Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»стори€ эстетики перед лицом современности




”стюгова Ђ—овременна€ эстетика Ц разрыв с традицией?ї (стать€):

1. —овременна€ эстетика находитс€ в ситуации подготовки к новому уровню и этапу самосознани€. „асто о ее нынешнем положении говор€т, как о кризисном. Ќекоторые безапелл€ционно утверждают, что содержательность эстетики исчезла с отмиранием классической философской парадигмы, определ€вшей авторитетное место этой дисциплины в системе философского знани€, и сомневаютс€ в наличии объективной потребности в ней современной науки, культуры и общества. ƒругие философы, анализиру€ состо€ние современной эстетики, считают его следствием объективных причин, многие из которых лежат за пределами самой эстетики и характеризуют исторические изменени€ (в том числе и кризисные), происходившие на прот€жении 19 в., а особенно 20 века в культуре в целом, в философии и искусстве, в гуманитарном познании. ќтсюда эстетика оказалась Ђмежду двух огнейї, с одной стороны, ее упрекают в эмпиризме, недостаточной теоретичности и методологической строгости, а с другой стороны, заклинают о недопустимости системной категориальной четкости, квалификационных суждений об искусстве.

2. “рудности, встающие на пути осмыслени€ современного искусства, не должны вести к абсолютизации современной ситуации. ”чение јристотел€ о форме, о трагическом, о катарсисе, средневековое учение о символе, анализ возвышенного и безобразного, учение о гармонии и целостности, осмысление Ўиллером роли игры и феномена Ђвидимостиї, идеи романтизма о художественном творчестве, кантовска€ концепци€ эстетического вкуса и гени€, а также многое другое не потер€ло своей теоретической значимости, как не утратила ценность вс€ истори€ искусства перед лицом современных художественных новаций.

»сторическое движение эстетических категорий, изучение внутренних интенций их развити€, опирающеес€ на историко-философский и культурологический материал, анализ исторического движени€ эстетических смыслов через эти категории Ч это предмет исследовани€, результаты которого необходимы дл€ теоретического и конкретно-исторического понимани€ искусства и культуры как прошлой, так и современной, и как целостного процесса их развити€ от прошлого к насто€щему и будущему.

3. Ќеобходимость нового самоопределени€ эстетики вызвана сегодн€ также тем, что к феномену Ђэстетическогої и искусству обращаютс€ многие гуманитарные, в том числе и философские дисциплины, например, философска€ антропологи€, социальна€ философи€, теори€ познани€ и даже онтологи€, теори€ культуры, культурологи€. ≈стественно, что все дисциплины, которые обращаютс€ к феномену эстетического, не анализируют его в категориальной системе эстетики, так как это не входит в их задачи. Ќо и сами эстетики часто не довод€т свои исследовани€ до категориально-аналитического уровн€, остава€сь на описательно культурологическом уровне, что, в конце концов, приводит в размыванию эстетического знани€, эстетика перестает быть теоретической дисциплиной.

4. Ёстетика не может останавливатьс€ на уровне вы€влени€ в искусстве духовного содержани€ эпохи и св€зи искусства с другими формами культуры. Ёстетика, одной из центральных проблем которой традиционно была проблема художественного творчества, должна преодолевать иллюстративность и исследовать творческую постановку искусством духовных проблем времени, то, как эстетически Ч через общие законы художественного €зыка, через €зык художественной формы уникального художественного произведени€ Ч искусство осуществл€ет свой собственный творческий вклад в культуру.

5. ќбрушившийс€ поток художественной продукции самого разнообразного толка и качества ставит перед современной эстетикой вопрос, постановка которого критикам традиционной эстетики может показатьс€ нормативной, а значит, абсолютно неприемлемой. Ёто вопрос о смысле искусства и критери€х художественности. ¬се, что признаетс€ Ђмиром искусстваї за искусство, принимаетс€ как безоговорочна€ данность. Ћьвина€ дол€ того, что к нему причисл€етс€, принадлежит к так называемой художественной индустрии и окрашено потребительской ангажированностью массовой культуры. Ќо Ђклассическа€ї эстетика опиралась на образ искусства, в профессиональности, творческой ответственности которого не было сомнени€. Ќесомненно, что в отношении современного искусства нужен дифференцированный подход. ¬не анализа этой проблемы, оперирование пон€тием Ђсовременное искусствої научно некорректно. Ётот анализ Ч пр€ма€ задача современной эстетики.

