Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ёстетические аспекты постмодернизма




ѕостмодернизм - новый этап художественно-эстетической культуры. «десь в пространстве посткультурного (или межкультурного, т.е. переходного) вакуума реализуетс€ ситуаци€ принципиально игровой, ироничной ностальгии по всей ушедшей культуре, включа€ и авангард с модернизмом как последние и наиболее близкие этапы, и неигровые (в смысле сознательной установки на предельную серьезность арт-де€тельности в авангарде и модернизме) принципы отношени€ к действительности; совершаетс€ своего рода Ђнеоклассическа€ї (на сугубо игровом уровне как бы опирающа€с€ на классику) предельно ироническа€ ревизи€ модернизма, а вслед за ним и всей предшествовавшей ему культуры. ѕостмодернизм Ц это, прежде всего, ощущение и осознание быти€, культуры, мышлени€ как игры, т.е. чисто и исключительно эстетический (а иногда даже и эстетский) подход ко всему и вс€ в цивилизационно-культурных пол€х; возвращение на каком-то ином уровне к эстетическому опыту, в котором акцент теперь сделан не на сущностных дл€ классического эстетического сознани€ ракурсах прекрасного, возвышенного, трагического, а на маргинальных дл€ классической эстетики, хот€ имплицитно всегда присущих эстетическому опыту универсали€х игры, иронии, безобразного.

ѕринципы и правила постмодернистской игры с культурным наследием предельно свободны, их теоретики (= практики) поэтому отказываютс€ от всех традиционных философско-эстетических категорий, пон€тий и принципов художественно-эстетического мышлени€ и замен€ют их свободно трактуемым р€дом как бы новых (во вс€ком случае по номинации) принципов и пон€тий: деконструкци€, симул€кр, интертекстуальность, шизоанализ, иронизм, фрагментарность, мозаичность, нониерархичность, лабиринт, ризома, телесность, соблазн, желание, парадоксальность, эстетизаци€ безобразного, принципиальный маргинализм, нарратологи€, грамматологи€ и т.п., Ц формиру€ на их основе некое новое смысловое поле и игровое пространство (= систему пространств).

—уть (если здесь в принципе можно говорить о какой-то сути, ибо постмодернизм отказываетс€ и от этого пон€ти€) постмодернистских процедур сводитс€ к принципиальному отказу от новоевропейской серьезности в отношении всех традиционных ценностей культуры при внешней конвенциональной суперсерьезности (одно из главных правил постмодернистской игры со смыслами на уровне ratio); к глобальному расшатыванию, сн€тию их в бессистемной системе иронически-игровых отношений, событий, жестов, ходов; к утверждению всеразрушающего рел€тивизма при посто€нной тихой ностальгии по разрушаемому миру; к сознательному симулированию в пол€х вроде бы традиционного философствовани€ или художественного опыта, к созданию бесчисленного пол€ симул€кров Ц будто-философских, будто-научных текстов, будто-политических трактатов, будто-художественных произведений и т.п. ќтсюда бережное, почти ритуальное перенесение обломков сознательно и планомерно разрушаемого храма  ультуры в новое смысловое арт-пространство и сборка из них неких нередко замысловатых и утонченных смысловых и энергетических структур, доставл€ющих реципиенту переходной эпохи, по крайней мере, включенному в конвенциональное сообщество постмодернистов, эстетическое наслаждение. ѕритом процесс этот многими представител€ми постмодернизма осуществл€етс€ бессознательно (и они часто даже не причисл€ют себ€ к их сторонникам) под вли€нием общей энергетической атмосферы эпохи пост -культуры, существенной частью которой €вл€етс€ постмодернизм. ‘актически в глубинах постмодернистского быти€-сознани€ проигрываютс€ модели и парадигмы структурных и смысловых заготовок того иного, что идет на смену  ультуре.

Ёстетика постмодернизма фактически отказалась от какой-либо эстетической теории или философии искусства в традиционном понимании. Ёто в полном смысле слова неклассическа€ эстетика. “еоретики (они же и практики) постмодернизма (∆. ƒеррида, ∆. ƒелЄз, „. ƒженкс, ». ’ассан, ∆.-‘. Ћиотар, ё.  ристева, ¬. ƒжеймс, ¬. ¬елш и др.) рассматривают искусство в одном р€ду с другими феноменами культуры (и культур прошлого) и цивилизации, снима€ какое-либо принципиальное различие между ними. ¬есь универсум культуры конвенционально признаетс€ за игровой калейдоскоп текстов, смыслов, форм и формул, символов, симул€кров и симул€ций Ќет ни истинного, ни ложного, ни прекрасного, ни безобразного, ни трагического, ни комического. ¬се и вс€ наличествуют во всем в зависимости от конвенциональной установки реципиента или исследовател€. —ознательный эклектизм и все€дность (с позиции иронизма, берущего начало в эстетике романтиков и  ьеркегора, и сознательной профанации традиционных ценностей, их Ђпередразнивани€ї) постмодернизма позволили его теоретикам зан€ть асистематическую, адогматическую, рел€тивистскую, предельно свободную и открытую позицию. ¬ глобальной системе интертекстов и смысловых лабиринтов исчезает кака€-либо специфика, в том числе и эстетическа€. ќдна из главных категорий постмодернистской парадигмы гуманитарного Ђговорени€ї Ђпостмодернистска€ чувствительностьї (postmodern sensibility) означает видение мира, человека, искусства, всего ”ниверсума в качестве принципиального смыслового хаоса, дл€ хот€ бы локальной ориентации в котором возможны только ироническа€. установка, игровой подход ко всему, а в философии и гуманитарных науках Ц активна€ опора на принципы художественного мышлени€ (традици€, беруща€ начало от ћ. ’айдеггера, а на теоретическом уровне восход€ща€ еще к Ўеллингу и немецким романтикам).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3043 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—воим успехом € об€зана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © ‘лоренс Ќайтингейл
==> читать все изречени€...

672 - | 596 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.