Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒетерминизм и индивидуальность




Ѕлагодар€ теории гештальта мы можем более четко изложить р€д проблем стил€. —реди них особо выделим проблему соотношени€ между исторической причинностью и единичной случайностью каждого отдельного событи€ или факта. ’аузер пишет, что "несмотр€ на широкое участие в историческом процессе индивидуальных и социальных факторов, историческа€ мысль и исторические сочинени€ демонстрируют посто€нный перекос в симпати€х то в сторону детерминизма, то в сторону индивидуализма".

 

ћне представл€етс€, что детерминизм и индивидуализм следует рассматривать вместе.  аждый индивид всецело €вл€етс€ порождением генетических факторов и свойств окружающей среды, а детерминирующие силы не производ€т ничего, кроме индивидных структур отдельного лица, группы лиц или структур объектов, таких, как, например, объекты искусства. ѕроблема возникает по той причине, что иногда каузальность понимаетс€ исключительно как свойство линейных цепочек событий. “акие каузальные цепочки, однако, попада€ в гештальт-контекст, тер€ют свою индивидуальность.  аузальность, обусловливающа€ и управл€юща€ образованием гештальта, представл€ет собой не линейную цепочку, а структурную организацию, не сводимую к простой сумме отдельных частей. ќтсюда возникает представление, будто каузальность кончаетс€ там, где начинаетс€ индивидуальность, а истори€ представл€ет собой процесс, управл€емый каузальными св€з€ми, в то врем€ как индивидуальные продукты истории интерпретируютс€ как необъ€снимые инородные образовани€, плывущие в потоке детерминированных событий. Ёто представление абсурдно.

 

 аждый индивид есть результат действи€ таких детерминистских факторов, как наследственность, среда и другие. √ештальт-контекст не способен ни вводить новые, дополнительные элементы, ни подавл€ть уже имеющиес€. Ќельз€, следовательно, отделить художника как человека и гражданина от художника-творца, что пыталс€ сделать, например,  урт Ѕадт, устран€€ исторические факторы места и времени как "негативные определители". ≈динственна€ причина, по которой индивидуальное не равно сумме своих частей, состоит в том, что сам процесс образовани€ гештальта организует части в совершенно новую структуру. „то же касаетс€ интеллектуальных объ€снений линейной каузальности, то гештальт €вл€етс€ предельным случаем, к которому можно подойти (хот€ вс€кий раз не достига€ полного соответстви€), умело прослежива€ и разумным образом устанавлива€ элементы и св€зи между ними в гештальт-процессе. ≈сли данна€ процедура и не достигает цели из-за чрезмерных амбиций детерминизма, она все же избавл€ет гештальт от нигилизма не идущего ни на какие компромиссы человека. Ѕольше того, человек может утешитьс€, осознав, что подобное ограничение свойственно каждой науке, общественной или естественной, когда та сталкиваетс€ с некоей целостной структурой. ¬ конце концов мы приходим к единому взгл€ду на генетические и исторические процессы, при котором отдельные фазы этих процессов вс€кий раз объ€сн€ютс€ причинно-следственными св€з€ми.

 

ƒл€ у€снени€, почему одни наборы составл€ющих лучше других и, в частности, почему результирующа€ структура оказываетс€ иногда согласованной, а иногда противоречивой, иногда мощной и €сной, а иногда слабой и рыхлой, можно усовершенствовать правила, управл€ющие формированием гештальт-структур. ≈сли согласитьс€ с этим положением, то можно констатировать, что хот€ до объ€снени€ причин по€влени€ гениев или имбецилов, хорошего или плохого искусства еще далеко, путь к их осмыслению в принципе больше не заблокирован.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 542 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

305 - | 323 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.