Ћекции.ќрг

ѕоиск:


”стал с поисками информации? ћы тебе поможем!

—офийна€ лини€: экзистенциализм и персонализм




 

¬первые термин УэкзистенциализмФ по€вилс€ в конце 20-х годов 20-го века. Ќа русский €зык его можно перевести как Уучение о существованииФ или Уфилософи€ существовани€Ф. ќднако здесь имеетс€ в виду не любое существование, а существование человека, поскольку именно человек и составл€ет средоточие, единственный предмет этой философии. ѕри этом весь мир рассматриваетс€ в св€зи с существованием человека, сквозь призму его сознани€. Ёкзистенциализм поэтому весьма близок к субъективизму, его не интересует мир сам по себе, ему интерес мир таким, каким он воспринимаетс€ человеком, будь это мир внешний или мир внутренний.[59]

¬едущими представител€ми экзистенциализма в √ермании были  арл ясперс (1901 - 1976) и ћартин ’айдеггер (1889 - 1977), во ‘ранции Ч ∆ан-ѕоль —артр (1905 -1980) и јльбер  амю (1913 - 1960). —реди русских философов наиболее близки к экзистенциализму были Ќиколай Ѕерд€ев (1874 - 1947) и Ћев Ўестов (1888 - 1938).

—ледует отметить, что идеи и пон€ти€, созвучные экзистенциализму, существовали в философии и раньше. »х, например, можно без труда отыскать в философии Ѕлеза ѕаскал€ (1632 -1671), ‘ридриха Ќицше (1844 - 1900), —ерЄна  иркегора (1813 - 1855). ѕоследний оказал на становление экзистенциалистской философии наиболее сильное вли€ние, его справедливо считают Удуховным отцомФ экзистенциализма.

¬ центре внимани€ философов-экзистенциалистов наход€тс€ наиболее острые, сущностные, смысло-жизненные вопросы человеческого существовани€, к числу которых можно отнести УвинуФ и УответственностьФ, УсвободуФ и Уэкзистенциальный выборФ, УсмертьФ и Уотча€ниеФ, УодиночествоФ и УзаброшенностьФ, УлюбовьФ и Уабсурд жизниФ. Ёти проблемы рассматриваютс€ экзистенциалистами в качестве важнейших проблем философии.

ѕричудливые и запутанные категориальные построени€ экзистенциалистов (таков, например, фундаментальный трактат ∆.-ѕ. —артра УЅытие и ничтоФ, отличающийс€ крайней сложностью €зыка) свободно воплощались в художественной прозе (роман —артра У“ошнотаФ, романы ј. амю УѕостороннийФ, У„умаФ), драматургии (пьесы —артра УћухиФ, Уƒь€вол и господь богФ), попул€рных философских эссе ( УЁкзистенциализм Ч это гуманизмФ —артра, Ућиф о —изифе, или эссе об абсурдеФ  амю). Ќеудивительно, что к середине 40-х годов 20-го века экзистенциализм стал очень попул€рен (особенно во ‘ранции), быть (точнее, именовать себ€) УэкзистенциалистомФ стало даже модным.

ѕопул€рность экзистенциализма именно в это врем€ св€зана с тем, что именно Уфилософи€ существовани€Ф наиболее глубоко и полно отразила трагическую эпоху, эпоху двух мировых войн, предельно обнаживших хрупкость человеческого быти€ в мире.

ќсновные положени€ экзистенциализма состо€т в следующем:

1. У—уществование предшествует сущности (человека)Ф. —огласно —артру, Уесть по крайней мере одно бытие, у которого существование предшествует сущности... и этим бытием €вл€етс€ человекФ. УЁто означает, что человек сначала существует, встречаетс€, по€вл€етс€ в мире, и только потом он определ€етс€Ф.[60] ѕоскольку человек первоначально из себ€ ничего не представл€ет, то нет и никакой природы человека. „еловек становитс€ человеком лишь впоследствии, но становитс€ он таким, Укаким он сделает себ€ самФ[61].

