Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Позитивизм: Конт и Спенсер




ПОЗИТИВИЗМ (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. 19 в. О. Контом (ввел самый термин). Различают «классический» позитивизм — Э. Литтре, И. Тэн, Э. Ренан (Франция), Дж. С. Милль, Г. Спенсер (Великобритания), В. В. Лесевич, М. М. Троицкий (Россия); эмпириокритицизм (махизм); современная форма позитивизма — неопозитивизм (см. Аналитическая философия). Оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й пол. 19 в.).

КОНТ (Comte) Огюст (1798-1857), французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познает не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологической, метафизической и позитивной, или научной), определяющих развитие общества. Разработал классификацию наук (по степени уменьшения их абстрактности). Основные сочинения: «Курс позитивной философии» (т. 1-6, 1830-42), «Система позитивной политики» (т. 1-4, 1851-54).

* * *

КОНТ (Comte) Огюст (Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье) (19 января 1798, Монпелье – 5 сентября 1857, Париж), французский философ и социолог, один из основоположников позитивизма.

Жизнь

Родился в семье чиновника, в которой царили роялистские и католические настроения; домашняя атмосфера была полна лицемерия и скопидомства. В 14-летнем возрасте, отрекшись от семейных традиций, провозгласил себя неверующим и республиканцем, что на всю жизнь испортило его отношения с родными. С 1814, после окончания лицея, изучал естественные науки в Политехнической школе. Отличался высокими способностями и мятежным характером. В 1816 был исключен за проявленные свободомыслие и бунтарский нрав, что выразилось в выражении протеста против манеры преподавания одного из преподавателей. Давал частные уроки математики, был журналистом, усиленно занимался самообразованием.

Огромное значение для его идейного и интеллектуального развития имело общение с Сен-Симоном, секретарем которого он был с 1817 по 1824, что стало его «университетами» в области общественных наук. Уже в это время вынашивал честолюбивые замыслы создания трудов, призванных перевернуть науку. Его находящиеся под сильным влиянием сен-симонизма взгляды этого периода были подытожены в работе «План научных трудов, необходимых для реорганизации общества» (1822).

Накопившиеся идейные разногласия, а также столкновение по поводу авторства «Плана» привели к разрыву с Сен-Симоном. От первоначального благоговейного и трепетного отношения к своему наставнику Конт эволюционировал в течение своей жизни к дистанцированию от него и публичному отречению от его взглядов.

В 1826 приступил в частном порядке к чтению излагающих его учение лекций. На их основе издал свое основное сочинение «Курс позитивной философии» (т. 1-6, 1830-42), во время работы над которым придерживался режима «гигиены мозга», воздерживаясь от чтения научной литературы, газет и журналов. С 1832 по 1842 преподавал в Политехнической школе, но, из-за конфликта с ее руководством, покинул ее, что осложнило его материальное положение. Существовал на вспомоществование своих учеников и последователей. Опубликовал «Философский трактат о популярной астрономии» (1844), «Позитивистский календарь» (1849).

Смерть горячо любимой жены Клотильды в 1845 привела его к невменяемому состоянию и побудила начертать проект новой религии, подтолкнула к осмыслению роли женщины в обществе, что сказалось, прежде всего, в «Системе позитивной политики» (т. 1-4, 1851-54). Выпустил «Позитивистский катехизис» (1852), «Призыв к консерваторам» (1855).

В 1848 основал «позитивистское общество», которое должно было стать зародышем позитивистской церкви. Безуспешно обращался с советами к Наполеону III, Николаю I, ордену иезуитов и др.

Не смог закончить работу «Субъективный синтез» (1856), где пытался объединить и осмыслить наиболее значимые результаты идейного развития человечества.

Конту были присущи вера в свою пророческую миссию и восприятие своей научной деятельности как мессианства. Некоторые его современники видели в нем величайшего мыслителя и морально-религиозного реформатора, другие — умалишенного. Имел мрачный нрав, был эгоцентричен, его обвиняли в неблагодарности.

