Сетевое сообщество – это децентрализованная, самовоспроизводящаяся социальная агрегация индивидов/групп индивидов взаимодействующих в едином коммуникационном коде, связанного с общими ценностями, идеями и идеалами.
Сетевые взаимодействия были присущи людям задолго до Интернета. С появлением иерархически организованного государства и замены неформальных родственных отношений общины законами общества для простых людей возможность коммуникации ограничивается формальными связями. Это – шаг вперед общества в целом. Появилась возможность для построения жесткой системы управления обществом. Каждый человек – элемент (орган, «винтик») большой общности, которая защищает, кормит, обучает, дает работу хорошим гражданам. А плохих воспитывает, наказывает или вовсе изгоняет вон. Граждане при этом живут в строго отведенных законом рамках или стараются сами войти в управляющие структуры, посредством старательного подъема по социальной лестнице. Таких «социальных лифтов» было немного, но они исправно работали для всех, кто хотел стать немного большим, чем был.
Но как только ситуация изменялась и государство слабело граждане тут же начинали искать другие, неформальные возможности для своей деятельности. На смену иерархическим связям приходило сетевое взаимодействие между людьми, образовывались сетевые сообщества, которые давали новые возможности для каждого человека.
Примером может послужить Россия в последней четверти ХХ века. В СССР, в 80х годах одновременно была жесткая система распределения товаров по всей стране и неформальные сети в области экономики (сеть частных продавцов – спекулянтов, подпольных производителей цеховиков, криминальных элементов); жесткая идеологическая система с ее формальными органами (от района до государства в целом) и сетевые сообщества в области культуры (клубы самодеятельной песни, любителей музыки), в том числе и андеграундные сообщества – хиппи, панки, роккеры и пр. Когда стало понятно, что государство не может ничем помочь своим гражданам, граждане стали спасаться сами. Те, кто смог использовать возможности достаточно стабильных сетей на основе дружеских, профессиональных, родственных связей смогли гораздо быстрее адаптироваться к новым условиям жизни. Если в архаичной общине солидарность людей была «механической» (по принуждению), в индустриальном обществе –«органической» (в связи с разделением труда люди стали играть роль органов без которых организм не может существовать), то в информационном обществе проявляется – «сетевая солидарность», когда люди оказывают взаимоуслуги членам своего сетевого сообщества. Но не потому, что их к этому принуждают традиции общины или законы общества, работающего как цельный организм, а потому что они связаны бесконечным множеством взаимобязательств друг с другом и с сообществом в целом.
Взаимодействуя друг с другом в сетевых сообществах люди открыты в той степени, в которой посчитают нужным. Взаимоотношения публичного и приватного в интернете регулируется самим пользователем. Наряду с общественной публичностью, о которой писал Юрген Хабермас появляется сетевая публичность. Коммуникации в сетевых сообществах с одной стороны отграничены, с другой стороны они могут влиять на информационные процессы всего общества.
Коммуникации в сетевом сообществе происходят посредством передачи сообщения в едином коде, поэтому отпадает необходимость в системе шифратор- дешифратор. Снижается роль помех и шумов, ведь каналы коммуникации унифицированы между всеми членами сообщества. Более того членам сообщества открыта коммуникация между всеми отправителями. Получателем информации являются все периферийные узлы сети, даже в том случае если обращение центрального узла идет непосредственно к одному из получателей. И наконец, в отличие от классической схемы получатель становится отправителем информации в том случае, если его информационная насыщенность становится выше.
Как это выглядит на практике? Возьмем традиционные средства массовой информации. Мы видим диктора информационного канала и видеоизображение события, слышим сообщение об этом событии с эмоциональной оценкой диктора (репортера, редактора, владельца медиаресурса). Эмоциональная оценка – кодирование информации, и в то же время дополнительный шум, связанный с оценкой события. Мы декодируем эту информацию с учетом нашего мировоззрения, ценностей, идей, которых мы придерживаемся. И потом мы можем наблюдать обратный ответ получателей. Либо в формальном виде (писем и звонков в телестудию), либо в неформальном виде изменения действий получателя. Отправитель может игнорировать обратный ответ получателя или использовать его в отправлении следующего информационного пакета.