2. „еловек обладает абсолютной свободой и абсолютной ответственностью. Ёто положение вытекает из предыдущего: поскольку человек делает себ€ сам, постольку он несет полную ответственность за свое существование. ћы выбираем себ€ совершенно свободно, в этом выборе нам не на что оперетьс€, поэтому экзистенциалисты утверждают, что Учеловек заброшенФ[62]. „еловек Уосужден быть свободнымФ[63], он отвечает за всЄ, что с ним происходит, в том числе за свои страсти. Ќичто и никто не может оправдать человека: ни состо€ние болезни, ни состо€ние обморока не могут €витьс€ оправданием поступков, поскольку сам человек выбирает свои состо€ни€.

3. У„еловек Ч это тревогаФ.[64] “ревога рассматриваетс€ в экзистенциализме как неизбежный спутник, атрибут человеческого быти€. „еловек не может не испытывать тревоги, поскольку выбира€ за себ€, он одновременно выбирает и за других, он выбирает не только свое собственное бытие, но также €вл€етс€ законодателем, утверждающим ценность своего выбора дл€ всего человечества. ќдним словом, экзистенциалисты возлагают на личность груз ответственности за всЄ человечество, от чего человек просто не может не тревожитьс€.

4. У„еловек есть совокупность своих поступковФ[65]. Ёкзистенциализм исходит из того, что Учеловек существует лишь настолько, насколько сам себ€ осуществл€ет.Ф... в счЄт идет только реальность, мечты, ожидани€ и надежды позвол€ют определить человека лишь как обманчивый сон, как рухнувшие надежды, как напрасные ожидани€, то есть определить его отрицательно, а не положительно.Ф[66]

5. У„тобы получить какую-либо истину о себе, € должен пройти через другогоФ.[67] ѕоскольку исходным пунктом экзистенциализма €вл€етс€ субъективность человека, картезианское cogito, постольку существует опасность превращени€ экзистенциализма в субъективный идеализм, в солипсизм. „тобы избежать этого, постулируетс€ необходимость быти€ другого человека (именно постулируетс€, а не выводитс€!). У¬ противоположность философии ƒекарта, в противоположность философии  анта, через У€ мыслюФ мы постигаем себ€ перед лицом другого, и другой так же достоверен дл€ нас, как мы сами.Ф[68] Ќесмотр€ на то, что из декартовского cogito никак логически не вывести достоверность быти€ другого ( поэтому —артр, дела€ такой вывод, поступает здесь нечестно, нарушает логику, прибега€ к уловке), сама иде€ о том, что лишь через другого мы можем познать себ€ (можно сказать, смотр€сь в другого как в зеркало) представл€етс€ значимой и сущностно верной.

6. ѕереживание Ч окно в подлинный мир. ѕримыка€ к философскому иррационализму, экзистенциализм, хот€ и не отбрасывает разум, тем не менее полагает, что именно чувства позвол€ют нам пон€ть самих себ€, свою глубинную сущность или самость.

7. ѕодлинна€ сущность человека открываетс€ в пограничных ситуаци€х. ѕогранична€ ситуаци€ Ч это ситуаци€ экзистенциального выбора, возникающа€ перед лицом угрозы смерти, на границе смерти и жизни, когда человек испытывает отча€ние, страх, тревогу или одиночество. »менно в такие моменты жизни человек сталкиваетс€ со своей самостью, может познать еЄ.



Ќесмотр€ на то, что сегодн€ экзистенциализм как направление в философии уже не существует, что нет выдающихс€ философов-экзистенциалистов, даже ∆ан-ѕоль —артр в начале 60-х годов перешел от экзистенциализма к марксизму, несмотр€ на всЄ это, экзистенциализм далеко не умер, его идеи продолжают жить и приносить пользу люд€м. ѕрежде всего, речь идЄт о психотерапии, значительна€ часть направлений которой базируетс€ на экзистенциалистских принципах, описанных выше.   числу таких направлений можно без сомнени€ отнести не только экзистенциальный психоанализ и экзистенциальную психотерапию, но и логотерапию ¬иктора ‘ранкла, личностно-ориентированную терапию  арла –оджерса, гештальт-терапию ‘рица ѕерлза и др.

