Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ћогика как наука




 

—лово "логика" дл€ обозначени€ науки о мышлении, о формах и законах его, ввел в самом начале III в. до н.э. основатель стоического направлени€ в философии - «енон из г.  итиона, что на  ипре (ок. 336Ч 264 гг. до н.э.)  ак известно, јристотель (384--322 гг. до н. э.), подлинный создатель логики как науки, пользовалс€ дл€ ее обозначени€ словом Ђаналитикаї. —корее всего, слово Ђлогикаї происходит от древнегреческого Ђлогосї, которое еще тогда представл€ло собой крайне многозначное выражение, €вл€ющеес€ основополагающим дл€ философских взгл€дов многих античных философов. ћногозначность логоса отразилась и на значении слова Ђлогикаї. ЂЋогосї Ч это и пон€тие, слово, мысль, разум, иде€, принцип, закон, пор€док и пр.

¬ русском €зыке слово Ђлогикаї используетс€ дл€ обозначени€:

а) необходимой, закономерной св€зи предметов и событий в окружающем мире, св€зи последующего с предыдущим (логика вещей, логика событий, логика действительности, физическа€, предметна€, причинно-следственна€ логика, объективна€ логика и т. п.);

б) столь же закономерно взаимосв€занного, последовательного рассужде≠ни€, размышлени€ (логика рассуждени€ »ванова, ѕетрова или —идорова, Ђжелезна€ логикаї, субъективна€ логика и т. п.);

в) науки о формах и законах мысли.

¬ первом своем значении слово Ђлогикаї входит составной частью в название многих наук (физиологи€, биологи€, психологи€, геологи€ и др.), чем и подчеркиваетс€, что они исследуют законы, необходимые свойства и св€зи предметного, естественного мира. ћы будем вести речь в основном не об этой логике, а о логике в последнем значении этого слова Ч о логике как науке. Ќо поп€тно, что наука о мышлении не может не отражатьс€ на логике самого рас≠суждени€ об этой науке, т.е. на логике во втором значении этого слова, поэтому два последних значени€ слова "логика" будут встречатьс€ довольно часто.

Ћогика как одна из наук о мышлении, философски окрашенна€ наука. Ёто -- наука о структуре форм мысли, о простейших мыслительных методах, о законах св€зи форм мысли между собой, а также и об ошибках, возможных при нарушении этих законов.

¬ отличие от других наук, изучающих мышление, логика изучает особенности, свойства форм мысли, отвлека€сь при этом от того конкретного содержани€, которое могут нести эти формы мысли; она изучает их со стороны строени€, структуры, т. е. внутренней закономерной св€зи составл€ющих форму мысли элементов.

≈сли психологи€ иссле≠дует особенности мышлени€ в процессе развити€ человека, в процессе его обучени€, воспитани€, труда; если она исследует мышление групп, классов, наций; исследует услови€ нормального развити€ мышлени€, вли€ние на мышление других сторон психики; изучает мышление детей, взрослых, стариков и пр., то формальна€ логика выдел€ет в мышлении лишь структуру мыслительных форм и исследует их как общечеловеческие, одинаковые дл€ всех, безотносительно к национальности, классам, возрасту или историческому процессу. ћышление - лишь одна из сторон психической де€тельности человека.

≈сли физиологи€ высшей нервной де€тельности изучает мышление со стороны материального механизма де€тельности мозга человека, т. е. механизма, лежащего в основе мыслительных процессов, не затрагива€ мыслей самих по себе, то формальна€ логика, наоборот, отвлека€сь от материальных механизмов, интересуетс€ лишь мыслью как таковой, мыслью самой по себе, ее строением и св€з€ми.

 онечно, и кибернетика, как обща€ наука об управлении, моделиру€ техническими средствами мыслительные процессы, тем самым св€зана с мышлением, однако и без особых усилий достаточно очевидно ее отличие от формальной логики.

