Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёстетика јврели€ јвгустина




Ёстетическа€ система јвгустина теоцентрична и составл€ет важную часть его общемировоззренческой системы. ÷ентром ее Ц абсолютной  расотой, но также и абсолютным Ѕлагом и абсолютной »стиной €вл€етс€ Ѕог. ¬есь материальный и духовный мир предстает в этой системе произведением Ѕога, высшего ’удожника, сотворившего его по законам красоты.

¬ реальном человеческом обществе, представл€вшемс€ јвгустину сложным конфликтным взаимопереплетением двух градов Ц града земного и √рада Ѕожи€, восхождение по ступен€м красоты €вл€етс€ одним из главных путей духовного совершенствовани€ человека, ведущим его к достижению вечной блаженной жизни. —амо блаженство предстает в изображении јвгустина, по сути дела, высшей ступенью эстетического наслаждени€ Ц это некое состо€ние бесконечно дл€щейс€ неописуемой радости, беспредельного ликовани€ духа, высшее духовно-эмоциональное наслаждение: это абсолютно бескорыстное, лишенное малейшего элемента утилитарности удовольствие.

ћир, однако, как €сно видит јвгустин, наполнен отнюдь не только прекрасными и добрыми вещами и €влени€ми. » это приводит его к осознанию глобальной упор€доченности в мире (ведь он Ц прекрасное творение Ѕога!) всех позитивных и негативных €влений, т.е. в определенном смысле к одному из первых в истории философии осмыслений диалектической взаимосв€занности всех природных и социальных €влений. ƒл€ эстетики существенным оказываетс€ возведенный јвгустином в норму закон контраста, или оппозиции, на котором и держитс€ гармони€ мира.

ќсновные структурные закономерности быти€ у јвгустина почти полностью свод€тс€ к собственно эстетическим законам. Ёто прежде всего целостность и единство, затем число (или ритм), которое определ€ет все формы быти€, далее Ц равенство, подобие, соответствие, соразмерность, симметри€, гармони€. ¬се они лежат и в основе искусства.  ак Ѕог сотворил мир по законам красоты, так и человек-художник стремитс€ строить на них свою де€тельность.

¬се искусства, по јвгустину, должны способствовать или непосредственному постижению той или иной ступени красоты, или приобщению человека к духовным, в частности философско-религиозным, ценност€м. ¬ыполнить это свое назначение они могут одним из двух способов: или путем пр€мого эмоционально-эстетического воздействи€ на субъект воспри€ти€, или с помощью своей знаково-символической функции. »зучение этих способов эмоционально-эстетического воздействи€ приводит јвгустина, с одной стороны, к детальной разработке знаковой теории, а с другой Ц к исследовани€м в области эстетического воспри€ти€, т.е. к созданию двух наиболее оригинальных концепций в его эстетической системе.

 ратко классификаци€ знаков у јвгустина может быть представлена в следующем виде. «наки дел€тс€ на естественные и условные. ”словные, в свою очередь, подраздел€ютс€ на знаки предметные, визуальные и вербальные.  ажда€ из последних двух групп имеет в своем составе знаки буквальные и переносные.   буквальным визуальным знакам относ€тс€ все миметические изображени€, а к переносным Ц аллегорические изображени€, различные мистические видени€, визуально воспринимаемые чудеса и знамени€. Ѕуквальные вербальные знаки включают в себ€ €зык, а переносные вербальные подраздел€ютс€ на религиозные (пророчества, знамени€) и на художественные (загадки, притчи, аллегории, всевозможные тропы и фигуры речи).

Ќар€ду со знаковой теорией существенным вкладом јвгустина стала досконально разработанна€ им в раннем трактате Ђќ музыкеї ритмико-числова€ теори€ искусства и ”ниверсума в целом, внутри которой он дал и свое понимание проблем художественного творчества и воспри€ти€. — определенной степенью условности числова€ система јвгустина, опирающа€с€ на идеи пифагорейцев, древних математиков и плотиновское понимание числа, может быть представлена следующим образом. ¬ысшее место среди созданных Ѕогом Ђчиселї (или Ђритмовї Ц numerus) занимают вечные неизмен€ющиес€ числа: разумные и духовные числа небесных чинов и пространственные и временные космические числа Ц источник вс€кого пространства и времени. ƒалее идут преход€щие числа, а также числа материального мира, включающие верхние слои неба, воздух, воду и землю, и числа человека, состо€щие из телесных чисел и чисел души.

—реди последних высшее место занимают числа разума, который берет начало от самого Ѕога. Ёти числа имеют два названи€: Ђсуд€щиеї Ц дл€ процесса воспри€ти€ и Ђразумныеї Ц дл€ творчества. –азум €вл€етс€ изобретателем искусств. „исла искусств дел€тс€ на теоретические и практические (телесные). “еоретические Ц это правила, или законы, искусства, в соответствии с которыми и творит художник. ѕрежде всего это духовные числа, данные художнику от Ѕога и хран€щиес€ в глубинах пам€ти. ¬оздейству€ на разум, они вызывают у художника особое творческое Ђнастроениеї, Ђпереживаниеї (affectio), которое и составл€ет основу творческого процесса. Ёто, так сказать, аффективный, внесознательный компонент творческого процесса, берущий начало непосредственно от Ѕога. ƒалее идут Ђрациональныеї (или разумные) числа Ц правила искусства, диктуемые разумом. ќднако, как показывает јвгустин, они вход€т и в теорию искусства, хот€ участвуют в творческом процессе не непосредственно, а через Ђчувственныеї числа (числа эстетической способности суждени€ Ц sensuales).  роме того, в теорию искусства вход€т и преход€щие, исторически мен€ющиес€ законы искусства и миметические числа, ибо искусство мыслитс€ јвгустином прежде всего как подражательное. ѕри этом одни искусства больше Ђподражаютї числам материального мира (живопись, скульптура), другие Ц космическим числам (поэзи€ и музыка). ѕрактические числа искусства Ц это те телесные (corporales) числа, которые звучат в стихах, метрах, ритмах и т.п.

ѕроцесс творчества заключаетс€ в том, что все числа, отнесенные к теории искусства, воздействуют на производительные числа, которые руковод€т телесными числами, т.е. определенными движени€ми рук, голоса художника, в результате чего и возникает произведение искусства. ѕроцесс воспри€ти€ красоты и искусства прост и в конечном счете основываетс€ на чувстве (числах) удовольстви€/неудовольстви€ (этим предвосхищалось, как мы увидим, одно из сущностных положений эстетики  анта).

Ѕлаженный јвгустин, пожалуй, впервые в истории эстетической мысли, оказалс€ невольным создателем целостной, хот€ и имплицитной, эстетической системы, включающей в себ€ все ее основные компоненты: эстетический объект (природа и искусство), эстетическое содержание (красота), эстетический субъект, процесс эстетического воспри€ти€ (и суждени€) и творчества. » компоненты эти представлены в его системе не механически (тогда, собственно, и нельз€ было бы говорить о системе), но в их реальной взаимосв€зи и сложных переплетени€х. Ёстетическа€ система јвгустина включает в себ€ почти все основные достижени€ эстетической мысли античности. Ќар€ду с этим в ней много и новых, собственно августиновских находок. »сторики эстетики по праву вид€т в нем последнего античного и первого средневекового эстетика





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 6905 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

680 - | 686 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.