Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»скусство и религи€ в истории культуры и эстетики




»скусство и религи€ Ч формы общественного сознани€, исторически возникшие и долго развивавшиес€ в тесной взаимосв€зи друг с другом. »х различие подметил еще Ћ. ‘ейербах: Ђ...искусство не выдает свои создани€ за нечто другое, чем они есть на самом деле, то есть другое, чем создани€ искусства; религи€ же выдает свои вымышленные существа за существа действительныеї.

ƒл€ –. характерна вера в сверхъестественные объекты, почитание их, поклонение им, развита€ система культовых действий; дл€ ».Ч отображение и выражение реальной действительности в худож. ќбразах.

“есна€ взаимосв€зь ». и р. в истории культуры объ€сн€етс€ наличием в них целого р€да общих моментов. ». и р. €вл€ютс€ выражением ценностного отношени€ человека к действительности; они чаще опираютс€ на принципы противо-положенности, алогичности, ларадоксии (антиномизм и чудо в –., эстетические оппозиции в ».), чем на формальную логику, на образно-символическое мышление, чем на пон€тийное; отсюда их обращенность, прежде всего, к чувственно-эмоциональной, внесознательной стороне психики человека; в них важную роль играет субъективный момент.

Ёмоциональное переживание, катарсис, духовное наслаждение сопровождают и завершают, как правило, и воспри€тие произв. иск-ва, и религиозное действо (богослужение, молитву, мистический экстаз), только в первом случае они значимы сами по себе, в своем реальном содержании, а во втором осмысливаютс€ как знаки общени€ с иллюзорным, сверхъестественным миром.

¬ силу общности этих моментов худож. и религиозные элементы были тесно переплетены в структуре древн. синкретического мифологического сознани€.

¬ первобытнообщинный период развити€ об-ва иск-во не имело еще автономного статуса и выполн€ло в культуре утилитарно-прикладные функции, в т. ч. и в структуре первобытных культов и ритуальных действ. –елигиозный ритуал практически всегда строилс€ на худож.-эстетической основе, он сопровождалс€ ритмическими пл€сками, пением, музыкой, содержал элементы театральности. Ёстетическое воздействие худож. элементов ритуала воспринималось как действие сверхъестественных сил на человека, как духовный контакт с объектом поклонени€.

— возникновением мировых религий Ч буддизма, христианства, ислама Ч и осознанием сильного эмоционально-эстетического воздействи€ иск-ва на человека отношени€ между ». и р. развиваютс€ сложно и противоречиво. јдепты той или иной –., счита€ свое мировоззрение единственно верным, с его позиций оценивают все €влени€ культуры и иск-ва. ¬се, что соответствует ему или может быть использовано дл€ его поддержани€ и. пропаганды, принимаетс€ и развиваетс€, а остальное, как правило, отрицаетс€.

“ак, ислам, напр., долгое врем€ отрицал (и даже запрещал) изображени€ людей и животных, что существенно затормозило развитие изобразительного иск-ва в исламском мире.

–аннее христианство отрицательно относилось практически ко всем видам искусства, т. к. усматривало их св€зь в античном мире с €зыческими культами. ќднако уже с IVЧV вв. пение, красноречие, декоративно-прикладное искусство, живопись начали проникать в христианский культ, а несколько позже и христианские идеологи признали необходимость активного использовани€ иск-ва в религиозных цел€х.

¬ ¬изантии, напр., церковное богослужение представл€ло собой целостное сакрально-худож. действо, в к-рое включались архитектура, живопись, декоративные и песенно-поэтические иск-ва, красноречие, особа€ хореографи€ св€щеннослужителей (а на «ападе Ч музыка), светоцветова€ и даже обон€тельна€ атмосфера в храме.

—редневековые идеологи ориентировали иск-во на выражение религиозного мировоззрени€ и св€занной с ним морали; стремились сосредоточить творческий потенциал иск-ва на оси. духовных идеалах времени. ¬ результате возрос интерес иск-ва к сфере идеального, оно достигло высокого уровн€ худож. выражени€ общечеловеческих духовных ценностей.

ќднако религиозное иск-во было в значительной мере обособлено от конкретной социально-исторической действительности, от повседневной жизни народа; это было иск-во вневременных духовных идеалов. ÷ерковь часто активно боролась с нецерковными, светскими, развлекательными видами и жанрами иск-ва. ’ристианство, напр., долгое врем€ запрещало театральные представлени€, посто€нным гонени€м подвергало народную (в первую очередь Ђсмеховуюї) культуру. Ѕолее того, ощущение, что иск-во доставл€ет наслаждение само по себе и этим отвлекает верующих от религиозного объекта поклонени€, заставл€ло врем€ от времени церковных де€телей выступать против использовани€ в храмах живописи, инструментальной музыки, излишних украшений и драгоценностей.

