Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёстетика ’’ века как переходной эпохи




¬ качестве важнейшей характеристики ’’ в. в сфере эстетики и художественной культуры должен быть назван дух радикального эксперимента, приведшего к становлению неклассического эстетического сознани€, которое на прот€жении всего столети€ формировалось в среде новаторски ориентированных (Ђпродвинутыхї, как их называет современна€ художественна€ критика) профессиональных художников, писателей, композиторов и авангардно мысл€щих интеллектуалов-гуманитариев (филологов, искусствоведов, философов, эстетиков).

»мпрессионисты, символисты, декаденты, ранние авангардисты отказали искусству в выполнении каких-либо утилитарных (социальных, религиозных, политических и т.п.) функций, абсолютизировав только чисто художественные (каждое направление в меру своего понимани€ художественности): созидание и выражение красоты, художественной гармонии, вы€вление Ђабсолютнойї формы, создание самодовлеющей художественной образности, символов, выражающих исключительно художественными средствами духовные реальности, душевные состо€ни€ и т.п.

∆ивопись, музыка, поэзи€ сосредоточились на экспериментах по вы€влению предельных возможностей своих средств художественного выражени€, своих художественных €зыков, не забыва€ при этом о перспективах их эстетического синтеза или, по крайней мере, интенсивного диалога между собой.

ќднако в этих же направлени€х, начина€ с отдельных символистов, постимпрессионистов и особенно авангардистов (прежде всего, с кубистов, дадаистов, футуристов, конструктивистов), возникла тенденци€ к демонстративному отрицанию классических художественно-эстетических принципов и ценностей. Ќаметилс€ и стал последовательно реализовыватьс€ отказ в искусстве от выражени€ и создани€ прекрасного, возвышенного, идеального, духовного, от реалистического изображени€ действительности, от миметизма во всех его модификаци€х.

¬озникла тенденци€ к выходу традиционных искусств за свои исторически сформировавшиес€ видовые, жанровые и даже родовые рамки. ћногим авангардистам стало тесно в пределах искусства вообще, возник лозунг Ђвыхода искусства из искусства в жизньї.

„асть авангардистов понимала его как вынесение художественно-эстетических принципов, наработанных в сферах высокого, неутилитарного, чистого искусства (Ђиз€щных искусствї в терминологии новоевропейской эстетики), в новые прикладные искусства, ориентированные на интенсивную художественно-эстетическую организацию всех сфер жизни человека: производственной, бытовой, лечебной, отдыха, развлечени€, спорта.

јктивно вытесн€емый из сферы высокого, или элитарно-конвенционального дл€ ’’ в., искусства эстетический опыт не без помощи наследников тех авангардистов, которые еще в начале столети€ ушли Ђв жизньї, Ђв производствої, достаточно интенсивно и на новом высокотехнологичном уровне охватил почти все сферы обыденной жизни людей высокоразвитых стран мира.

ќбъединенными усили€ми архитекторов, дизайнеров, художников-конструкторов и прикладников всех уровней и во всех сферах производства быт человека второй половины ’’ в. существенно эстетизировалс€. Ётому способствовали новейшие технологии, современные средства полиграфии и репродуцировани€. Ёстетический опыт стал досто€нием широчайших масс.

Ёстетика массовой культуры, порожденна€ Ќ“ѕ и невысоким вкусом ее массового потребител€, добавл€ет аргументов представител€м все уменьшающегос€ отр€да Ђжрецовї и апологетов нонклассики в их ригористичной борьбе с любой эстетичностью, побуждает с большим рвением культивировать предельно элитарный и во многом сугубо экспериментальный продукт.

—ущественно вытесн€емые из неутилитарного искусства эстетическое сознание, эстетический опыт классического образца устремились в ’’ в. в сферу прикладных искусств. ¬ысокого эстетического уровн€ достиг дизайн.

¬нутри всего пол€ Ђпродвинутыхї гуманитарных наук возникла нова€ имплицитна€ эстетика Ц неклассическа€ (нонклассика) со своей достаточно динамичной и полисемантичной сетью паракатегорий, пытающа€с€ адекватно осмыслить результаты пост -культурного эксперимента в художественной культуре столети€. ќдним из теоретических следствий этого эксперимента стали активные попытки пересмотра предмета эстетики, расширени€ его границ дл€ включени€ в них опыта новейших арт-практик, которые (попытки) привели к отказу от традиционных эстетических категорий, и даже, как это ни парадоксально, к замалчиванию самих пон€тий эстетического и эстетики. ¬озникла специфическа€ альтернативна€ параэстетика, выполн€юща€ в современной культуре вроде бы функции эстетики, но Ђстесн€юща€с€ї ее традиционного названи€.

ѕроцесс этот сегодн€ он находитс€ в посто€нном диалоге с консервативным полем художественной культуры, выполн€ющим охранную функцию по отношению к классическому наследию.

Ёстетическое сознание на рубеже тыс€челетий вступает в новый этап своего быти€ Ц постнеклассический.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2182 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1714 - | 1386 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.