Биологическая антропология рассматривает проблему соотношения биологического и социального в человеке, взаимосвязи телесного и духовного бытия человека. Акценты ставится на единство социально-биологической природы человека. К биологической антропологии отнесены такие направления антропологических исследований как социобиология и этология, которая изучает генетические и средовые компоненты поведения животных и человека.
Физическая антропология изучает физическую эволюцию человека и активно использует достижения естественных наук. Она включает в себя: конституциальную антропологию (типы телосложения), какчастный аспект – антропометрию; э волюционную антропологию (проблему антропогенеза); популяционную антропологию (проблему этногенеза); этническую антропологию (история этносов, их специфика; генетические, психологические, ментальные особенности этносов). Медицинская антропология изучает проблемы здоровья и патологии человека. К физической и медицинской антропологии может быть отнесена экологическая антропология (социальная экология), которая занимается проблемой жизненной среды и пространственного поведения человека.
Психологическая антропология близка социальной психологии и исследует психические феномены человеческого бытия на индивидуальном и на коллективном уровнях (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер, Г. Маркузе, В. Франкл, К. Хорни, Э. Берн, Э. Эриксон, В. Дильтей). Современная психологическая антропология представлена такими именами как Ф. Хсю, Дж. Хонигман, А. Уоллес, М. Спиро.
К основным проблемам психологической антропологии относят соотношение культуры и мышления, бессознательные формы поведения, измененные состояния сознания, анормальное в культуре, национальный характер, детство как культурный феномен.
Психологическая антропология изучает рациональное и иррациональное в мышлении и поведении человека. С одной стороны, это ментальные (мыслительные) структуры культуры, а с другой — коллективное бессознательное, его символическое выражение, сон, медитация, транс.
В психологической антропологии выделяют несколько направлений: Во-первых, это развитие психики индивида от детства до старости (М. Мид, Ж. Пиаже). Во-вторых, история психики в историческом контексте: особенности восприятия, чувствования, сознания и мышления в традиционном и современном обществе, исследование первобытного мышления (Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс). В-третьих, этнопсихология, изучающая психологию народов: каждая культура обладает специфическим типом личности. Эта «основная личность» определяет «национальный характер». Определенный интерес представляет проблема нормы и патологии в различных культурах (Р. Бенедикт), изучение психозов, истерические ритуалы. Промежуточное положение между физической и психологической антропологией занимает возрастная антропология, которая включает в себя антропологию детства (педагогическая антропология), антропологию зрелого возраста (акмеология) и антропологию старости (геронтология).
К этому разделу можно отнести также:
Символический интеракционизм, который на символическом содержании социальных взаимодействий обращается к целостному «Я» и его личностному самоопределению в микросоциальном окружении. В психоанализе символ представляется как выражение бессознательного — архетипов (К.Г. Юнг).
Структурно-антропологический подход (К. Леви-Строс, Л. Леви-Брюль, Э. Дюркгейм, М. Мосс, Б. Малиновский) изучает соотношение социальных и языковых структур в процессе развития мышления на разных ступенях этногенеза. Исследуются структуры бессознательного (Ж. Лакан), эпистемы (М. Фуко), познавательные практики (Р. Барт). Структурная антропология использует морфологический, структурный и функциональный анализ.
Психоаналитическое направление в психологической антропологии (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, А. Адлер, Г. Маркузе, В. Франкл, К. Хорни, Э. Берн, Э. Эриксон, Ж. Лакан) исследуетглубинные слои человеческой психики. Психоанализ стремится обнаружить внутренние структуры человеческого бытия, показать процессы, происходящие в подсознании, расшифровать символический язык бессознательного.
За последние полвека в антропологии выделились новые разделы:
Религиозная антропология изучает религиозный (архаический или традиционный) взгляд на человека. А нтропология религии изучает религиозные культы и ритуалы, магические и мистические практики, сказки и мифы (В.Я. Пропп), фольклор и литературу (О.М. Фрейденберг), анимизм (Э. Тайлор) и магию (Дж. Фрезер), тотем и табу (З. Фрейд), соотношение структур и ритуалов (В. Тернер), проблему сверхъестественного и священного (М. Элиаде). Следует отметить усиление антропологического акцента в современной религиозной философии, как католической (Э. Жильсон, Ж. Маритен, Г. Марсель), так и протестантской (К. Барт, А. Швейцер). Можно выделить религиозно-философское направление в антропологии (М. Бубер). Целостная христианская концепция человека представлена в работах православных философов и богословов (С.С. Хоружий, И. Мейендорф, В.Н. Лосский).