Ќапример, главный, основной вопрос, который задают гештальт-терапевты своим клиентам звучит так: У„то ты чувствуешь?Ф (реализаци€ принципа главенства переживани€ над разумом), полага€, что человек сам ответственен за всЄ, что с ним происходит, они не спрашивают: Уѕочему тебе плохо?Ф, но спрашивают У«ачем ты себе делаешь плохо?Ф, У«ачем ты себ€ обижаешь?Ф, У«ачем ты себ€ винишь?Ф и т. п. ¬с€ группова€ психотерапи€ опираетс€ на принцип обратной св€зи, аналогичный положению о Узначимости другогоФ. ќбратна€ св€зь Ч это то, что говор€т другие в ответ на мои чувства, которые € выражаю в ходе сеанса терапии. Ѕлагодар€ обратной св€зи человек начинает лучше понимать себ€, узнавать свои ранее неведомые стороны, принимать себ€, свои чувства и мысли.

ќдним словом, экзистенциализм из академической философии превратилс€ в подлинно жизненную философии, способную помочь многим люд€м в их трудных странстви€х по жизни.

 

 

—ј–“– (Sartre) ∆ан ѕоль (1905-80), французский писатель, философ и публицист, глава французского экзистенциализма. ”частник ƒвижени€ —опротивлени€. ѕод вли€нием Ё. √уссерл€ и ћ. ’айдеггера построил Ђфеноменологическую онтологиюї, в основе которой Ч противопоставление объективности и субъективности, свободы и необходимости (ЂЅытие и ничтої, 1943); пыталс€ дополнить марксизм экзистенциальной антропологией (Ђ ритика диалектического разумаї, 1960). ќсновные темы художественных произведений: одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность быти€. Ќезавершенна€ тетралоги€ Ђƒороги свободыї (1945 Ч 1949), пьесы-притчи Ђћухиї (1943), Ђƒь€вол и господь Ѕогї (1951) и др. ¬ конце 1960-х гг. выступил как идеолог леворадикального экстремизма. ¬ 1964 —артру присуждена Ќобелевска€ преми€ по литературе, от которой он отказалс€.

 

 

 јћё (Camus) јльбер (1913-60), французский писатель и мыслитель-экзистенциалист. ”частник ƒвижени€ —опротивлени€. ¬ повести Ђѕостороннийї (1942) тема Ђабсурдностиї жизни, раскрываема€ в потоке сознани€ внутренне опустошенного геро€ ( повесть под названием ЂЌезнакомецї была блест€ще переведена на русский €зык √. ¬. јдамовичем ). ¬ романе-притче Ђ„умаї (1947; антифашистский, антитоталитаристский) высшее мужество человека Ч в борьбе с бессмысленностью быти€. ¬ философской книге Ђћиф о —изифеї (1942), ЂЅунтующий человекї (1951), пьесах (Ђ алигулаї, 1944) утверждаетс€ свобода нравственного выбора. ѕовесть Ђѕадениеї (1956). ѕублицистика: Ђ«лободневные заметкиї (книги 1-3, 1950-58). Ќобелевска€ преми€ (1957). ѕогиб в автомобильной катастрофе.

* * *

 јћШё (Camus) јльбер (7 но€бр€ 1913, ћондови, јлжир Ч 4 €нвар€ 1960, близ ¬ильблевена, ‘ранци€), французский писатель, мыслитель-экзистенциалист; лауреат Ќобелевской премии по литературе (1957).

“ревожна€ молодость

ќтец јльбера был сельскохоз€йственным рабочим, уроженцем Ёльзаса. ќбосновавшись во французской колонии јлжир, он женилс€ на девушке испанского происхождени€, котора€ родила ему двух сыновей. ѕосле его гибели в битве при ћарне семь€ сильно бедствовала. ¬оспоминани€ о проведенном в нужде детстве отразились в первых книгах  амю Ч сборниках лирических очерков Ђ»знанка и лицої (1937) и ЂЅракосочетани€ї (1939). ¬ судьбе будущего писател€ большую роль сыграла болезнь: до 1930, когда у него был обнаружен туберкулез, он вел активный образ жизни и был за€длым спортсменом. ѕоступив на философский факультет јлжирского университета (1933-1936),  амю начал сотрудничать в газетах левого направлени€, а в 1936 организовал передвижной Ђ“еатр дю “равайї (Ђ“еатр “рудаї), в котором выступал как актер и режиссер. ¬ 1935-1937  амю состо€л во ‘ранцузской коммунистической партии, откуда вышел в св€зи с несогласием с политикой  оминтерна. Ѕольшое значение дл€ формировани€ молодого литератора имел так называемый Ђсредиземноморский мифї Ч программа возрождени€ естественного человека, Ђ€зычникаї и Ђварвараї, отвергающего мертвую цивилизацию Ђпромозглойї ≈вропы.