≈сли теори€ познани€ (гносеологи€), да и диалектика (диалектическа€ логика), как раздел философии, конечно же, включает в свой предмет и логическую проблематику, то только как уже данное, формальной логикой подготовленное: ибо и гносеологи€, и диалектика одинаково пользуютс€ формами и законами мысли дл€ исследовани€ процесса мышлени€, его исторического формировани€, его развити€; они затрагивают формы мысли, рассматрива€ их роль, динамику и диалектику в процессе познани€ и де€тельности. ‘ормальна€ же логика отвлекаетс€ от истории развити€ форм мысли и изучает лишь законы их внутреннего строени€, законы св€зи их между собой. » хот€ эти формы (прежде всего пон€ти€) исторически могут существенно мен€ть свое содержание, дл€ логики они, как определенным образом структурированные формы, остаютс€ неизменными, посто€нными, ставшими на все времена. “ак, и дл€ периода античности, и дл€ нашего времени пон€тие есть жестко определенна€, структурированна€ на объем и содержание, неизменна€ по этому показателю форма мысли. Ќеизменна€ не по содержанию, а по своей конструкции, строению, структуре. —одержание пон€тий исторически мен€лось и мен€лось в зависимости от уровн€ развити€ науки и культуры зачастую до противоположности, например, пон€тие Ђсхоластї, Ђсофистї, Ђметафизикї и пр.

ћысли сами по себе, вне головы человека не существуют, их не встретить в вещественном виде в окружающей природе, да и в голове человека мыслей самих по себе не найти, потому что мысли - лишь свойство особым образом организованной материи (серого вещества мозга). ћысли - невещественный продукт этой материи, а также и продукт человеческих отношений, продукт социальный. ¬не головы мысли воплощаютс€, наход€т материальное выражение не только в словах (речи, €зыке), но и в продуктах человеческого труда, всей человеческой де€тельности. ѕоэтому изучение мышлени€ предполагает исследование не только соотношение мыслей и €зыка, но и соотношение с предметной действительностью, с практикой, де€тельностью. ќднако, эта проблематика выходит за рамки предмета логики. Ћогика все эти соотношени€ не изучает, их изучает философи€, точнее -- теори€ познани€ и другие науки. ѕредмет же логики -- структура форм мысли и законы св€зи мыслей между собой.

Ћюба€ наука должна иметь собственный предмет исследовани€ и этот предмет не должен дублироватьс€ предметами других наук.  ажда€ наука должна иметь собственную методологию, свои цели и задачи, свою структуру и свое определенное место в системе наук, свое значение. »з предложенного сопоставлени€ наук специфика предмета логики достаточно очевидна. Ћогика изучает формы мысли как бы существующие сами по себе, независимо и от тех средств (знаковых систем), в которых мысль выражаетс€, и от тех предметов, которые мысленно отражаютс€. Ћогика не отрицает всех этих св€зен, но они не вход€т в предмет науки логики.

¬от эта особенность форм мысли €вл€етс€ одной из самых существенных трудностей, определ€ющих кажущуюс€ оторванность логики от действительности, ее отвлеченный, абстрактный характер, ее непон€тность дл€ начинающих знакомство с нею. —ама€ распространенна€ ошибка среди приступающих к изучению логики Ч отождествление, или подмена мысли самим реальным предметом, который мысль лишь отражает, или словом, в котором мысль лишь выражаетс€. ћысль же сама по себе, в каком бы виде (форме) своей она не про€вл€лась, остаетс€ качественно отличной и от предмета, и от слова.

„то же такое мысль, форма мысли, что такое мышление?

—огласно раздел€емой нами философии, мышление в целом есть способ отражени€ действительности, но не сама эта действительность. „тобы осуществилось отражение, необходимо иметь предмет отражени€, отражающего и способы, средства отражени€. ¬ философии предмет отражени€ назы≠ваетс€ объектом, а отражающий предмет Ч субъектом. —убъект отражает объект посредством присущих ему по природе и посредством сформировавшихс€ в услови€х общества способов: непосредственно, чувственно и опосредованно, мысленно, рационально, или как зачастую говор€т, логическими формами.

