Позднее средневековье – рост городов, развитие ремесла. Эстетика позднего средневековья шла в контексте богословия: Ульрих Срасбурский, ГугаСенвекторский, Обиляр, Джованни Бонавентуро, Фома Аквинский.
Фома Аквинский. В своем понимании прекрасного и искусства он синтезировал взгляды неоплатоников (Августина и др.), объединив их в систему на основе аристотелевской философской методологии. Трактат «Сумма теологий» Фомы Аквинского (1224-1275) Он реабилитирует телесную красоту. Прекрасна та вещь, которая наиболее ярко отражает свою природу. Он выделяет три объективных признака красоты. Целостность (отсутствие несовершенства, изъяна); созвучие (должная пропорция); ясность (наличие света, духовное свечение, совокупность внеш. физич.Света). Восприятие прекрасного гасит любую практическую направленность, носит незаинтересованный характер. Эстетическое удовольствие- главный итог восприятия красоты. Фома Аквинский делит удовольствие на три группы: чувственные (физиолог-е); чувственно—эстетическое (ощущение запаха женских духов, украшения); эстет-е (в результате зрительного и слухового восприятия). Красота и благо есть не одно и то же (как вран-м ср-е): красота- то, что доставляет удовольствие, а благо – составляет сущность и смысл человеческого существования. Искусство, по мнению Фомы Аквинского, подражание, оно не создает принципиально новые формы, а лишь совершенствует уже существующие.
19. Эстетика позднего западноевропейского средневековья. Теор-й аспект. (Фома Аквинский).
Поздн-е ср-е – рост городов, развитие ремесла. Эст-ка позднего ср-я шла в контексте богословия: Ульрих Срасбурский, Обеляр, Фома Аквинский.
В своем понимании прекрасного и иск-ва он синтезировал взгляды неоплатоников (Августина и др), объединив их в систему на основе аристотелевской философской методологии. Трактат «Сумма теологий» Фомы Аквинского (13в) Он реабилитирует телесную красоту. Прекрасна та вещь, кот-я наиб-е ярко отраж-т свою природу. Он выделяет три объективных признака красоты: целостность (отсутствие несов-ва, изъяна); созвучие (должная пропорция); ясность (наличие света, духовное свечение, совокупность внеш. физич.Света). Восприятие прекрасного гасит любую практич-ю направленность, носит незаинт-й хар-р. Эст-е удовольствие- главный итог восприятия красоты. Фома Аквинский делит удовольствие на три группы: чувственные (физиолог-е); чувт-но—эст-е (ощущение запаха женских духов, украшения); эстет-е (в результате зрит-го и слухового восприятия). Красота и благо есть не одно и то же (как вран-м ср-е): красота- то, что доставляет удовольствие, а благо – составляет сущ-ть и смысл чел-госущ-я. Иск-во, по мнению Фомы Аквинского, подражание, оно не создает принц-но новые формы, а лишь соверш-т уже сущ-щие.
20.Эстетика западноевропейского средневековья. Практический аспект.
- Практический аспект – разнообразие среднев. эстетики.
средневековое воюют а) крестьянская
общество сословия: молятся ð субкультуры: б) бюргеров.(горожанин)
неоднородно трудятся в) светско-аристократич. (феодал, рыцарь)
г) религиозная
- в каждой субкультуре свои эстетич. традиции.
а) крестьянская с.: -консерватизм, -черты первобытной культуры (нет самост. эстет. сознания,
эстетич. и практич.-религиозн. отношение к миру было неразрывно)
б) бюргеров.(горожанин) с.: - ремесленник, банкир, торговец.
- стремление – успех в бизнесе
- нужны конкретные знания, -развитие книгопечат., появл.университеты.
-рациональность, прагматизм. –предпосылки реалистич. искусства.
в) светско-аристократич. с.: -феодалы, рыцари, обитатели замков, -религиозная атрибутика светского
характера,
-напраленность на реализацию 2 потребностей: --продемонстр мощь власти
и расширить границы. –получить удовольст. от своего богатства, власти.
г) религиозная с.: - учение отцов церкви; -ориентац. на нематериальные ценности; Бог – красота;
- арх. и иск.- ярко выраженный религиозный характер.