Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёлитарное и массовое в искусстве




ќлег  ривцун ЂЁстетикаї:

ѕон€тие "элитарного" в противовес "массовому" вводитс€ в оборот в конце XYIII века, хот€ само по себе разделение искусства на массовое и элитарное и соответствующа€ дифференциаци€ публики происходит значительно ранее. ќсобенно нагл€дно разделение художественного творчества на массовое и элитарное про€вилось в концепци€х романтиков. ѕервоначально у романтиков элитарное несет семантику избранности, образцовости. ѕон€тие образцового, в свою очередь, понималось как тождественное классическому. ќсобенно активно пон€тие классического разрабатывалось в эпоху ¬озрождени€, когда антична€ художественна€ традици€ расценивалась как нормативное €дро, как некий вневременной образец художественного творчества. ¬ таком понимании классическое отождествл€лось с элитарным и образцовым.

ѕроцесс размежевани€ публики искусства традиционно св€зывалс€ с углублением социальной иерархии; однако сам по себе это фактор нельз€ считать определ€ющим. ¬ формировании массового искусства оказалс€ решающим процесс, св€занный с ростом городского населени€. ¬озникают новые, городские по происхождению жанры. ќни уже не св€заны функционально ни с сезонными сельскими работами, ни с кресть€нским бытовым укладом, ни с церковным богослужением, а призваны удовлетвор€ть собственно эстетическую потребность человека. —реди массовых форм искусства преобладают такие, которые ориентируютс€ на отдых, развлечение, занимательное чтение.

–ано или поздно в св€зи с развитием городов, книгопечатани€, возникновением вневыставочных контактов художника и публики, заказчика и исполнител€, в каждом обществе возникает размежевание элитарных и массовых форм искусства. Ёлитарное - дл€ искушенных знатоков, массовое - дл€ обычного, р€дового читател€, зрител€, слушател€. ¬ажно отметить, что при этом произведени€, выступавшие в качестве эталона массового искусства обнаруживали св€зь с фольклорными, мифологическими, лубочными построени€ми. существовавшими задолго до этих процессов. ќпределенный тип сюжетных построений, лежащий в основе устойчивых массовых жанров, восходил к известным архетипам, играл роль носител€ общезначимых мифопоэтических формул, художественных универсалий.

ќчевидно, что нивелирование индивидуальности вызывает к жизни определенные потребности массового сознани€ и психологии, претворившиес€ в характере массового искусства. ѕуть к самому себе, к обретению собственной индивидуальности всегда св€зан с усилием по преодолению стереотипов, нежеланием оставатьс€ в рамках достигнутого. »менно те трудности, что мешают человеку осуществитьс€, буд€т и напр€гают его силы и способности. ћасса же отличаетс€ удивительной леностью, нежеланием напр€гатьс€, проника€ в специфику €зыка искусства, его сложную лексику и неоднозначность.


ћассовое (или формульное) искусство - это своего рода противоположный полюс миметическому искусству. ѕоследнее ориентировано на всю сложность и неоднозначность анализа реальных конфликтов и характеров и их мотиваций. ¬ миметическом искусстве повествование всегда непредсказуемо, отсутствует конвенциональность, присуща€ "формульному миру", оно требует удержани€ и совмещени€ в пам€ти многих ассоциаций, тонкой символики и нюансировки. ¬ результате воспри€ти€ произведений "миметического типа" многие проблемы могут остатьс€ нерешенными, стать источником новой неопределенности и беспокойства. Ёто искусство по своей природе т€готеет к живописному в эстетическом смысле началу, оно полифонично и сложно гармонизировано, действие в нем может отсутствовать вообще.
Ќапротив, массовые формы олицетвор€ют €вное преобладание пластического начала, нуждаютс€ в построении €ркого действи€ и эффектной сюжетности; успешно эксплуатируют элементы опасности, насили€, секса, вызывающих интенсивное и немедленное переживание. Ѕезусловно все приведенные характеристики массового искусства свидетельствуют о его эскапистском характере, т.е. устран€ющимс€ от полноты и глубины анализа конфликтов и противоречий реального мира.

–абота ». анта Ђ ритика способности суждени€ї

—вою эстетику  ант излагает в труде Ђ ритика способности суждени€ї. ‘илософ полагает, что посредине между разумом и рассудком, посредине между познанием и волей находитс€ сила суждени€, высша€ способность чувства. ќна как бы сливает чистый разум с практическим, подводит частные €влени€ под общие принципы и, наоборот, из общих принципов выводит частные случаи. ѕерва€ функци€ еЄ совпадает с рассудком, при помощи второй предметы не столько познаютс€, сколько обсуждаютс€ с точки зрени€ их целесообразности. ѕредмет объективно-целесообразен, когда он согласуетс€ со своим назначением; он субъективно-целесообразен (прекрасен), когда соответствует природе нашей познавательной способности.  онстатирование объективной целесообразности доставл€ет нам логическое удовлетворение, усматривание субъективной целесообразности приносит нам эстетическое удовольствие.  ант считает, что мы не должны надел€ть природу целесообразно действующими силами, но наше представление цели вполне законно, как субъективно-человеческий принцип, и иде€ цели, как и все идеи, служит прекрасным регул€тивным правилом.  ак догматы, механицизм и телеологи€ несовместимы, но в приемах научного исследовани€ они оба примир€ютс€ в пытливом искании причин; иде€ цели, вообще, много сделала дл€ науки тем, что открывала причины. ѕрактический разум видит цель мира в человеке, как субъекте нравственности, потому что нравственность имеет самое себ€ целью своего существовани€.