√ерой и философ

¬ 1940 писатель переехал во ‘ранцию и в годы немецкой оккупации стал сотрудником подпольной газеты Ђ омбаї, которую после освобождени€ возглавил (до 1947). »менно в этой газете в 1943 по€вились знаменитые Ђѕисьма немецкому другуї, проникнутые пафосом утверждени€ извечных нравственных ценностей Ч разума, истины, справедливости, чести. ¬ 1950-е годы  амю стремилс€ дистанцироватьс€ от любых Ђпартийныхї пристрастий, что привело, в частности, к полемике и ссоре с одним из виднейших представителей французского экзистенциализма Ч ∆. ѕ. —артром.

јбсурдистский этап

 амю выдел€л в своем творчестве три этапа, которые назвал Ђкругамиї. ¬ первый из них Ч Ђ руг јбсурдаї Ч он включил роман Ђѕостороннийї (1942), философское эссе Ђћиф о —изифеї (1942), пьесы ЂЌедоразумениеї (1944) и Ђ алигулаї (1944). ‘илософскую основу этих произведений составл€ет экзистенциалистское утверждение абсурдности быти€ и непознаваемости мира. ѕервоначально  амю исповедовал концепцию Ђромантического экзистенциализмаї, которую выразил в формуле Ђабсурд царит, спасает любовьї. √ероем абсурда стал дл€  амю легендарный —изиф, сознающий, что труд его бесцелен, но доблестно исполн€ющий свое предназначение. ¬ романе Ђѕостороннийї центральный персонаж пытаетс€ создать дл€ себ€ некий оазис непосредственно-чувственного существовани€, где человек остаетс€ наедине с природой и своими инстинктами. Ёто приводит к бессмысленному убийству, суду и казни, которую преступник считает несправедливой: с его точки зрени€, общество мстит ему скорее за то, что он не плакал на похоронах матери. ¬ драматургии  амю отдавал предпочтение известным сюжетам, стрем€сь вы€вить Ђобщечеловеческуюї значимость каждого конкретного событи€. ¬ основу ЂЌедоразумени€ї положена фольклорна€ ситуаци€: родные не узнают и убивают человека, вернувшегос€ домой после долгого отсутстви€. ЂЌедоразумение в гостиницеї служит в пьесе доказательством трагического одиночества людей: мать и дочь в течение многих лет граб€т богатых посто€льцев, подсыпа€ им снотворное, и очередной жертвой становитс€ их сын и брат. —южет Ђ алигулыї заимствован из Ђ∆изни двенадцати цезарейї —ветони€, где изображен мань€к на троне, повредившийс€ в уме после смерти своей сестры-любовницы и погибший под кинжалами заговорщиков.  амю довольно близко следует за римским историком, но интерпретирует факты иначе.  алигула в пьесе Ч убийца по убеждению. ќсознав неизбежность смерти, он проводит своеобразный Ђпедагогический экспериментї: его подданные должны пон€ть абсурдность удела всех живущих. Ќад сюжетом Ђ алигулыї драматург работал с 1937, называ€ свою пьесу Ђтрагедией счастливого человекаї: в центре внимани€ была лична€ драма императора, а его преступлени€ рассматривались как титанический вызов люд€м и богам. ¬ойна внесла коррективы в этот замысел:  амю переработал пьесу, значительно усилив тему сопротивлени€ тирании.