Социальная антропология изучает экономические, политические и юридические аспекты бытия человека и общества, системы социальных отношений. Она пытается обнаружить основания экономических и политических идеалов и реалий именно в человеческой природе. В ней можно выделить такие области исследований как экономическая, политическая и юридическая антропология.
Социально-культурнаяантропология определяется несколькими направлениями антропологических исследований. Прежде всего - биологическую, физическую и медицинскую антропологию. Их проблематика тесно пересекается с социально-культурной антропологией, так как естественнонаучные и медицинские проблемы составляют социокультурный контекст и по-разному решаются в различных исторических ситуациях. В свою очередь, результаты исследований биологической, физической и медицинской антропологий служат основой для обобщений философской антропологии.
Философская антропология – философское направление, которое разрабатывали М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен. Ими были поставлены в современном философском звучании вопросы о природе человека и его месте в мироздании.
К философской антропологии относят направления: философию жизни, персонализм и экзистенциализм, психоанализ и неофрейдизм, феноменологию, герменевтику и структурализм.
Многие идеи и подходы философской антропологии были сформулированы в философии жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гассет, М. Бубер).
Значительный вклад в развитие направления внесли персонализм и экзистенциализм (С. Кьеркегор, Н. Бердяев, Л. Шестов, Н.О. Лосский, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, М. Унамуно).
Постановкой антропологических проблем отличаются феноменология, лингвистическая философия, герменевтика и семиотика (Ф. Брентано, Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти, Л. Витгенштейн, Г. Гадамер, У. Эко), структурализм и постмодернизм (К. Леви-Строс, Л. Леви-Брюль, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида).
Значительный вклад в разработку антропологической проблематики внесли представители русской философии (Вл. Соловьев, Н.Ф. Федоров, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Л. Шестов, А.Ф. Лосев), а также советские и российские философы и ученые (С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, В.В. Бибихин, Я. Голосовкер, Л.Н. Гумилев, А.Я. Гуревич, П.С. Гуревич, Вяч. Иванов, И.П. Казначеев, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили, Н.Н. Моисеев, В.В. Налимов, Б.Ф. Поршнев, В.Я. Пропп, О.М. Фрейденберг, С.С. Хоружий, М.Б. Ямпольский и другие).
В философской антропологии можно выделить два противоположных подхода, каждый из которых сводил природу человека к нечеловеческому (внечеловеческому) началу. С одной стороны, подход к человеку с животной меркой, поиск биологических (А. Портман, К. Лоренц) или социально-биологических (А. Гелен) основ человеческого бытия.
Бытие человека стало центральной проблемой в философии персонализма и экзистенциализма. Экзистенциализм фиксирует противоположности человеческого существования. Подчеркиваются противоречия, парадоксы человеческого бытия, промежуточный характер человеческой реальности. Существование человека — это всегда бытие-между. Противопоставляются неподлинное (предметное бытие) и подлинное существование (экзистенция). Сформулированные в экзистенциализме такие понятия как иное, ничто, абсурд, проект, трансценденция открыли новое измерение в философской теории человека.
Феноменологическая антропология пытается выявить предельные характеристики, изначальные основы человеческого существования. Для истолкования фундаментальных структур бытия человека, которое понимается как бытие-в-мире, применяются понятия «жизненный мир» (Э. Гуссерль) и «когнитивный стиль» (А. Шюц). Подчеркивается неразрывность и взаимная несводимость сознания и предметного мира. Однако предметное бытие обретает свой смысл благодаря отнесенности к сознанию. «Бытие есть коррелят интерпретаций бытия» (М. Хайдеггер).
Герменевтика ориентируется на такие понятия как вживание, сопереживание, событие, понимание и интерпретация. На герменевтическом методе основываются понимающая психология (В. Дильтей) и понимающая антропология (М. Мерло-Понти, А. Шюц). В герменевтической антропологии понимание представляется как универсальный способ освоения мира человеком, определенный способ бытия, бытия «здесь-теперь» (Х. Гадамер).