јнализ современного искусства не может быть плодотворным вне соотнесени€ с традицией. ¬едь современна€ поэтика в значительной степени строитс€ на игре с традицией, на сопоставлении высокого и профанного.

6. ¬с€ теоретическа€ эстетика ориентирована на европейскую культуру и обращаетс€ к ¬остоку только дл€ сопоставлени€, но не сравнительно-теоретического анализа. ¬ы€вл€етс€ только различие, а не общие проблемы, идеи, подходы. Ёстетика не знакомитс€ с философско-эстетической рефлексией ¬остока и ее исторической эволюцией.

“рактат јристотел€ Ђѕоэтикаї

ѕо ‘.ј. ѕетровскому

 нига написана в конце жизни јристотел€, между 336 и 322 годами до н.э. “еори€ јристотел€ сделана не на отвлеченных пон€ти€х, а на основе изучени€ истории всех видов древнегреческого искусства, на основе анализа великих древних текстов. ƒошедший до нас текст Ц неполон, он без окончани€, и со многими пропусками и искажени€ми.

¬ понимании јристотел€ термин Ђпоэтикаї означает словесное, литературное творчество, то есть искусство поэзии и эпоса и драмы, а не науку об искусстве.
ќсновные постулаты поэтики јристотел€.
1. јристотель вводит в научный обиход термин мимесис - подражание, воспроизведение.
» здесь он отдел€ет подражательные искусства, то есть все виды искусства в современном смысле слова от математики, медицины и других наук.
2. ≈сли наука изучает реальное и существующее, то все искусство могут говорить о том, что могло бы быть, о возможном по необходимости или по веро€тности. »менно так искусство постигает истину Ц через воспроизведение возможного.
3. ѕоэзи€ (то есть литература вообще) говорит об общем, а истори€ (как наука) говорит о единичном, следовательно, Ђпоэзи€ философичнее и серьезнее историиї. ѕон€тие общего здесь сходно с тем, что мы в наше врем€ называет типичным.
4. »скусство Ц развиваетс€ и мен€етс€ в разных жанрах и у разных авторов.
5. ѕодражание (мимесис) в искусстве бывает разным Ц это разные способы художественного познани€ мира, это немного уже напоминает наше пон€тие творческого метода: реализм и модернизм, например, это разные способы художественного познани€ действительности, хот€ јристотель еще и не подходит даже к пон€тию творческого метода, это случитьс€ гораздо позже. “ри способа подражани€ в искусстве по јристотелю:
- подражать тому, что есть на самом деле
- подражать и изображать вещи такими, как о них говор€т и думают
- подражать тому, какими вещи должны быть
6. ЂЌелогичное следует оправдывать тем, что говор€т люди, оно иногда бывает не лишенным смысла: ведь веро€тно, чтобы кое-что происходило и вопреки веро€тностиї
7. Ќеобходимо об€зательно правдоподобие характеров, их последовательность в действи€х.
8. Ёстетическое наслаждение от искусства Ц это удовольствие, которое доставл€ет познание.
9. ѕризнак искусства Ц творческа€ организаци€ жизненного материала, то есть композици€ и сюжет =фабула.
10. ѕон€тие художественной целостности Ц когда из произведени€ нельз€ ничего убрать или помен€ть местами без смены смысла. это как живой организм - не регистраци€ действительности, а творении действительности.
11. ѕон€тие соразмерности - главные формы прекрасного: пор€док в пространстве, соразмерность и определенность. Ђ‘абулы должны иметь длину легко запоминаемуюї. —облюдение меры.
12. ѕон€тие целесообразности - прекрасное развиваетс€ по тем же законам, что и полезное.
13. «аконы человеческого воспри€ти€ искусства.
14. Ќорма - нормативна€ часть поэтики јристотел€ (то есть требование к искусству выполн€ть определенные нормы): здесь дл€ него главный образец - √омер, потом Ц —офокл:
- единство действи€ (строга€ норма)
- единство времени Ц относительное (не строга€ норма)
- размер произведени€ Ц относительный, зависит от содержани€ (не строга€ норма)
(¬о французском классицизме, XVIII век, Ѕуало превратил все гибкие нормы јристотел€ в догму).
15. ѕон€тие катарсис Ц трагическое очищение - Ђпутем сострадани€ и страхаї. ≈сли какие-то €влени€ в искусстве, в трагедии, вызывают у зрител€ сострадание или страх, то осмысление этих €влений должно привести к очищению этих чувств от бессознательного и к пониманию истины.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2550 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

305 - | 275 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.