Ѕунт против зла

ѕроблематика Ђ алигулыї имеет точки соприкосновени€ с Ђ ругом Ѕунтаї (второй этап творчества), куда вошли роман Ђ„умаї (1947), пьесы Ђќсадное положениеї (1948) и Ђѕраведныеї (1949), а также философский трактат ЂЅунтующий человекї (1951). ¬ этих произведени€х главенствующим становитс€ осознание долга перед Ђдругимиї: от констатации бессмысленности существовани€  амю переходит к анализу поведени€ человека, восстающего против зла, универсальным символом которого €вл€етс€ чума. ¬ романе болезнь предстает как бедствие, внезапно постигшее жителей маленького городка ќран в јлжире. ¬ изолированном от мира сообществе раскрываютс€ характеры людей, живущих под угрозой мучительной смерти: одни обретают себ€ в борьбе с болезнью и бесстрашно исполн€ют свой долг, другие думают лишь о собственной выгоде или безвольно покор€ютс€ судьбе. ¬ Ђќсадном положенииї „уму олицетвор€ет унтер-офицер в черном мундире: с помощью секретарши-—мерти он превращает средневековый город в концлагерь новейшего типа. ѕьеса написана по образцу испанских ауто и французских мистерий, отсюда сознательна€ условность времени действи€ и разв€зки: правлению „умы приходит конец, как только находитс€ человек, преодолевший страх перед смертью, и его жертвы достаточно дл€ освобождени€ сограждан. »наче раскрываетс€ тема бунта в последней пьесе  амю. »сторическа€ основа Ђѕраведныхї Ч убийство великого кн€з€ —ерге€ јлександровича, организованное в 1905 группой Ѕ. —авинкова.  амю специально изучал русский терроризм Ч эти материалы он использовал в очерке Ђƒеликатные убийцыї (1948) и в трактате ЂЅунтующий человекї Ч однако в пьесе стремилс€ устранить реальные приметы времени. ѕроблема революционной этики поставлена в плане извечного антагонизма цели и средств: герои Ђѕраведныхї во им€ свободы готовы пос€гнуть на жизнь человека. ¬ыход из противоречи€ драматург находит в позиции центрального персонажа: за жизнь великого кн€з€ он отдает собственную и воспринимает смертный приговор как искупление, поскольку отвергает тиранию Ђреволюционной пользыї, которой можно оправдать любое насилие, бесчестье и даже личную выгоду. ‘илософское осмысление этой коллизии дано в трактате ЂЅунтующий человекї, где  амю четко формулирует, что Ђабсолютное отрицаниеї ведет ко вседозволенности и преступлени€м. ѕротивопоставление Ђбунтаї (изначально присущего человеку) и Ђреволюцииї (опасной утопии, ведущей к новым формам угнетени€) вызвало негодование Ђлевойї критики: наиболее резкие оценки принадлежат —артру, который назвал бывшего друга Ђбуржуаї Ч самое страшное оскорбление дл€ французского интеллектуала тех лет.

Ѕезжалостный самоанализ

  наиболее значительным произведени€м третьего Ђкругаї относ€тс€ роман Ђѕадениеї (1956) и сборник новелл Ђ»згнание и царствої (1957). ¬ романе  амю фактически сводит счеты с экзистенциализмом, показыва€ Ђложного пророкаї, который сначала был вполне уравновешенным мещанином, затем ощутил себ€ Ђабсурдным героемї и пришел к убеждению, что Ђнеба нетї, а на третьей стадии развити€ осознал эгоистическую сущность своей Ђгуманностиї, котора€ служила ему лишь дл€ ублажени€ собственных прихотей. ¬ новеллах  амю сделал попытку примирить потребность в абсолютной свободе с т€жкой необходимостью существовать в реальном мире: его герои Ч одинокие Ђизгнанникиї в жизни Ч устремл€ютс€ к морю и звездам как к вечным символам красоты.

ѕогиб 4 €нвар€ 1960 в автомобильной катастрофе близ ¬ильблевена (‘ранци€), направл€€сь на встречу с актрисой ћарией  азарес.

 

 

я—ѕ≈–— (Jaspers)  арл (1883-1969), немецкий философ, представитель религиозного экзистенциализма, психиатр. ќсновную задачу философии усматривал в раскрытии Ђшифров быти€ї Ч различных выражений трансценденции (непостижимого абсолютного предела быти€ и мышлени€). —оотнесенность экзистенции с трансценденцией прозреваетс€ человеком в т. н. пограничных ситуаци€х (страдание, борьба, смерть). ќсновные труды: Ђ‘илософи€ї (т. 1-3, 1932), Ђ»стоки и цель историиї (1949), Ђ¬еликие философыї (т. 1-2, 1957).