Умер от рака.

«Позитивная философия»

Испытал влияние Декарта, Бэкона, Галилея, Юма, Монтескье, Канта, А. Смита, Ж. де Местра и др. В отношении идей Кондорсе, Тюрго и особенно Сен-Симона следует говорить о серьезных концептуальных заимствованиях. Сам Конт признавался, что «занимался исключительно систематизацией, развитием и совершенствованием» научных идей Сен-Симона. Система «позитивной (положительной) философии», выстроенная им, энциклопедична.

Любые положения, которые не поддаются точному сопоставлению с фактами, являются «тщетными и бесплодными» и должны быть отброшены. В этой связи постановка вопросов о сущности вещей, первопричинах явлений, что характерно для «теологии» и «метафизики», «безусловно недопустима и бессмысленна». Отвергал позиции материализма и идеализма, теизма и атеизма, фатализма и волюнтаризма, эмпиризма и мистицизма и т. д. Выступил за радикальное отделение науки от «теологии и метафизики» и последовательную эмансипацию от них всех сфер общества.

Свою систему назвал «позитивной» или «положительной философией» и нацелил ее на объективное, реальное, полезное, достоверное, точное, положительное знание в противоположность химерическому, бесполезному, сомнительному и отрицательному. Ее задачей является описание опытных данных и их систематизация, выявление законов, управляющих явлениями и способствующих рациональному предвидению, познание феноменов, а не сущностей. Вопрос «как?» вытесняет вопрос «почему?». Это придавало контизму агностическую окраску. Полагал, что «позитивное» знание есть обобщенный и систематизированный здравый смысл.

Философия, согласно Конту, не имеет своего предмета и метода и должна быть коренным образом перестроена, отбросив «метафизическое» содержание (в частности, упразднить онтологию и отказаться от многих проблем гносеологии) и сведя свои функции до систематизации знаний, поставляемых конкретными науками и реализации их единства.

Выдвинул «закон трех стадий», согласно которому каждая отрасль знания, человечество в целом и всякий индивид проходят в своем поступательном развитии три стадии развития – «теологическую, или фиктивную, «метафизическую, или абстрактную» и «позитивную, или реальную».

«Теологическая» и «метафизическая» стадии характеризуются тем, что происходит измышление сверхопытной реальности, обуславливающей мир действительных явлений. «Теологической стадии», подразделяющейся на фазы «фетишизма», «политеизма» и «монотеизма», свойственна антропоморфизация мнимых сверхопытных начал (боги, духи, души, ангелы и т.д.)

При «метафизической стадии» за явлениями бесплодная и необузданная фантазия человека видит абстрактные начала, «сущности» (идеи, материю, субстанции, монады и т. д.), что Конт считал тавтологией.

На увенчивающей и завершающей развитие «позитивной стадии» происходит отказ от догматических тупиков теологии и метафизики, от их надуманных образов и абстракций. Наука приобретает статус относительного знания, асимптотически приближающегося к истине и отвергающего ориетацию на абсолютное. Ее отличительной чертой является «закон постоянного подчинения воображения наблюдению».

Классификация наук

Наряду с «законом трех стадий» считал своим крупнейшим достижением предложенную им классификацию наук. Построил иерархию наук по объективному основанию – согласно предмету, расположив их в логической и исторической последовательности в соответствии с «убывающей общностью и независимостью» и возрастающей «сложностью» предмета изучения: математика, астрономия, физика, химия, физиология (биология), «социальная физика» (социология). Науки достигают «позитивной стадии» в порядке их классификации.

Считая естественные науки эталоном, полагал необходимым реформирование общественных, гуманитарных наук по их подобию. Отказал в праве на самостоятельное существование истории, писхологии, политической экономии и др.

Социология

Является родоначальником этой науки в современном ее понимании, ввел термин «социология». Считая общество наиболее сложным предметом изучения, рекомендовал использование наблюдения, эксперимента, сравнительного и исторического методов.

