Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬оспроизводимости




Ќаиболее значимым дл€ современной теории искусства €вл€етс€ стать€ Ѕ. Ђѕроизведение искусства в эпоху его технической воспроизводимостиї, само название которой на исходе XX столети€ читаетс€ как констатаци€. Ѕ. предварил статью цитатой из своего современника поэта ѕ. ¬алери, где, в частности, говоритс€: Ђ... Ќи вещество, ни пространство, ни врем€ в последние двадцать лет не остались тем, чем они были всегда... Ќужно быть готовым к тому, что столь значительные новшества даже измен€т чудесным образом само пон€тие искусстваї. Ѕ. созвучно это свидетельство коренных перемен, и он ставит перед собой задачу вы€вить механизмы новой эстетики, завис€щие от изменений социальных функций искусства в Ђэпоху его технической воспроизводимостиї. »скусство в индустриальном обществе зависит от потреблени€ масс, что в корне измен€ет его природу. ћассовое репродуцирование лишает произведение искусства как Ђаурыї подлинности исторического оригинала с его ритуальными задачами, так и эстетической уникальности. ћеханически точные фотографические копии с известных картин старых мастеров, на прот€жении столетий считавшихс€ уникальными, потребл€емые в виде репродукций в журналах, в домашних услови€х Ђприсваиваютс€ї массами, вовлекаютс€ в процесс Ђтривиализацииї и обуднивачивани€. ¬ одном из писем 1917 г. Ѕ. утверждал, что живопись не имеет ничего общего с Ђсущностьюї чего бы то ни было Ч это удел философии.  артины же, кем бы они ни были написаны, мен€ют свою природу в зависимости от социальных условий их функцировани€. ќсоба€ роль, которую Ѕ. отводил массовым средствам тиражировани€ искусства и коммуникации, делает его созвучным сначала американскому послевоенному поп-арту, а затем концептуалистам. ѕристрастие концептуалистов-восьмидес€тников к механическому копированию, так называемым Ђримейкамї с известных картин (или даже целых серий работ) крупных мастеров XX в. (ћатисса, ѕикассо, ƒе  ирико) и подтверждение права на это копирование в постулатах  ошута Ч подтверждают справедливость наблюдений Ѕ. ≈го отдельные положени€ буквально объ€сн€ют художественную стратегию конца 70-х, 80-х и 90-х годов: Ђ–епродукционна€ техника... выводит репродуцируемый предмет из сферы традиции. “иражиру€ репродукцию, она замен€ет его уникальное про€вление массовым. ј позвол€€ репродукции приближатьс€ к воспринимающему ее человеку,... она актуализирует репродуцируемый предмет. ќба эти процесса вызывают глубокое потр€сение традиционных ценностей.., представл€ющее обратную сторону переживаемого человечеством в насто€щее врем€ кризиса и обновлени€ї. Ѕ. заострил внимание на причинах изменени€ способов чувственного воспри€ти€ человека, которые он характеризовал как Ђраспад аурыї. Ђ¬кус к однотипному в миреї, т. е., как мы сказали бы сегодн€, тенденци€ к стереотипизации, по мнению Ѕ., лишают €влени€ искусства их уникальности, что несовместимо с принципами классической эстетики. Ќо в тот мо-
80
мент, Ђкогда мерило подлинности перестает работать в процессе создани€ произведений искусства, Ч делает вывод Ѕ., Ч преображаетс€ вс€ социальна€ функци€ искусстваї. ћесто ритуального основани€ занимает друга€ практическа€ де€тельность: политическа€. Ѕ. иллюстрирует на примере кинематографа и массовых зрелищ стратегию фашизма в области искусства, по существу став первым критиком тоталитарной культуры. Ђћассы Ч это матрица, из которой в насто€щий момент вс€кое привычное отношение к произведени€м искусства выходит перерожденным... очень значительное приращение массы участников привело к изменению способа участи€ї. » далее: Ђ‘ашизм вполне последовательно приходит к эстетизации политической жизни...  оммунизм отвечает на это политизацией искусстваї. ћожно сказать, что все труды последнего дес€тилети€, посв€щенные Ђтоталитарному искусствуї, вышли из этих наблюдений Ѕ., сумевшего объ€снить теоретически в пределах анализа истории культуры ту остроту политической ситуации, жертвой которой он стал спуст€ два года в оккупированной нацистами ‘ранции.
¬ажен дл€ нетрадиционной эстетики, в частности дл€ структуралистского анализа произведений искусства (см.: —труктурализм), подробный разбор Ѕ. структуры и способов воздействи€ фотографии и кинематографа (см.:  ино). ¬опрос об Ђотчужденииї актера перед камерой в процессе съемки вырос до теории отчуждений, или остранений (если воспользоватьс€ термином Ўкловского), в процессе построени€ художественного произведени€. јнализ функционировани€ и природы монтажа в кинематографе, включенный в эту статью Ѕ., во многом предвосхищает семиологические труды Ћотмана 60-х гг. на ту же тему. ѕреддверием структуралистского анализа можно считать и наблюдени€ Ѕ. за Ђгоризонтальнымиї особенност€ми, сближающими рисование и Ђписьмої в отличие от Ђвертикальнойї структуры картины, сохранившиес€ в его архиве.
ѕоложение Ѕ. о качественно иной природе искусства в эпоху Ђтехнической воспроизводимостиї; найденные им точные определени€ продукции масс-медиа, вплоть до Ђпроизводства кинозвездї, уже не имеющих ничего общего с живыми актерами, нашли свое подтверждение сначала в серийных шелкографи€х Ёнди ”орхола 60-х и 70-х гг., а затем в текстуальных послани€х  ошута. ¬ какой-то мере все стратегии новейшего концептуализма, тесно св€занные с фотографией и кинематографом, восход€т в своих истоках к Ѕ., наследие которого на редкость воврем€ извлекли из уникального теоретического архива начала XX столети€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1603 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

549 - | 433 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.