 

 

’ј…ƒ≈√√≈– (Heidegger) ћартин (1889-1976), немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма. –азвил учение о бытии (Ђфундаментальна€ онтологи€ї), в основе которого противопоставление подлинного существовани€ (экзистенции) и мира повседневности, обыденности; постижение смысла быти€ св€зано, по ’айдеггеру, с осознанием бренности человеческого существовани€ (ЂЅытие и врем€ї, 1927). “емы работ позднего ’айдеггера Ч происхождение Ђметафизическогої способа мышлени€, поиск пути к Ђистине быти€ї.

* * *

’ј…ƒ≈√√≈– (Heidegger) ћартин (26 сент€бр€ 1889 Ч 26 ма€ 1976), немецкий мыслитель, оказавший громадное вли€ние на философию 20 в. ≈го направление относ€т к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, против его воли, к экзистенциализму. ¬ философской традиции ’айдеггер опираетс€ на јристотел€ и особенно на ».  анта, становление его как философа проходило в чтении јвгустина, ћ. Ћютера, Ѕ. ѕаскал€, √. ¬. ‘. √егел€, ‘. ¬. Ўеллинга, ‘. Ќицше, —.  ьеркегора, ‘. √ельдерлина, –. ћ. –ильке, ‘. ћ. ƒостоевского. ≈го непосредственные предшественники Ч ‘. Ѕрентано, ¬. ƒильтей, пр€мые учител€ Ч Ё. √уссерль и √. –иккерт; раннему ’айдеггеру ближе всего  . ясперс, –. Ѕультман, ћакс Ўелер, ’анна јрендт.

–анний период

”чилс€ в гуманитарной гимназии, в классическом лицее  онстанца; бакалавр лице€ иезуитов во ‘рейбурге. — 1909 студент богослови€, математики и физики, затем философии во ‘рейбургском университете. ѕосле докторантуры и доцентуры у –иккерта был ассистентом у √уссерл€ (профессора ‘рейбургского университета с 1916), в 1923-28 профессором ћарбургского университета. — 1929, по рекомендации уход€щего в отставку √уссерл€, занимает кафедру философии ‘рейбургского университета. ”же в ранних лекционных курсах ’айдеггер отказываетс€ от расхожего философского инструментари€ Ч пон€тий субъекта, объекта, познани€, духа, материи Ч и проводит феноменологическую Ђдеструкциюї (разбор) схем разума.

ЂЅытие и врем€ї

¬ работе ЂЅытие и врем€ї (1927) ’айдеггер вновь ставит Ђвопрос о бытииї, отодвинутый европейской философией в сферу абстракций, как подлинное дело человеческого существа, Ђприсутстви€ї, открытого быти€ (Dasein). ’айдеггер развертывает анализ исходного Ђбыти€-в-миреї, в которое Ђприсутствиеї оказываетс€ всегда уже Ђброшеної и из которого оно ответно бросает себ€ на свои фактические возможности. ѕрисутствие исходно Ђпонимаетї (разбираетс€) в своем мире, Ђрасположеної (настроено) и имеет дело с целостностью мира в своей Ђзаботеї и в Ђрешимостиї перед лицом смерти как возможности безусловной невозможности быть. Ќеотменима€ временность присутстви€ предстает в Ђэкстазахї его Ђвсегда-уже-бывшестиї (брошенности), актуальности (насто€щего) и способности Ђнастать дл€ себ€ї (будущности). ¬ сущностной временности укоренена историчность, трансцендентным горизонтом которой остаетс€ мир.

ѕосле Ђповоротаї. Ћекционные курсы

¬ начале 1930-х гг. происходит Ђповоротї в философствовании ’айдеггера.   главной своей цели он продолжает идти уже путем осмыслени€ быти€ как истины (алетейи Ч Ђнепотаенностиї) и Ђсобыти€ї, особенно в работе Ђ  философии: о событииї, (1936-38), сопоставимой по значимости с ЂЅытием и временемї, но впервые опубликованной лишь в 1989. ¬округ Ђистинствовани€ї человека в Ђпросвете свободыї движетс€ мысль ’айдеггера в лекционных курсах Ђќ существе человеческой свободыї (1930), ЂЅытие и истинаї (1933-34).