Центральной проблемой лингвистической антропологии является язык и его роль в различных сферах человеческого бытия. Соотношение языка и мышления изучает когнитивная антропология (Дж. Остин, Х. Конклин, С. Брунер, У. Гудинаф, Ф. Лаунсбери). Этнолингвистика (Ф. Боас, Э. Сепир, Б. Уорф) показывает, что специфика языка обусловливает специфику духовной культуры. Проблема «язык и общество«рассматривается в социолингвистике (А. Мейе, В. Матезиус, Т. Фрингс), которая исследует связь языковых и социокультурных систем. Ключевыми понятиями лингвистической антропологии являются такие понятия как «языковая ситуация», «языковое существование».
Символические структуры культуры исследуются в символической антропологии (К. Гирц). Изучаются стратегии символизации, символика власти и государства, символ и миф, мифы и ритуалы. Человек предстает как «животное символическое», а феномены общественного и личного бытия — это «символические формы», посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос (Э. Кассирер).
В семиотике (Ч. Пирс, Ф. де Соссюр, Ч.У. Моррис, Р. Якобсон, Р. Барт, У. Эко) культура и человеческое поведение рассматриваются как знаковые системы. Новые подходы в исследовании антропологических проблем разработаны в семиотике мифологии (К. Леви-Строс, Ж. Дюмезиль), семиологии Р. Барта и психоаналитической семиотике Ж. Лакана. Семиотические методы используются в структурной поэтике, где исследуются знак, символ, высказывание, текст (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, В.Я. Пропп, К. Мелетинский, Вяч. Иванов).
Семиотический подход применяется в психологии и педагогике (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский). Особый интерес представляет изучение изменённых состояний сознания (В.В. Налимов, Д.Л. Спивак).
Культурная антропология исследует духовные феномены и применяет в основном описательные методы. Ее предмет — образ человека в различных культурах и исторических эпохах, культурная эволюция человека в истории. Культурная антропология включает в себя историческую, религиозную, психологическую и возрастную антропологию. Историческая антропология, как и социология духовной жизни, изучает исторические формы различных духовных феноменов человеческого бытия и их эволюцию в разных культурах (М. Фуко, Ф. Арьес). Объект изучения исторической антропологии — культура доиндустриальных обществ. Это может быть архаическое (М. Мосс), или традиционное (средневековое) общество (Й. Хейзинга, А. Гуревич). С другой стороны, современное общество в контексте традиционных обществ обнаруживает множество архаических элементов. Историческая антропология также изучает типологию культур (Ф. Ницше, О. Шпенглер), но в отличие от культурологии, ее интересует «экзистенциальная история» человека в различных культурах и цивилизациях.
Ряд направлений, которые появились недавно и активно развиваются. Экономическая антропология — это антропология хозяйственной жизни архаического, традиционного или современного общества (А. Смит, Т. Мальтус, Э. Дюркгейм, М. Мосс, С.Н. Булгаков, Н.Д. Кондратьев). Политическая антропология рассматривает проблему власти в широком философском и антропологическом смысле (Б. Малиновский, Ю. Хабермас, М. Фуко, Ф. Хайек), изучает поведение масс (Г. Лебон, З. Фрейд, В. Райх, Г. Тард, В. Вундт, Х. Ортега-и-Гассет) и роль элиты в общественных процессах (В. Парето, А. Тойнби, Г.). Юридическая антропология обращается к маргинальным феноменам человеческого бытия - преступлению и наказанию (М. Фуко).
Возникли новые, пока не получившие статуса направлений, точки роста в антропологии. Так представляется перспективным сочетание естественнонаучной и гуманитарной методологии, применение методов анализа языка и текста в антропологических исследованиях. Разрабатываются такие подходы как художественная антропология, мифическая антропология, поэтическая антропология, антропологическая поэтика, психопоэтика. Также следует выделить динамическую антропологию, изучающую траектории индивидуального и общественного бытия, человеческую судьбу и динамику культуры. Динамический подход используется в энергетической концепции культурных систем (Л. Уайт) и в синергетике (И. Пригожин, Г. Хакен). Методы исследования хаоса и самоорганизации сложных систем могут оказаться перспективными и в антропологии.
Все большее значение в антропологических исследованиях приобретает холистический подход, утверждающий несводимость целого к его частям. Разрабатываются голографическая и квантово-механическая модели сознания (И.З. Цехмистро, В.В. Налимов). Концепция холотропного сознания развивается в рамках трансперсональной психологии (С. Гроф, К. Уилбер, Р. Уолш, Ч. Тард).