Вспомним начало романа – сцена в школе, жалкий Шарль, который не может из страха даже выговорить свою фамилию. Вот оно новое молодых людей, воспитанное новой средой. У них нет ни силы воли, ни своей позиции. Но есть очень удачное сравнение Шарля с «лошадью, которая ходит по кругу с завязанными глазами». Вся его жизнь до встречи с Эммой - это существование слабого и недалекого человека, который привык довольствоваться тем, что он имеет.
Эмма воспитана совершенно другой средой. Как было принято в те времена, она получила монастырское воспитание. Ее увлечение книгами писателей-романтиков, незнание настоящей жизни сформировало в ней ложное представление о жизни. Героиню часто сравнивают с Дон Кихотом. Книги, как и в романе Сервантеса, сыграют трагическую роль в ее жизни.
Так возникает почва для формирования конфликта между мечтой и действительностью, и с самого начала формируется представление о будущем избраннике - это будет «рыцарь на белом коне, с плюмажем на шляпе, который увезет ее в свой замок».
Таким образом, мы видим, что одной из главных тем романа – становится тема «судьба романтика в эпоху Второй Империи».
Большое значение имеет и следующий факт: в отличие от романов Стендаля и Бальзака, действие романа Флобера принципиально отнесено в провинцию. Подзаголовок романа: «Провинциальные нравы». Почему? Там все обычное более трагично и более типично, нежели в столице. Флобер писал: «Я всегда пытался проникнуть в душу вещей, воспроизвести лишьобщее и всегда отказывался от случайного и драматического».
Этим объясняется его позиция, в корне отличающаяся не только от позиции романтиков, но и от позиции ранних реалистов, которые тяготели к изображению ярких личностей и драматических событий.
В то же время история Эммы, живущей в обыкновенном провинциальном городке, изображена, с одной стороны, как жизнь обычной женщины, а с другой - как жизнь романтика. Это очень важный момент в романе. Таким образом, создается двойственность бытия Эммы и двойственность ее характера.
Вначале Эмма ведет себя как прилежная жена. Она стремится всячески приукрасить свой быт (именно это слово): вышивает ему домашние тапочки, заставляет его носить халат, феску, мечтает о том, чтобы они вдвоем, рука в руке, вечером сидели бы на террасе, смотрели на звезды и мечтали о будущем. Она хотела бы, чтобы Шарль ходил в черном бархатном фраке с длинными фалдами, в мягких сапожках, в треугольной шляпе и кружевных манжетах!
Скорее, мы можем во многом упрекнуть Шарля, который не сумел привести свой дом в порядок до того, как в него войдет его новая жена. Детали, которые играют огромную роль в романе: «пара штиблет, на которых уже успела засохнуть грязь»,«канареечного цвета обои с выцветшим бордюром». А самое главное – «букетновобрачной, букет первой жены», который Шарль забыл унести из спальни. Потом к этому присоединятся - запах дешевой пищи, дешевая посуда, засохшие цветы на клумбе и т.д.Героиня глубоко страдает от отсутствия у Шарля душевной культуры
К чему множество таких подробностей? Это использование непрямых способов социального анализа через цвет -- чаще всего он серый; через звук – это скрежет; через запах –он затхлый; через единообразие – описываются два совершенно одинаковых города, в которых происходит действие романа; через бытовые детали, даже через язык тела.
Другой важный момент в романе: главными в движении сюжета оказываются не трагические случайности, как это бывало в предыдущих романах (письмо г-жи де Реналь), а психологически мотивированные изменения в душе Эммы вследствие совершенно обычных событий. Это бал у маркиза, куда они были приглашены с Шарлем.