¬ мае 1933 ’айдеггер избран ректором ‘рейбургского университета как человек, который в услови€х прихода к власти нацистов сможет найти способ общени€ с новым режимом, отсто€ть университетскую автономию. –екторство ’айдеггера, ставшее впоследствии предметом придирчивого расследовани€, продолжалось до феврал€ 1934, когда он оставил этот пост. ¬ лекци€х, интерпретирующих пон€ти€ философии Ќицше Ђвол€ к властиї, Ђвечное возвращениеї и др., ’айдеггер исследует €вление Ђнигилизмаї как упущение онтологической разницы между бытием и сущим, ведущее к бездумному покорению планеты в борьбе за мировое господство, в конечном счете к опустошению земли, по плоскости которой активно движетс€ Ђработающий зверьї Ч забывший свою истину человек. ’айдеггер обращаетс€ к поэзии и искусству как Ђхранител€м быти€ї и собеседникам философии. —оздание лекционных курсов (более 50 томов в ѕолном собрании сочинений), прервалось в но€бре 1944, когда как идеологически ненужный режиму он был направлен на рытье окопов, а с приходом французской оккупационной администрации лишен прав преподавани€. ќно отчасти возобновл€етс€ курсом Ђ„то называетс€ мышлением?ї (1951-52) и семинарами по √ераклиту и ѕармениду, √егелю,  анту (отчасти в Ће “оре, ‘ранци€), по феноменологии √уссерл€ (1973).

Ђѕисьмо о гуманизмеї

¬ знаменитом письме французскому другу (∆ану Ѕофре) Ђќ гуманизмеї (1947) ’айдеггер отклон€ет типичное сближение его с экзистенциализмом ∆. ѕ. —артра и ясперса (с последним он по существу разошелс€ уже в рецензии 1919-21 на Ђѕсихологию мировоззренийї). Ёкзистенциалистской замкнутости на человеке ’айдеггер противопоставл€ет внимание к Ђизмерению быти€ї, через которое человек впервые только и узнает свое призвание быть Ђпастухом быти€ї в Ђдоме быти€ї Ч €зыке.

ќтрывки из Ђѕисьма о гуманизмеї ћ. ’айдеггера

‘илософи€ техники и €зыка

¬ докладах Ђ¬згл€д в то, что естьї (Ѕремен, 1949) и Ђ¬ещьї (ћюнхен, 1950) наукотехника, движуща€ сила новоевропейской истории, раскрываетс€ как Ђпоставї, позици€ сплошного Ђисследующего устанавливани€ї сущего дл€ распор€жени€ им. Ђѕоставї правит и субъектом, который вт€гиваетс€ в его систему необходимой составной частью. ѕо мере тотальной организации мира Ђпоставї все вернее минует истину быти€, но тем €снее позвол€ет осмыслить истину как нечто не поддающеес€ установлению. ¬ докладе Ђязыкї (Ѕюлерхеэ, 1950) и в книге Ђѕуть к €зыкуї (1959) слово мысли и поэзии, заслоненное обычным представлением знака как заместител€ вещи, выступает у ’айдеггера как зов мира, ожидающего, чтобы человек Ђсказалї его.

Ќаследие и вли€ние

— 1973 под руководством ’айдеггера начато издание ѕолного собрани€ его сочинений. »здание предполагает свыше 100 томов. ќно должно включить все 100 тыс. рукописных страниц архивов философа, при жизни опубликованных едва ли на 1/5. Ѕиблиографи€ литературы о ’айдеггере насчитывает дес€тки тыс€ч изданий. ќтдельные темы и приемы его мысли развертывают как пр€мые его ученики (’. √. √адамер, ’. јрендт, ∆. Ѕофре), так и отталкивающиес€ от него философы (—артр, ∆. ƒеррида). —овременна€ этика (Ё. Ћевинас, ј. √люксман), политологи€ (–. –орти ), философи€ техники (Ў. Ўирмахер), богословие, в т. ч. православное (’. яннарас), идеологическа€ публицистика пропитаны иде€ми ’айдеггера. ¬есомость его мысли лишь подчеркиваетс€ критикой в его адрес (ясперс, –.  арнап, “. јдорно, √. √расс, ё. ’абермас) и повтор€ющимис€ попытками его развенчани€.

 






ƒата добавлени€: 2015-09-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1186 | Ќарушение авторских прав | »зречени€ дл€ студентов


„итайте также:

ѕоиск на сайте:

–екомендуемый контект:





© 2015-2021 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.