Натурфилософское направление ориентировалось на изучение природы, раскрытие её тайн. При этом мыслители судили о природе не столько исходя из опыта, сколько на основе размышления. С другой стороны, в ренессансной натурфилософии эклектически соединяется рациональное и мистическое: устремление к открытию природных законов сочетается с мистически-религиозным отношением к ней. Видные представители этого течения: Бернардино Телезио (1509-88), основавший в Неаполе академию для опытного изучения природы – одно из первых в Европе естественнонаучных обществ; Франческо Патрици (1529-97), неоплатоник, автор «Новой философии универсума», в которой развивал учение о мире как становящейся бесконечности, одушевленной и упорядоченной; Якоб Бёме (1575 – 1624), немецкий философ-мистик, разработавший сложнейшую космогоническую систему, в которой природа рассматривалась как истинная наставница человека.
К этому же течению мысли принадлежал известный немецкий естествоиспытатель и врач Парацельс (1493-1541). В отличие от вышеназванных мыслителей, он не только размышлял о природе, но и огромное внимание уделял её опытному исследованию, в частности, способствовал внедрению химических препаратов в медицину, считается основателем ятрохимии. Парацельс много странствовал по городам и землям Священной Римской империи и Швейцарии, писал, проповедовал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения.
Парацельс исходил из идеи единства мироздания, тесной связи и родства человека и мира, человека и Бога. Он именовал человека не только «микрокосмом», малым миром, который заключает в себе свойства и природу всех вещей, но и «квинтэссенцией», или пятой, истинной сущностью мира.
Расцвета и наиболее полного воплощения ренессансная натурфилософия достигает в творчестве Джордано Бруно (1548 – 1600). Основная заслуга Бруно – раскрытие философского значения коперниканства.
Целью философии Бруно считал исследование тайн природы и установление природных законов. Основная идея Бруно – пантеизм – учение о тождестве Бога и природы, Бога и Вселенной. Из пантеизма Бруно логично вытекали его панпсихизм (или гилозоизм) – учение о всеобщей одушевленности материи.
Новаторство Бруно проявилось, прежде всего, в понимании Вселенной. Согласно Бруно, во Вселенной нет выделенных мест, нет деления на небесный и подлунный миры, нет никакого и трансцендентного мира с ангелами или демонами. Бруно впервые выдвинул идею о вечности и бесконечности Вселенной, о её однородности и изотропности, о бесчисленном множестве иных миров. Также впервые Бруно предположил, что звезды не есть особые тела, прикрепленные к небесной сфере, а такие же солнца, как и наше, и вокруг них есть планеты, некоторые из которых обитаемы.
Естественнонаучное направление, в отличие от натурфилософии, обожествлявшей и поэтизировавшей природу, подходило к последней более прагматично, стараясь найти в ней строгие законы на основе приложения математических и экспериментальных методов. Именно в русле этого направления и зародилось новоевропейское естествознание. Наиболее видные представителями, прославившимися своими фундаментальными научными открытиями, следует признать Николая Коперника, Иоганна Кеплера и Галилео Галилея.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:
1. Познание природы в эпоху Возрождения осуществлялось параллельно в рамках двух направлений – натурфилософского и естественнонаучного.
2. Натурфилософское направление ориентировалось на раскрытие тайн природы, сочетало в себе рациональное и мистическое, в ней устремление к открытию природных законов сочетается с мистически-религиозным отношением к ней, тогда как естественнонаучное направление стремилось ко всецело рационально-опытному познанию мира, используя строгие методы и аппарат математики.
3. Естественнонаучное направление представлено Коперником, Кеплером, Галилеем, именно в рамках этого направления формировалась современная научная картина мира, закладывались основы экспериментального естествознания.