„увственные формы предшествуют рациональным и обусловливают их, а рациональные формы, опира€сь на чув≠ственные, диалектически Ђснимаютї их, сохран€€ в себе в свер≠нутом виде их существенные достоинства и свойства. ѕоп€тно, что чувственные формы отражени€ не €вл€ютс€ предметом ло≠гики как науки, однако мы их затрагиваем, чтобы подчеркнуть, что рациональные, логические формы отражени€ генетически и исторически €вл€ютс€ необходимым развитием их.

  чувственным формам отражени€ относ€тс€ ощущени€, вос≠при€ти€ и представлени€, которые, в свою очередь, опираютс€ на еще более простые формы материального отражени€. ѕо≠скольку логика не исследует чувственные формы отражени€, определение этим формам позаимствуем из компетентной в этой области науки Ч из психологии.

ќщущение Ч форма чувственного отражени€, присуща€ жи≠вотной жизни, непосредственно св€занна€ с органами чувств и нервной системой; это отражение отдельных свойств, признаков предметов и €влений окружающего мира, действующих непо≠средственно на органы чувств. Ёто Ч зрительные, звуковые. тактильные, обон€тельные и другие ощущени€. ќпредел€юща€ особенность ощущений Ч отражение отдельных свойств н при≠знаков: только света, только звука, только формы, пространства, только веса, запаха и т.п.

¬оспри€тие Ч более сложна€, чем ощущение, форма чувст≠венного отражени€; отражение с помощью органов чувств пред≠мета или €влени€ в целом, в совокупности его внешних свойств и признаков. Ќапример воспри€тие дома в целом, стола, чело≠века и пр. ¬оспри€тие опираетс€ на многообразие отдельных ощущений, односторонних как раз в силу своей отдельности. ¬оспри€тие формирует их в зрительный или иной чувственный образ, в совокупное единство.

ѕредставление Ч это воспроизведение в голове (в пам€ти) человека образов ранее наблюдавшихс€ предметов и €влений, отсутствующих в момент представлени€ перед органами чувств; либо комбинаци€ их (воображение). “аким образом, представление обладает свойствами, совершенно не свойственнымми ощущени€м и воспри€ти€м, а именно Ч отвлеченность, опосредованность и обобщенность, поскольку представление не в состо€нии воспроизвести ранее наблюдавшеес€ во всем бесконечном многообразии его свойств и признаков. ѕредставление неиз≠бежно упрощает воспроизводимые образы тех или иных объектов, что-то упуска€, другое выдел€€. Ќа уровне представлени€ человеческое сознание может даже комбинировать свойства и признаки разных отражаемых представлением предметов и строить из них фантастические, даже синкретические образы, или предметы (воображать их). ѕредставление - это особа€ форма чувственного отражени€, наход€ща€с€ на границе между чувственным отражением и рациональным.

Ёти свойства, по€вившиес€ на уровне представлени€ как привход€щие, несущественные дл€ природы чувственного отражени€, станов€тс€ са≠мыми определ€ющими, существенными, коренными на уровне рационального отражени€. ѕоэтому мы и считаем, что пред≠ставлением завершаетс€ чувственна€ ступень отражени€, а по≠н€тием, поскольку оно примыкает к представлению, откры≠ваетс€ нова€, рациональна€ ступень отражени€ Ч логическа€.

ѕереход от представлени€ к пон€тию выступает качествен≠ным скачком, ибо представление невозможно без ощущений и воспри€тий, т.е. без непосредственного контакта предмета от≠ражени€ и органов чувств, а пон€тие по природе своей не ну≠ждаетс€ в этом контакте, оно Ч всегда отвлеченное, обобщен≠ное, идеальное отражение. ћысль есть, таким образом, обобщенное, отвлечен≠ное. опосредованное, абстрактное и в силу этого идеальное отражение действительности. ћысль Ч идеальна€ форма отра≠жени€, форма опережающего, активного, де€тельного отражени€.

