать, что если мы хотим сориентировать человека в направлении, так сказать, законов действительности, то следует не уводить его от "простой" психической реальности к "истинным" фактам физического мира, а научить его приспосабливать возникающие психические образы к тем реальным событи€м, которые могут произойти в уготованном ему будущем. ѕравильность таких образов нужно провер€ть самым серьезным образом и не только потому, что она €вл€етс€ симптоматичной, но и потому, что последстви€ этих образов €вл€ютс€ столь же материальными и ос€заемыми, сколь и последстви€ событий, происход€щих в так называемом реальном мире.

 

¬се сказанное имеет пр€мое отношение и к вопросу о важности качества, или художественного совершенства, создаваемых работ. Ќекоторые врачи считают, что работа должна быть выполнена пациентом как можно лучше; это мнение проистекает не из догматического требовани€ высших эстетических достижений ради них же самих, а из внутреннего убеждени€, что по-насто€щему хорошее произведение искусства дает терапевтический эффект, которого нельз€ достичь меньшими усили€ми. ѕрежде всего качество непосредственно св€зано с действительной подлинностью искусства. ’орошие произведени€ говор€т правду. ќчевидно, что это утверждение в точности противоположно тому, что говорил об искусстве ‘рейд. “от считал хорошую форму чистым украшением, предназначенным дл€ того, чтобы заставить зрител€ с благосклонностью прин€ть переданное в содержании работы удовлетворение подсознательных желаний. ћне такой подход всегда казалс€ крайне неубедительным, поскольку € в подобном украшательстве не вижу никакой необходимости.  роме того, мы отнюдь не испытываем отвращени€ от исполнени€ желаний как такового. ћы охотно принимаем идеального геро€, триумф добродетели или наказание порока, если те представлены в искусно выполненных работах. » делаем это не потому, что нам дали вз€тку в виде красивых форм и при€тных картин, чтобы мы восприн€ли мечты художника, а потому, что хороший художник всегда доказывает нам, что желаемый результат может €витьс€ вполне адекватным отражением действительности. ¬ обсто€тельствах, когда состо€ние человека раскрываетс€, так сказать, в "чистом виде", добродетель действительно вознаграждаетс€, а зло наказываетс€ - по той простой причине, что добродетель способствует увеличению благополучи€ и процветани€, а зло этому преп€тствует. ѕосредственные по своему качеству работы отвергаютс€, если удовлетворение желаний в них достигнуто ценой искажени€ истины.  огда путь к благополучию представл€етс€ неверо€тно успешным, а добро безо вс€ких усилий оказываетс€ действенным, когда зло, исход€щее от негод€€, выгл€дит однообразным, а обольстительна€ женщина кажетс€ лишь игрой похотливого воображени€, мы протестуем, поскольку не выносим предательства по отношению к истине.

 

“очно так же по мнению врачей, занимающихс€ лечением искусством, качество работы пациента непосредственно св€зано с тем, изображает он или нет правдоподобную реальность. Ёто, как мы знаем из публикаций, касаетс€ даже фантастических картин некоторых одаренных психотиков.

 

ƒеструктивна€ сила психоза может освободить воображение от оков традиционных норм, и стилизованные образы, создаваемые больными, нередко с жестокой откровенностью демонстрируют нам скрытые стороны человеческого опыта.

–еальный статус произведени€ искусства не зависит ни от конкретного направлени€, ни от уровн€ сложности.

 

–анее € уже упоминал о нашей "демократичной" оценке примитивных форм искусства. “акой подход дает нам возможность увидеть, что даже самые простые издели€ могут удовлетвор€ть требовани€м высокого качества. ћы ищем представлени€, сформированные под вли€нием непосредственного опыта, а не окаменелые образы, создаваемые в результате действи€ механически примен€емых схем. ¬ажно то, что благодар€ формам, цветам или каким-то иным средствам образы могут стать доступными дл€ наблюдени€ и при этом выступают с максимальной действенностью и €сностью. ‘орма служит не дл€ гедонистического умиротворени€, а €вл€етс€ необходимым инструментом передачи полезных сообщений.

ќчевидно, что большинство пациентов, подвергающихс€ лечению искусством, находитс€ в затруднительном положении из-за плачевного состо€ни€ преподавани€ искусств. Ќедостаток практики, отсутствие уверенности, следование невысоким образцам - все это мешает обычному человеку развить свои природные творческие способности. ƒумаетс€, что врачи не могут не учитывать такую печальную ситуацию. ќни не должны считать, что дл€ их конкретных задач качество работы, выполненной пациентом, никакого значени€ не имеет.

