Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»гра как эстетическа€ парадигма




»гра - одна из главных и древнейших форм эстетической де€тельности, т. е. неутилитарной, совершаемой ради нее самой и доставл€ющей, как правило, ее участникам и зрител€м эстетическое наслаждение, удовольствие, радость. ѕринципиально непродуктивный и внерациональный характер игры издревле св€зал ее с сакральными и культовыми действами, с искусством, наделил таинственными, магическими смыслами.

Ќа неутилитарный, эстетический и сущностно значимый дл€ человеческой жизни характер игры философска€ мысль обратила свое внимание фактически с самого своего возникновени€, хот€ долгое врем€ ее выводы фиксировались только в метафорической, образной или спорадической форме. ѕлатон в Ђ«аконахї называет человека Ђкакой-то выдуманной игрушкой богаї, смысл жизни которого заключаетс€ в том, чтобы Ђжить игра€ї в Ђпрекраснейшие игрыї, к которым он относил жертвоприношени€, песни, пл€ски и битвы с врагами. ¬ Ђѕолитикеї термином Ђиграї он обозначает все искусства, Ђнаправленные исключительно к нашему удовольствиюї Ч живопись, украшени€, музыку, т. е. Ђиз€щные искусстваї в новоевропейской терминологии. ѕлатон, јристотель, стоики, многие мыслители ¬озрождени€ видели в игре действенное воспитательное средство.

 

Ќемецка€ классическа€ философи€ выдвинула на первый план эстетический аспект игры.  ант в Ђ ритике способности суждени€ї, име€ в виду эстетические феномены и искусство, достаточно часто говорит о Ђсвободной игре познавательных способностейї, Ђсвободной игре способностей представлени€ї, игре душевных сил (воображени€ и разума), котора€ доставл€ет удовольствие, лежит в основе эстетического суждени€ вкуса и в конечном счете ведет к постижению вне-рациональных сущностей.   Ђиз€щным искусствамї  ант относит три вида искусств: словесные, изобразительные и Ђискусство игры ощущенийї; в основе всех их лежит игра тех или иных духовных сил человека. —вободную игру ощущений, доставл€ющую удовольствие,  ант делит на азартную игру, игру звуков и игру мысли. “олько последние два вида он св€зывает с из€щными искусствами, хот€ во всех трех усматривает эстетический характер разной степени интенсивности.


¬ центр своей эстетической теории поставил игру Ўиллер в Ђѕисьмах об эстетическом воспитании человекаї (1793-94), подчеркнув, что он опираетс€ на идеи  анта. —огласно Ўиллеру, из Ђрабства зверского состо€ни€ї человек выходит только с помощью эстетического опыта, когда у него развиваютс€ способность наслаждатьс€ искусством (Ђвидимостьюї) и Ђсклонность к украшени€м и играмї. “ри глобальных Ђпобуждени€ї свойственны человеку: чувственное побуждение, основывающеес€ на законах природы, Ђпредметомї которого €вл€етс€ жизнь; побуждение к форме, понуждающее дух с помощью Ђзаконов разумаї, его предметом €вл€етс€ Ђобразї, и побуждение к игре Ч самое высокое Ч Ђдает человеку свободу как в физическом, так и в моральном отношенииї, его предмет составл€ет Ђживой образї, который, в понимании Ўиллера, предстает совокупностью всех эстетических свойств предметов и €влений и отождествл€етс€ с красотой.


Ўлейермахер рассматривал игру как одну из форм нравственности, тесно св€занную с искусством и дружбой, как сферу Ђсвободного общени€ї, где человек имеет возможность оптимально реализовать свою индивидуальность. »гра способствует развитию интеллектуальной де€тельности. —уть искусства заключаетс€ в Ђсвободной игре фантазииї; здесь человек реально достигает своей внутренней свободы и осознани€ этой свободы. »нобытие игры, ее необычность и необыденность, ее праздничный характер включают в ее орбиту не только все сценические искусства, но и такие феномены культуры, как маскарад (маска как феномен игры и театральна€ маска), ритуальное переодевание, карнавал, карнавализацию. —ущность последней вскрыл и детально проработал Ѕахтин, особенно в монографии Ђ“ворчество ‘рансуа –абле и народна€ культура средневековь€ и –енессансаї (1965). ќсновы карнавализации Ѕахтин усматривал в присущей культуре игре противоположными смыслами, в их перестановках, перемене местами (жизнь Ч смерть, высокое Ч низкое, сакральное Ч профанное, прекрасное Ч безобразное, доброе Ч злое, увенчание Ч развенчание и т. п.), в игровой профанации ценностей, в сн€тии сущностных антиномий культуры в смехе, в утверждении рел€тивности культурных приоритетов, в полифонии и внутреннем диалогизме формо-смысловых ходов в культуре. ћногие из этих идей доминируют в модернистской и постмодернистской культурологических парадигмах и исследовани€х.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-05-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3818 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

510 - | 471 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.