Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»скусство в контексте исторической психологии




¬ Ђѕсихологии искусстваї, работе, опубликованной в 1925 г. Ћев ¬ыготский пытаетс€ ответить на простой вопрос о том, как устроено искусство, почему оно действует и в чем заключаетс€ природа катарсиса.

ƒавным-давно было замечено, что искусство оказывает на человека определенное, в некоторых случа€х очень сильное, воздействие. јристотель назвал этот эффект катарсисом, применив попул€рный тогда медицинский термин Ђочищениеї к эмоци€м.

¬ последующем пон€тие катарсиса активно использовалось в эстетике дл€ объ€снени€ действи€ искусства, а в конце XIX в. пон€тие было применено дл€ обозначени€ ситуации переживани€ сильных эмоций в состо€нии гипноза, что приводило к облегчению страдани€.

“ерапевтическое использование эффекта катарсиса предполагает, что в безопасной обстановке человек может пережить, отреагировать те чувства, которые когда-то по определенным причинам были вытеснены из сознани€. ¬ результате он получает опыт того, что может вынести эти чувства, прин€ть такие свои желани€, которые до того казались ему совершенно чуждыми.  атарсис не только соедин€ет чувства со словами, ослабл€€ непосредственное действие чувств, но и придает словам преобразующую силу (способность воздействи€). “аким образом, терапевтический катарсис не очищает чувства, как о том говоритс€ у јристотел€, но, напротив, позвол€ет прин€ть то, что оценивалось как Ђнечистоеї, не испытыва€ страх загр€знени€. ѕолучаетс€, что при неизменном значении мен€етс€ смысл самого переживани€.

Ёффект эстетического катарсиса, по мнению ¬ыготского, заключаетс€ в нейтрализации разнонаправленных (разноименных) эмоций, порожденных противоречием формы и содержани€ произведени€ искусства.

—ила эстетического переживани€ в отличие от обычных эмоций заключаетс€ в том, что разр€дка аффекта совершаетс€ особым образом - без внешнего моторного действи€.

“аким образом, действие терапевтического катарсиса симметрично относительно эстетического. “ерапевтический катарсис не столько очищает, сколько повышает терпимость к Ђгр€зиї тела и чувств. Ёстетический же катарсис, в понимании ¬ыготского, чувства формирует: Ђта же сама€ боль, то же самое волнение, когда они вызываютс€ искусством, заключают в себе еще нечто сверх того, что в них содержитс€: чувство первоначально индивидуально, а через произведение искусства оно становитс€ общественным или обобщаетс€ї. ѕреобразование происходит за счет того, что обобщенный опыт присваиваетс€ и переживаетс€ как интимно-личный. ¬ преобразовании индивидуальной эмоциональной сферы ¬ыготский видит основную Ђработуї катарсисаї Ђдействие искусства, когда оно совершает катарсис и вовлекает в этот очистительный огонь самые интимные, самые жизненно важные потр€сени€ личной души, есть действие социальное. ѕереплавка чувств вне нас совершаетс€ силой социального чувства, которое объективировано, вынесено вне нас, материализовано и закреплено во внешних предметах искусства, которые сделались оруди€ми обществаї.

–езультатом катартического переживани€ становитс€ опосредованность непосредственной эмоциональной реакции культурно-историческим опытом, содержащимс€ в образах искусства. ѕроизведение искусства, вызыва€ эстетический катарсис, производит двойную работу - создает переживание и, одновременно, обеспечивает возможность понимани€, Ђзадава€ направление последующей мыслительной де€тельностиї.

Ёстетический катарсис возможен при наличии следующих условий. 1. ”силени€ эмоционального переживани€ за счет отсутстви€ моторной разр€дки. 2. —оотнесени€ индивидуальных переживаний с содержанием произведени€, включающего в себ€ многообразие смыслов. 3. Ќаличи€ дистанции по отношению к содержанию.

–абота эстетического катарсиса состоит в узнавании себ€ в том, что вызывает Ђужас и состраданиеї, и что при видении Ђсо своей стороныї выгл€дит невинно и обыденно.

»скусство занимает место зеркала, а катарсис позвол€ет читателю (зрителю) разместитьс€ в той самой точке иллюзии, из которой он может получить доступ к собственному реальному, наделенному смыслом, узнанному как часть себ€ и мира культуры.

“аким образом, получаетс€, что искусство буквально записывает в теле культурно-исторический эмоциональный опыт. ѕри этом реальное телесное переживание получает представленность в образах и означиваетс€ через соотнесение с культурно-историческим опытом.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1648 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаука Ч это организованные знани€, мудрость Ч это организованна€ жизнь. © »ммануил  ант
==> читать все изречени€...

518 - | 446 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.