¬ажным регул€тором сложных взаимоотношений ». и р. был канон. ѕрактически все культовое иск-во было канонизированным, т. е. введенным в определенные исторически сложившиес€ и закрепленные традицией (а затем и церковными установлени€ми) достаточно строгие рамки. ќни существенно ограничивали худож. творчество не только на содержательном, но и на формальном уровне. —вою творческую индивидуальность (»ндивидуальность в искусстве) средневековый художник часто мог про€вить только в сфере чисто выразительных средств (цвета, линии, музыкальной интонации и т. п.). ¬ ней концентрировались почти все его творческие потенции, и здесь он достигал нередко удивительных высот.

Ќачавша€с€ в период ¬озрождени€ секул€ризаци€ (отделение от церкви и религии) культуры и иск-ва далеко развела ». и р.

Ќовый этап сближени€ наметилс€ в XX в.  ризис религиозного сознани€ заставл€ет церковь на «ападе искать поддержку у иск-ва, использовать дл€ своих целей новейшие виды (кино, видео- и звукозапись, электронную музыку) и направлени€ иск-ва.

¬ то же врем€ в услови€х экспансии массовой культуры западные художники в поисках духовности нередко обращаютс€ к религиозному сознанию в самых разных формах его про€влени€. ¬ совр. авангардизме возникают худож. действа, имеющие значение сакральных ритуалов (напр., нек-рые хэппенинги. акции и т. п.). „то же касаетс€ реалистического »., в наибольшей мере затронутого процессом секул€ризации, то освобождение от вли€ни€ –. позволило ему сосредоточить свой пафос на худож. отражении многообразных земных проблем сложной и противоречивой жизни совр. человека и об-ва.

–абота ‘.Ўиллера Ђѕисьма об эстетическом воспитанииї

 акой-то реферат: ¬ работе Уѕисьма об эстетическом воспитанииФ (1793-1795) философ формулирует концепцию эстетического воспитани€ личности, акцентиру€ внимание на мирном, нереволюционном пути буржуазно-демократического преобразовани€ общества. јнализиру€ современную эпоху, Ўиллер признает неизбежность антагонистических классовых противоречий, объ€сн€€ это Уотвратительными нравами культурных классовФ, и также Угрубостью и беззаконными инстинктами низовФ. ѕреодоление противоречий действительности Ўиллер видал только в искусстве, в эстетическом воспитании. ¬се содержание УѕисемФ и состоит в попытке доказать осуществимость этой утопии. „еловек, пишет Ўиллер, двум€ пут€ми может удалитьс€ от своего назначени€: стать жертвой УгрубостиФ или Уизнеженности и извращенностиФ. У расота должна вывести людей на истинный путь из этого двойного хаосаФ. ¬ дальнейших рассуждени€х Ўиллера особое значение получают два пон€ти€: УиграФ и Уэстетическа€ видимостьФ. »гра, по мнению философа, имеет большое значение в жизни человека. ќна представл€ет собой де€тельность, свободную от вс€ких практических целей. ¬ игре человек реализует себ€ наиболее гармонично. ¬ процессе игры создаетс€ Уэстетическа€ видимостьФ, котора€ отличаетс€ как от самой реальности, так и от воображени€ и фантазии.

”чебник Ѕычкова: ¬ письмах Ђќб эстетическом воспитании человекаї (1795) Ўиллер, разрабатыва€ идеи  анта, показал, что суть эстетического сводитс€ к инстинкту игры, который и должен быть развит в человеке в процессе эстетического воспитани€. “олько в игре про€вл€етс€ истинна€ сущность человека как свободного духовного существа. ¬ процессе игры человек творит высшую реальность Ц эстетическую, в которой осуществл€ютс€ социальные и личностные идеалы. ѕредметом влечени€ человека к игре €вл€етс€ красота. —огласно Ўиллеру, эстетический опыт (в частности, искусство) помогает человеку обрести свободу и счастье, которыми обладал только первобытный (природный) человек, и которые он утратил с развитием цивилизации. –азрыв между Ђприроднымї и Ђразумнымї существованием может быть сн€т только искусством, в процессе игровой де€тельности, котора€ приводит чувственные и духовные силы к оптимальной гармонии. “о, что мы воспринимаем как прекрасное, €вл€етс€ одновременно истинным.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2522 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„то разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Ќаполеон ’илл
==> читать все изречени€...

497 - | 432 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.