Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёстетика ѕлатона




—огласно ѕлатону, чувственные вещи изменчивы, преход€щи. ќни беспрестанно возникают и уничтожаютс€ и уже в силу этого не представл€ют собою истинного быти€. ѕодлинное бытие присуще лишь особого рода духовным сущност€м - Ђвидамї или Ђиде€мї. »деи ѕлатона Ч это общие пон€ти€, представл€ющие собою самосто€тельные сущности. »дей столько, сколько существует общих пон€тий. ќни наход€тс€ в отношении соподчинени€; верховной идеей €вл€етс€ иде€ блага.

»де€м противостоит матери€ как небытие, как нечто такое, что пассивно воспринимает идеи. ћежду материей и иде€ми существует мир чувственных вещей. ѕоследние представл€ют собой смесь быти€ и небыти€, идеи и материи. »деи по отношению к вещам €вл€ютс€ Ђпрототипамиї, причинами, образцами. „увственные вещи, таким образом, €вл€ютс€ отражением сверхчувственных идей. Ёта исходна€ объективно-идеалистическа€ точка зрени€ лежит в основе платоновского учени€ о мире, об обществе, о морали и искусстве и т. д.

ѕлатон с большой настороженностью относитс€ ко всему тому, что сегодн€ составл€ет предмет эстетики. ¬о многих искусствах он видит Ђподражаниеї видимому миру, который сам €вл€етс€ лишь подражанием миру идей. ѕоэтому с точки зрени€ гносеологии (т.е. с познавательной точки зрени€, главной дл€ философии) искусства практически бесполезны. ƒоставл€емое ими удовольствие тоже, согласно ѕлатону, как правило, уводит человека от поисков истины и от жизненной пользы в сферу чувственных наслаждений, которые в целом бесполезны дл€ человека.

ѕлатон впервые выводит пон€тие to kalon (прекрасное как в физическом, так и в нравственном смыслах) на уровень некоего абстрактного начала, указывающего вместе с тем путь к моральному и духовному совершенствованию человека, посредствующего между субъектом и Ђвысшим благомї.   нему восходит концепци€ иерархии красоты, на вершине которой находитс€ иде€ красоты, восхождение к которой только и оправдывает в конечном счете всю эстетическую сферу, ибо приобщение к этой Ђидееї свидетельствует о приобщении к божественному миру идей, к бессмертию.

¬опросы эстетики поднимаютс€ во многих сочинени€х ѕлатона Ђ√иппий Ѕольшийї, Ђ√осударствої, Ђ‘едонї, Ђ—офистї, Ђѕирї, Ђ«аконыї и др. ¬ажнейшей эстетической проблемой дл€ ѕлатона €вл€етс€ прекрасное. ѕрекрасна€ иде€ противопоставл€етс€ ѕлатоном чувственному миру, она находитс€ вне времени и пространства, не измен€етс€. ѕоскольку красота носит сверхчувственный характер, то она постигаетс€, по ѕлатону, не чувствами, а разумом.

ѕлатон резко противопоставл€ет художественное вдохновение познавательному акту. ѕлатон, как об этом уже говорилось выше, считает, что искусству вообще нет места в идеальном государстве. ѕлатон допускает устройство хорических празднеств, пл€сок при условии, если они будут возвышенными, гармоничными, будут воспитывать чувство пор€дка, меры, внутренней собранности. ‘илософ различает двух ћуз: Ђупор€доченнуюї и Ђсладостнуюї. ѕерва€ Ђулучшает людейї, втора€ -Ђухудшаетї. ¬ идеальном государстве необходимо обеспечить простор Ђупор€доченнойї ћузе.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2660 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

690 - | 614 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.