Ёстетическое наслаждение, доставл€емое субъективно-целесообразным, не чувственно, потому что оно имеет характер суждени€, но и не теоретично, потому что оно имеет элемент чувства. ѕрекрасное, утверждает эстетика  анта, нравитс€ всем вообще и необходимо, нравитс€ потому, что мы рассматриваем его без вс€кого отношени€ к нашим практическим нуждам, без интереса и корысти. Ёстетически прекрасное приводит душу человека в гармоническое настроение, вызывает дружную де€тельность интуиции и мышлени€, и вот почему оно целесообразно дл€ нас, но целесообразно только в этом смысле, и мы вовсе не желаем видеть в художественном объекте намерени€ понравитьс€ нам; красота Ц это целесообразность без цели, чисто формальна€ и субъективна€.

Ѕычков:

Ёстетическа€ способность суждени€ в сфере интеллектуально-теоретической де€тельности снимает противоречи€ между рассудком и разумом, основыва€сь на чувстве удовольстви€/неудовольстви€. ¬ отличие от своих предшественников-просветителей, манифестировавших предмет эстетики в объективной действительности, искавших объективные основани€ красоты,  ант не мыслил сферу эстетического без субъекта, его воспри€ти€ объекта, т.е. без субъект-объектных отношений. √лавные дл€ него категории эстетики Ђцелесообразноеї, Ђвкусї, Ђсвободна€ играї, Ђпрекрасноеї, Ђвозвышенноеї суть характеристики неутилитарного (= эстетического у  анта) созерцани€, сопровождающегос€ особым удовольствием, или бескорыстной творческой де€тельности.

’орошо понима€, что эстетическое суждение не €вл€етс€ сугубо субъективным или рел€тивным, так как имеет под собой некий мощный сверхчувственный онтологический базис, он относит общезначимость эстетического к априорной сфере. Ёстетическое осмысливаетс€ им как результат свободной игры духовных сил в процессе неутилитарного, бескорыстного созерцани€ объекта или в творческом акте, завершающемс€ созданием произведени€ искусства.

 ант вы€вл€ет важнейший принцип эстетического, обозначенный им как Ђцелесообразность без целиї. —мысл его заключаетс€ в том, что объекты, доставл€ющие эстетическое удовольствие, представл€ютс€ нам по своей форме, структуре, принципам организации как предельно целесообразные (органично и гармонично организованные во всех отношени€х), хот€ они в акте данного (эстетического) воспри€ти€ не предполагают представлени€ ни о какой утилитарной или какой-либо иной доступной человеческому пониманию цели. —уть этой высшей целесообразности заключаетс€ только в том, что эстетические объекты активно возбуждают нашу душевно-духовную де€тельность, содержание которой не выражаетс€ словесно, но доставл€ет человеку чистое эстетическое наслаждение, к чему собственно и сводитс€ эстетическа€ способность суждени€.

 ант выдел€ет два вида красоты: свободную и привход€щую (сопутствующую).   первой и главной в эстетическом отношении он относит объекты, которые Ђнрав€тс€ необусловленно и сами по себеї, т.е. исключительно за их форму. Ёто многие цветы, птицы, моллюски орнамент в искусстве, нетематическа€ музыка. “олько в оценке это красоты суждение вкуса €вл€етс€ Ђчистым суждениемї, отрешенным от какого-либо пон€ти€ о цели, т.е. чисто эстетическим. »менно в этих иде€х и заложена суть предмета эстетики и они, в свою очередь, послужили теоретическим основанием дл€ эстетизма и формализма в эстетике любого толка, имевших место в культуре XIX-’’ вв. ѕривход€ща€ красота не €вл€етс€ чисто эстетической, она предполагает некоторую цель и заинтересованность, в частности, €вл€етс€ Ђсимволом нравственно доброгої.

Ёстетическое фактически осознаетс€  антом как трансцендентальный посредник между имманентным и трансцендентным. ѕринципиальна€ недоступность эстетического опыта дл€ логического истолковани€ €вл€етс€ дл€  анта одним из убедительных доказательств быти€ сферы трансцендентных идей, в том числе и в сфере морали, €вл€етс€ истоком Ђкатегорического императиваї, в частности. „еловек с развитым эстетическим чувством необходимо обладает и нравственным чувством, ибо имеет внутренний доступ к сфере трансцендентного.

 ант, таким образом, впервые в истории эстетической мысли четко и €сно показал, что сфера эстетического Ц это совершенно самосто€тельна€ сфера человеческого опыта, человеческого духа, котора€ венчает собой всю духовно-практическую (познавательную и нравственную) де€тельность человека, снима€ существующие в ней непримиримые противоречи€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3366 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

761 - | 610 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.