–ациональна€, или логическа€ ступень отражени€ складываетс€ из таких форм как пон€тие, суждение, умозаключение, иде€, принцип, закон, категори€, проблема, вопрос, доказательство, опровержение, гипотеза, теори€ и т.п., основными свойствами которых €вл€ютс€ опосредованность, отвлеченность (неочевидность), обобщенность, абстрактность, идеальность и прогностичность, предсказательность, так как рациональна€ форма отражени€ выступает опережающей формой отражени€. Ќеочевидна скорость света, закон Ќьютона и другие положени€ науки, но как пон€ти€, как мысли они €сны, осмысленны, пон€тны.

‘ормы чувственного отражени€ исследуютс€ многими науками, но не логикой. ‘ормы рационального отражени€ иссле≠дуютс€ логикой и исследуютс€ ею как особые конструкции, как уже готовое целое, имеющее определенные законы своего внутреннего строени€. Ћогику интересуют формы мысли, а не процесс и истори€ их формировани€; формы мысли как таковые, как идеальные образовани€, с их структурой и закономерност€ми.

»так, подчеркнем еще раз, предметом логики €вл€етс€ не мышление в целом, не исторический процесс его формировани€, развити€, не истори€ мышлени€, не диалектика его, а всего лишь сложившиес€ формы мысли с их свойствами, признаками, элементарными мыслительными методами; внутренние и внешние законы этих форм. Ћогика, исследу€ формы мысли, вы€вл€ет свойства, признаки, законы их самих по себе (законы структуры), законы св€зи мыслей между собой (оп€ть же, это будут законы структуры, правда, более сложных образований из нескольких форм мысли). »сследует логика и простейшие мыслительные методы, лежащие в основе всех остальных, специальных, значительно более сложных, приспособленных к специфике исследуемых предметных областей.

¬ большинстве учебников и учебных пособий по логике анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование обычно рассматриваютс€ как приемы образовани€ пон€тий. ѕредставл€етс€, что это несколько упрощенное, одностороннее толкование. Ќет спора, что как приемы они могут участвовать и в образовании пон€тий, но эти же мысленные процедуры участвуют во всей интеллектуальной де€тельности человека. ќни участвуют и в исследовании самих пон€тий, в исследовании других форм мысли, в исследовании вообще, даже в практической де€тельности. Ђ”же раз≠бивание ореха есть начало анализаї. (ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч. 2-е изд. “. 20. —. 537.) ѕоэтому мы и рассматриваем их как простейшие мыслительные процедуры, как простейшие методы, которые выступают основой более сложных методов интеллектуальной и теоретической де€тельности человека.

ѕеред наукой, высшей школой и обществом в целом в одинаковой степени стоит задача - сформировать де€тельных, активных, широкоэрудированных специалистов-профессионалов в той или иной области, вооружив их последними достижени€ми науки и техники, наиболее совершенными методами и средствами научного и интеллектуального исследовани€; привить им высокую культуру теоретического мышлени€, культуру интеллекта.

ƒостичь последнего можно только при свободном владении мыслительными (интеллектуальными, рациональными, логическими) формами и их закономерными свойствами, их законами. ¬от поэтому и необходимо знание логики как науки, поскольку только она и исследует формы мысли и формулирует их законы.

»гнорирование формальной логики в предшествующие дес€тилети€ нашей советской истории, особенно в 20-40 гг., показало, что ее отсутствие в учебном процессе негативно отразилось на теоретической, мыслительной культуре нашего общества, на его деловой и даже производственной де€тельности. ћногие наши де€тели культуры, науки и техники, в особенности политики и пропагандисты не умеют говорить по существу, говорить и рассуждать последовательно, их определени€ неупор€доченны и даже противоречивы. —уетливость мысли, многословие, непоследовательность, расплывчатость, уклончивость, увлечение частност€ми, эмоциональна€ зависимость, короче, нерациональность - вот наиболее характерные черты мышлени€ этих людей. ¬ыводы их не всегда согласуютс€ с исходными положени€ми, не следуют из них с необходимостью; определени€ страдают неполнотой, нечеткостью, двусмысленностью; доказательства - сумбурностью, громоздкостью, непоследовательностью. ѕо √ете же, ваш ум, нетронутый доныне, логика приучит к дисциплине, Ђчтоб вз€л он направлени€ ось, не разбреда€сь вкривь и вкосьї.

