Античная эст-ка заложила традиции зап-евр-й эст-ки. Она сформул-ла осн-е эст-е проблемы, кот-е явл-ся актуальными по cей день; представила вар-ты разреш-я проблем.: проблема природы прекрасного; пробл. сущ-ти иск-ва; что такое худ-е восприятие. В основе лежит катигориальный аппарат: кат-я прекрасного (центр-я кат-я); кат-я гармонии (синоним прекрасного); кат-я «мера»; кат-я «мимезиз»; кат-я «катарсис» - аристотел-я эст-ка – созерцание трагич-го действия очищает душу от низменных страстей (душа освобождается от пороков во время худ-го восприятия).
Осн-е этапыант-й эст-ки: 1- ранняя классика (6 –нач.5в. до н.э.) –деят-тьдосократиков: софисты, Гефес, Демокрит, Пифагор-я школа. В 6в. появл-ся тексты, посвященные эстетике (в контексте фил-и). 2- высокая классика (5-4в. до н.э.) очень яркая. Сократ, Платон, Аристотель. Уникальный пример гармонич-госущ-я обществ-х и инд-х потребностей. 3- эллинизм (3в. до н.э.- 4в. н.э.) неоплатонизм, стоицизм, скептицизм, эпиуризм. Малопродуктивный период. Переосмысл-е кл-х идей.
Общие черты ант-й эст-ки: -логика и чувство меры; -агональная тенденция (стремл-е к соревнов-ю, столкновение противоп-х точек зр-я, выявл-е инд-гопотхода; нередко ученик отказывался от взглядов учителя: Сократ – Платон – Аристотель.); -стремление к наглядному образному выр-ю.
13. Проблема природы прекрасного в классической античной эстетике (Сократ,
Платон, Аристотель).
Бытиё – прекрасно и постоянно.
o Сократ красота в сознании человека
-рассматривает всё с точки зрения пользы
-полезность, утилитарность, целесообразность.
-наивысшая красота – человек
-прекрасное – субъективно
o Платон
- бытиё – идеальный мир, за пределами реального мира
-прекрасное – объективно (независимо от человека)
-прекрасное находит неполное отражение в реальном мире.
-искусство – несёт мало истины (ложно)
o Аристотель кр.- совокупность универсальных признаков
-красота – это величина, форма, обозримость (критерий), пропорция, порядок.
-прекрасное – объективная характеристика.