Все эти герои - самого различного происхождения и судьбы - проживают в «семейном пансионе» госпожи Воке, представляющем в миниатюре современное автору общество.
Образ Дома всегда подробно описывается в любом из романов писателя.
Бальзак справедливо считал, что «мир вещей» есть способ отражения его хозяев. Чтобы показать пошлость этого заведения, Бальзак прибегает к подробным описаниям не только квартала, где находится дом, но и самого дома, двора, убранства дома, деталей интерьера и даже запаха пансиона. Пансион, говоря словами автора, это «царство нищеты», где царствует «грязь» как физическая, так и нравственная: это «липкие буфеты», «мутные графины» и настолько грязные клеенки, что на них весельчак-нахлебник может пальцем без труда написать свое имя. Эти детали имеют, несомненно, метафорическое содержание.
Различное происхождение живущих там «нахлебников» позволяет Бальзаку показать психологию и судьбу каждого из сословий.
Для буржуа отца Горио главной была всегда выгода. Красноречива история обогащения Горио: «до революции он был простым рабочим-вермишельщиком, ловким, бережливым и настолько предприимчивым, что в 1789 году купил все дело своего хозяина, павшего первой жертвой первого восстания». Его богатство было нажито тем, что во время голода в Париже он установил огромную цену на хлеб.
Важнейшей категорией в творчестве французских реалистов остается страсть.
История отца Гори - история двух страстей: любовь к дочерям и стремление к выгоде.
Попытайтесь ответить на вопрос: что хотел показать Бальзак в истории жизни отца Горио? Почему его называют «буржуазным» королем Лиром?
История Эжена де Растиньяка
Эжен де Растиньяк – молодой провинциал, приехавший в Париж, чтобы сделать там карьеру. Выбор жизненного пути в романе воспитания – всегда важнейшая стадия в жизни молодого человека. Его учителя: Вотрен, госпожа де Босеан, отец Горио.
Эжену предлагаются разные планы сделать карьеру, но все эти планы – циничны.
План Вотрена: основан на знании законов современного Общества. Это возможное родство дочери нувориша и бедного, но знатного дворянина. Он возможен, но связан с убийством (объяснить). Философия Вотрена вначале пугает Эжена – это спекуляция на принципах позитивистской философии, которая учит циничному практицизму по принципу: «С волками жить – по волчьи выть». Вотрен: «Добродетель … она не делится на части; она либо есть, или ее нет»; «Честностью нельзя достичь ничего»; «Принципов нет, а есть события; законов нет – есть обстоятельства».
Второй план предлагает ему его родственница виконтесса де Босеан: следует заключить сделку с женщиной- «воспользуйтесь Дельфиной в своих целях».
По существу, планы имеют много общего, что указывает на общность нравов как верхов, так и низов. Общество функционирует по одним и тем же законам. Только неожиданное событие – арест Вотрена - помогает Эжену избежать участия в преступлении.
Но Эжен фактически становится соучастником «изящного отцеубийства», так поселяется в квартире, купленной отцом Горио для любовников на последние деньги.
В отличие от дочерей, Эжен в этом романе искренне ощущает свою вину перед отцом Горио. Участие в похоронах Горио. Но он не осуждает дочерей Горио, а решает подражать им.
Итак, главный акцент в романе сделан на выборе жизненного пути. Эжен решает покорить Париж любой ценой: «Свет представлялся ему океаном грязи, куда человек сразу уходит по шею, едва опустив в него кончик ноги».