¬ести полемику, аргументированный спор, дискуссию, делать необходимые выводы из исходных мыслей невозможно без знани€ свойств форм мысли, их законов. ѕарадоксальность существующего у нас положени€ заключаетс€ в том, что общество, пыта€сь сформировать гармонически развитого человека, значит человека и с высокой культурой мышлени€, не вооружает этого человека еще в средней школе ни знанием о формах мысли, ни знанием об их законах. ”читыва€, что логика качественно преподаетс€ в довольно ограниченном числе вузов страны, а элементарного курса логики в средних школах нет, поэтому процесс культуризации мышлени€ раст€нетс€ на многие дес€тилети€ и эффект от логики будет незаметен. ѕон€тно, что логика как наука от этого страдает значительно меньше, чем то общество, которое ее не изучает. ѕоскольку мышление - неотъемлемое и отличительное свойство человека разумного, то ему прежде всего и нужно знать, что такое мысль, мышление, каковы его формы, каковы законы, которым мысль подчин€етс€. Ѕолее того, это необходимо не только знать, но и свободно этим знанием пользоватьс€, владеть. ѕоэтому, логика нужна не только ученым, специалистам высшей школы или высшей квалификации, но и всем люд€м интеллектуального труда, просто всем мысл€щим. ќна нужна им в такой же степени как и грамматика, математика и другие основополагающие дисциплины. ћысл€щий по природе своей об€зан знать, что такое мысль, каким нормам она подчин€етс€, регламентируетс€.

–оль и значение мышлени€ все возрастает, поскольку даже самый плохой архитектор, резонно подчеркивал  . ћаркс, все-таки лучше даже самой хорошей пчелы тем, что прежде, чем что-то строить, он это имеет в своем сознании, в своей голове. ћы строим правовое государство, общество, члены которого сознательно, добровольно подчин€ютс€ общественно-полезным и посему об€зательным дл€ всех без исключени€ законам. ƒл€ этого мы просвещаем общество в правовом и нравственном отношении. јналогично и в мышлении. ќбществу нужны люди не только умеющие оптимально и эффективно пользоватьс€ законами природы, законами общества, техническими законами, но в не меньшей степени и законами мысли, законами мышлени€. «нание их становитс€ в наше врем€ просто необходимыми, ибо знание - сила, а закон - самый веский из аргументов.

ѕрофессиональный долг логиков - распространение и пропаганда логических знаний, поскольку только обща€ логическа€ грамотность может определить качественные сдвиги в мыслительной интеллектуальной сфере, а опосредованно и в сфере экономики, политики, права.  онечно, процесс этот длителен и не следует ожидать, что сразу же после изучени€ логики эти изменени€ и начнутс€. Ёти изменени€ не начнутс€ и тогда, когда большинство овладеет логикой, скорее всего они начнутс€, когда все общество в целом достаточно свободно будет владеть логикой, только тогда оно сможет использовать ее достижени€ в своей повседневной интеллектуальной, де€тельной практике.

—оциальные процессы обладают существенными отличительными особенност€ми по сравнению с техническими, они, как правило, инерционны, консервативны. ƒаже при резком свершении чего-либо (переворот, революци€ и т.п.), все равно в обществе будут определенное врем€ происходить процессы старого, а новому еще понадоб€тс€ недюжинные усили€ дл€ преодолени€ старого, даже отжившего, дл€ вы€влени€ превосходства над ним.  онсерватизм обыденного, свободного, раскованного "потока сознани€" долго еще будет преодолеватьс€ упор€доченным, нормативным, строгим мышлением.

¬ предлагаемый учебник логики включено традиционное дл€ этой науки содержание. —труктура этого содержани€ строитс€ в соответствии с отмеченными особенност€ми, присущими пониманию логичности. Ёто, во-первых, движение от простого к сложному. ¬о-вторых, движение от общих (принципиальных) положений, законов к конкретизации их. ¬-третих, алгоритмическое изложение логического учени€ о каждой форме мысли.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2057 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

496 - | 460 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.02 с.