Рассматривал общество как органическую целостность, считая индивида абстрактным понятием и предпочитая оперировать категориями «человечество», «эпоха» и «цивилизация». По Конту, в основе общественной жизни лежит эгоизм индивидов, который обуздывается государством, выступающим органом социальной солидарности и проповедующим альтруизм.

Разделил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику». Первая изучает условия существования и законы функционирования социальных систем в соответствии с уровнем достигнутой цивилизации, вторая — прогресса общества в соответствии с «законом трех стадий».

Кредо позитивистской социологии — «порядок и прогресс». Порядок означает стабильность фундаментальных принципов общественной жизни и приверженность большинства членов общества сходным взглядам. Основными элементами общества считал семью, кооперацию, базирующуюся на специализации, и государство.

Рассматривал прогресс как закон общественной эволюции; его движущую силу видел в умственном и духовном развитии. Второстепенные факторы прогресса – материальная жизнь, климат, раса, народонаселение и т. д. «Теологической» стадии соответствуют древность и раннее средневековье (до 1300), «метафизической» – период до 1800, «позитивистская» начинается с 1800, когда на смену теологическому и военному приходит индустриальный строй.

Общественный идеал

Считал, что основные коллизии современности связаны с противоборством «теологии и метафизики» и соответствующих им политических направлений. Социология же создает научные основы для «позитивной политики» и выхода из тупика, в котором пребывает, согласно Конту, Европа.

Полагал необходимым для решения всех проблем современности реорганизацию общества на позитивистских началах, моральное реформирование человечества, достижение его духовного единения, всеобщей любви и братания, растворение индивида в обществе. В качестве орудия преобразований рассматривал учреждение позитивистской церкви с резиденцией в Париже, исповедующей культ «Верховного Существа», под которым понималось человечество в единстве его былых и живущих поколений. Человек переживает при жизни «объективное» существование, а после смерти – «субъективное», связанное с результатами деятельности и памятью потомков. Позитивистская церковь устаналивает духовную диктатуру наподобие католической в средневековье. Первоосвященником нового культа считал себя и разрабатывал его детали (обряды рождения, инициации, отцовства, братства, бракосочетания и т.д.), «крестил» и «женил» своих последователей. Предложил календарь позитивистских святых.

В новом обществе устанавливается двоевластие: духовная принадлежит позитивистски настроенным философам, ученым и артистам, которые должны стать своего рода священнослужителями новой церкви, а светская власть – предпринимателям. Выступал за общественную иерархию, порядок и стабильность, строгую регламентацию поведения каждого члена общества, считал повиновение государству священным долгом человека.

Социальной силой, призванной осуществить преобразования, считал пролетариат, превосходящий все другие социальные слои морально-интеллектуальными качествами и «социальным чувством»; рекомендовал «союз между философами и пролетариями».

Мировоззрение Конта было консервативно окрашено, помимо признания незыблемости частной собственности боготворил семью, считая ее основной ячейкой общества. Был противником демократии, революции (анархии) и классовой борьбы. Отвергал либерализм как генератор эгоизма и низменных инстинктов, считал «коммунизм» противоречащим законам социологии учением.

СПЕНСЕР (Spencer) Герберт (1820-1903), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма.

Предлагал рассматривать общество как организм, подобный животному организму, со своей структурой и институтами, регулирующими его деятельность. Будучи сторонником эволюционизма, полагал, что обществу присуще то же развитие, что и животному миру. В то же время Спенсер не полностью отождествлял общество и живой организм, отмечая различия между ними. Разделял все человеческие общества на два типа - военное и индустриальное. Первому присущи сильный централизованный контроль, строгая дисциплина, иерархическая организация власти, совместная деятельность по обороне и завоеванию новых территорий; второму - политическая свобода, преобладание промышленности и торговли, мирная деятельность. В этике — сторонник утилитаризма. Внес значительный вклад в изучение первобытной культуры. Основное сочинение — «Система синтетической философии» (1862-96).

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-09-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 6520 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2466 - | 2150 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.