 

Ёстетическое совершенство, по сути дела, есть не что иное, как средство, с помощью которого художественные высказывани€ достигают своей цели.

 

ќбразы при этом не только должны быть правдивыми, они также должны быть доведены до как можно лучшей реализации; ведь именно благодар€ своей прозрачности и мощи объект искусства воздействует на человека, в том числе и на автора произведени€.

 

ћы не делаем в этом отношении каких-то различий между великими произведени€ми немногих счастливцев и скромными работами, созданными в кабинете врача. ќднако, отдел€€ все же великое искусство от заур€дного, мы хотим указать на два противоположных пути. — одной стороны, путь от великих произведений к простейшим св€зан с падением оригинальности, сложности, со снижением здравого смысла. —тоит, тем не менее, подчеркнуть, что даже фольклорные мотивы или рисунки детей обладают каждый своим определенным уровнем цельности и совершенства и способствуют развитию и процветанию человеческого разума. — другой стороны, большое искусство противостоит падению эстетических вкусов, вызванному коммерциализацией индустрии развлечений, а также де€тельностью средств массовой информации. »дущее отсюда растление умов мешает люд€м наладить св€зи с их собственной де€тельностью и развить творческие способности. »менно это, следовательно, €вл€етс€ наиболее опасным преп€тствием, мешающим работе врача, лечащего искусством.

 

 огда искусство свободно от сковывающих и пагубных дл€ него уз, оно обнаруживает настолько жесткую и бескомпромиссную логику, что автору произведени€ не остаетс€ ничего другого, как представить факты в соответствии с их внутренней природой, независимо от личных желаний или опасений. »скусство может настолько безошибочно передавать событи€ и факты, что те с гораздо большей силой, чем в повседневной практике, предъ€вл€ют свои требовани€ и претензии. «десь уместно вспомнить об одной моей студентке в колледже, талантливой и умной молодой женщине, котора€ вела в то врем€ мучительную борьбу с противоречи€ми, порожденными воспитанными в ней с детства религиозными убеждени€ми и вызывающим у нее резкий протест поведением отдельных религиозных лиц и властей.  огда конфликт, разрешение которого требовало от нее большого мужества, был в самом разгаре, девушка решила исполнить фрагмент сольной хореографии под названием "“анец великого инквизитора". ¬ этом танце, родившемс€ под вли€нием образа сто€щей перед глазами фигуры и вопреки осознанным намерени€м и традиционным нормам, она передала грубый и демонический характер догматизма, что сделало дл€ нее неизбежной встречу лицом к лицу с фактами, с которыми ей вс€чески не хотелось соприкасатьс€ за пределами танца. Ќет никаких сомнений в том, что цельность девушки как танцовщицы помогла становлению ее как личности.

 

¬ заключение позволю себе высказать предположение, что лечение искусством, вовсе не заслуживающее того, чтобы его считали пасынком среди искусств, можно рассматривать как модель, способную вернуть различные искусства к высокой творческой продуктивности. ћне представл€етс€ бесспорным, что в последнее врем€ де€тельности наших художников, скульпторов и прочих мастеров, как правило, не хватало искры подлинности. Ћюбовные интрижки с чисто формальными чувствами, увлеченность примитивными прелест€ми насили€ и эротики привели к тому уровню, который мы имеем сегодн€ в галере€х и музе€х. Ёти произведени€ среднего качества кажутс€ талантливыми, но мало к чему об€зывающими и не став€щими перед собой какие-то цели.

 

¬ таких ситуаци€х первенство должны захватить прикладные искусства, а лечение искусством как раз относитс€ к таковым. ÷ель всех этих искусств состоит в том, чтобы на своем примере показать, что вс€кое искусство, дабы не потер€ть силу и не угаснуть, должно отвечать важнейшим потребност€м и запросам человека. Ёти потребности часто более заметны в среде больных, а потому более очевидной €вл€етс€ и та польза, которую извлекают дл€ себ€ больные от встречи с искусством. ѕоказыва€, что оно может сделать дл€ людей измученных и страдающих, искусство напоминает нам о своем предназначении служить каждому.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 426 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

1883 - | 1884 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.