Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕосто€нство стилей




ѕрежде всего стиль - это интеллектуальное пон€тие, рожденное под вли€нием несметного числа перцептуальных наблюдений. —казанное относитс€ как к стилю вообще, так и к каждой его конкретной разновидности. ј потому было бы полезно вс€кий раз научитьс€ узнавать, идет ли речь о пон€тии или о его перцептуальном источнике.  ак психический конструкт стиль, подобно всем прочим пон€ти€м, остаетс€ неизменным, "пока не замечен другой". “акое пон€тие, как, например, маньеризм, может врем€ от времени мен€тьс€, однако, если мы хотим им пользоватьс€ как инструментом анализа, оно в каждый данный момент должно иметь посто€нное значение. “ак, когда ћейер Ўапиро определ€ет стиль как "посто€нную форму" - а иногда и посто€нные элементы, свойства и выражение - в искусстве отдельного лица или группы", то это определение опровергнуть невозможно, поскольку оно характеризует стиль как умственный конструкт. —пор о стил€х возникает лишь в том случае, когда свойство "быть посто€нным" приписываетс€ референту концепта, то есть реальному, фактическому объекту - прообразу стил€. ¬ традиционной модели истории искусств, о которой € упоминал выше, посто€нство рассматриваетс€ как необходимое условие быти€ стил€. —кептики могут задать вопрос: в каком именно отношении стили могут считатьс€ посто€нными?

 

 аковы критерии посто€нства? ≈сли считать, что стиль должен называтьс€ "посто€нным" лишь в случае, когда все его свойства остаютс€ неизменными, то придетс€ признать, что никаких посто€нных стилей никогда не существовало. ћожно было бы попытатьс€ ослабить требование посто€нства, определив, какие признаки стил€ €вл€ютс€ существенными, и далее вы€снить, посто€нны или нет именно эти признаки. јналогично, если под стилем понимаетс€ не проста€ сумма признаков, а структура, то можно каждый раз узнавать, считаетс€ ли посто€нной именно структура, а не сумма признаков. ћежду тем и тут остаютс€ нерешенными некоторые проблемы. √отовы ли мы считать стилем художника только то, что сохран€етс€ инвариантным, когда его ранние работы уступают место поздним? »ли мы будем различать ранний и поздний стиль? » если да, то сколько изменений и какие именно мы разрешим с тем, чтобы после этого можно было говорить о "некоем" стиле?

 

¬спомним, что к определению пон€ти€ стил€ можно подойти с двух сторон; речь идет о дедуктивном и индуктивном подходе. јрнольд ’аузер, например, задает вопрос, следует ли рассматривать известные принципы ¬ельфлина как априорные категории, и сам же отвечает на него отрицательно, что вполне правильно, ибо иначе эти принципы подн€лись бы в ранге и стали бы относитьс€ к порождающим факторам, возможности которых устанавливались бы исход€ из некоторого общего услови€, свойственного природе индивида или искусства. “ак, ÷ветан “одоров, как отмечает, ссыла€сь на него, Ённ Ѕанфильд, различает исторические и теоретические жанры в литературе. ѕоследние он выводит из некоего теоретического пор€дка, определ€ющего количество допустимых жанров, подобно тому, как в химии периодическа€ таблица устанавливает число возможных химических элементов. — другой стороны, ƒж. Ўмоль (јйзенверт) полагает, что если прин€ть принцип стилистического плюрализма, то, отдава€ ему должное, можно описывать исторический период как "многоугольное поле напр€жений", в котором каждое отдельное €вление отличаетс€ характерной конфигурацией каких-то конституирующих категорий.

 

Ёто рассуждение могло бы показатьс€ слишком схоластичным, если бы не удалось показать, что "априорные" категории возникают из посто€нных свойств инструмента и одушевленного агента. ѕолвека назад € попыталс€ вывести свойства и реальные возможности новых средств кино, радио и телевидени€, тогда находившихс€ на заре своего развити€, из анализа их технических характеристик. ¬ принципе такого рода дедуктивна€ процедура действительно могла бы предсказывать, какие виды стилей способны развитьс€ в данной среде.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 393 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

1950 - | 1933 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.