Что в сетевых сообществах? Обладающий более высоким информационным уровнем (лидер сообщества — центральный) узел (индивид/группа индивидов) сети отправляет информацию в том виде, которая соответствует принятой в сети кодировке. Получатели (узлы периферии) одновременно могут воспринимать эту информацию и стать отправителями (то есть лидерами сообщества – центральными узлами). Причем их отправленный информационный пакет не только доступен всем членам сообщества, но и непосредственно влияет на центральный узел, который становится получателем информации (периферийным узлом).
Информация – главный ресурс сетевого сообщества. При отсутствии притока информации слабнут коммуникационные взаимодействия, и сообщество просто распадается. Как, например, распадается сообщество одноклассников после окончания школы. Но зарождение, развитие и распад сообщества происходит постепенно, и мы можем не только выделить эти стадии, но и активно на них воздействовать. Эти самовоспроизводящиеся (аутопоэтические) процессы в сетевом сообществе были изучены на примере процессов происходящих в клетках живых тканях (У.Матерано). Мы не будем подробно останавливаться на процессах, протекающих в клетках, они подробно изучены У. Матерано, а сразу перейдем к коммуникационным процессам образования сообщества.
7.2. Жизненный цикл сетевого сообщества. Сообщество начинается с отграничения – то есть с образования некоего кода, по отношению к которому человек либо примыкает к сообществу, либо нет. В Интернете нет границ, но есть границы у самого человека. Люди присоединяются к той группе, где видят подобных себе, людей со сходными ценностями, мировоззрениями, идеями. Конечно, старый профессор может анонимно войти в сообщество девочек – почитателей группы «Ранетки», но его пребывание не будет эффективно для самого человека, а сообщество отвергнет «чужого», говорящего на «ином языке».
Следующая стадия – информационная инактивизация. Внутрь сообщества попадает информация, приводящая к повышению коммуникационной активности, началу самовоспроизводящихся процессов внутри сообщества. Для нас, тех, кто хочет воздействовать на потребителей самое трудное – вбросить ту информацию, которая заинтересует сообщество. Оно уже есть, а нашего продукта еще нет в информационном пространстве этого сообщества. Здесь – самый большой риск. Сообщество должно признать информацию, как свою и тогда она будет распространяться по сети.
Какой должна быть эта информация, чтобы члены сетевого сообщества ее признали?
Во-первых, информация должна быть новой, отличной от той, которая уже есть в сетевом сообществе. Во-вторых, должна быть создана в коде данного сетевого сообщества. В-третьих, содержать возможность ответа. Если вносимая информация не содержит такой возможности, то не произойдет и её распространение по сети.
После проведения информационной инактивизации начинается собственно процесс самопостроения (аутопоэзиса) сообщества. Информация преобразуется в сетевом сообществе. На основе первичного информационного пакета, и под его воздействием, происходит взаимодействие узлов сети, что приводит к динамическим изменениям в сообществе (приход новых и/или отторжение раннее действующих членов сообщества), а также взаимодействие сообщества с иными сетевыми сообществами близкими по мировоззрению, ценностям, идеям.
Чем с большим количеством сообществ происходит взаимодействие, чем более интенсивней информационное взаимодействие, тем выше жизнеспособность самого сообщества. Со временем в сетевом сообществе по тем или иным причинам происходит снижение интенсивности уровня информационного взаимодействия. Не поступает новой информации, постепенно выравнивается информационная насыщенность узлов сети, тем самым пропадает необходимость и возможность во взаимодействии. Происходит угасание и распад сетевого сообщества.
Процессы аутопоэтического жизненного цикла сетевого сообщества не прерываются. Люди, составляющие это сообщество, одновременно входят в массу иных сетевых сообществ, они остаются такими как были, просто именно это сообщество перестало их удовлетворять, и они вошли в иные сетевые сообщества на месте старого сообщества образуются новые.
Сетевое взаимодействие в большей степени происходит в виртуальной локации социального пространства, в связи с простотой и доступностью сети Интернет для большинства членов современного общества. Говоря о сетевых сообществах, рассматриваем их деятельность, прежде всего в сети Интернет, а точнее в специальных сервисах для межличностностного и межгруппового взаимодействия – социальных сетях.