Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Zeitgeist и формирование гештальта




— проблемой каузальности тесно св€зана друга€ проблема, которую р€д историков и психологов пытались решить, обратившись к пон€тию Zeitgeist (дух времени), по их мнению объедин€ющему началу философии и искусств данного периода. “акой подход вызывает серьезные возражени€.

 

— похожей проблемой гештальтпсихологи€ столкнулась еще на заре своего существовани€, когда  ристиан фон Ёренфельс в своей первой работе "ќ свойствах гештальта" предположил, что гештальты отличаютс€ от простого множества элементов некоторыми дополнительными свойствами. ѕрошло еще какое-то врем€, прежде чем такие психологи, как ћакс ¬ертгеймер и ¬ольфганг  елер, с полным основанием смогли утверждать, что структура гештальта создаетс€ его составными част€ми и контекстом и ничем больше. —егодн€, однако, формулировки, описывающие отношение между "целым" и его част€ми, рискуют вызвать представление о том, что целое будто бы €вл€етс€ порождающей единицей, действующей на составные части и наход€щейс€ под их воздействием.

 

¬ частности, ’аузер считает, что групповое сознание - это просто собирательное пон€тие, которое, как таковое, следует считать не "первичным", а "вторичным" по отношению к "объедин€емым компонентам". ќчевидно, что такое представление по существу верно, но ’аузер, видимо, не заметил возможности различени€ двух способов формировани€ гештальтов. ќдин тип гештальтов возникает при встрече отдельных изначально самосто€тельных частей и их дальнейшей структурной интеграции; така€ ситуаци€ имеет место, например, при вступлении в брак двух людей и по€влении вслед за тем нового поколени€ детей, начало которому положил именно этот брачный союз. ѕримером такого гештальта в искусстве может служить встреча и соединение линий импрессионизма и кубизма в картинах —ера или —езанна, а также объединение мексиканского искусства с барокко, принесенным с собой испанскими завоевател€ми. ѕри таких услови€х борьба за единую и целостную структуру может как привести, так и не привести к успеху, и результирующий гештальт может состо€ть из более или менее одинаково сильных элементов. Ёта борьба также может проходить под решающим действием одного или нескольких доминантных факторов, оказывающих сильное вли€ние на целое.

 

≈сть, однако, и другой способ образовани€ гештальта, когда его структура возникает из "организатора" в биологическом понимании этого термина, то есть когда гештальт порождаетс€ структурным управл€ющим элементом, определ€ющим вид и свойства результирующего целого. Ќаиболее очевидный пример доставл€ет €йцо или зародыш живого существа, а также тема, из которой развиваетс€ музыкальное сочинение.  огда ѕикассо решил придать смыслу "√ерники" визуальную форму, творческий замысел художника и его представлени€ о теме воплотились в замечательной настенной картине, передающей духовную мощь автора. –азумеетс€, сама тема развиваетс€ и действует при рождении произведени€ как одна из его структурных составл€ющих, но вместе с тем она €вл€етс€ и каузальным агенсом, существующим "до" самого произведени€ и дающим ему начало.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 459 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

541 - | 394 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.