Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕростейшие методы мыслительной де€тельности




 

≈сли принципы выполн€ют роль фундамента, основы здани€ науки, то методы - роль инструментари€, роль средств строительства этого здани€. »ми необходимо владеть раньше, чем собственно содержанием самой науки.

ќсвеща€ простейшие (элементарные) методы мыслительной де€тельности, €в≠л€ющиес€ основой остальных, более сложных методов, по≠рой, казалось бы, совершенно отличных от этих простых, логика выполн€ет свою пропедевтическую (методологическую) функции по отношению к мысл€щим, по отношению к другим наукам, вооружа€ их знани€ми особенностей этих мыслительных средств. Ћогика не исследует все научные методы, в ее предмет вход€т основные, элементарные: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и др.

¬ большинстве учебников и учебных пособий по логике, как правило, анализ, синтез и дру≠гие методы рассматриваютс€ в качестве логических приемов образовани€ пон€тий. Ќа наш взгл€д, представл€ть эти методы только как приемы образовани€ пон€тий Ч значит сужать мето≠дологическую палитру этих методов, ибо они используютс€ не только в образовании пон€тии, но в одинаковой степени присущи всей теоретической (да и практической) де€тельности человека. јнализ как мысленный прием, как ме≠тод одинаково используетс€ и в эмпирическом, обыденном, и в теоре≠тическом, высоко-абстрактном мышлении. Ёти методы одинаково работают при исследовании всех форм мысли.

јналитическа€ способность человека пронизывает всю его жизнеде€тельность. ѕоскольку окружающий человека внешний (да и внутренний) мир состоит из структурированных объектов, т.е. из каких-то частей, из более простых элементов, то естественно, что вс€ познавательна€ де€тельность человека и есть де€тельность аналитическа€, она предполагает разложение этих объектов на составные их части. ¬ мышлении эта процедура вы€вл€ет некие свои со≠ставные части, свои элементы. ћышление Ђделимої как на простейшие единицы мысли, так и на простейшие мыслительные действи€, которыми и €вл€ютс€ анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение и не≠которые другие. Ћогика не интересуетс€ ни генезисом, ни исто≠рией аналитической способности человека, логика не оспари≠вает зависимость аналитической способности мышлени€ от практической де€тельности. ƒл€ логики важен лишь собствен≠но анализ, т.е. поиск простейшего элемента.

јнализ Ч мысленный прием, метод расчленени€ предмета мысли (предметом мысли может быть все что угодно, в том числе и сама мысль) на составл€ющие части. ¬ определенном отношении можно даже проводить аналогию между анализом и арифметическим действием Ч делением.

—интез Ч мысленное соединение разрозненных в анализе частей в единое целое. Ёто противоположный анализу, но неотрывный от него, дополн€ющий его процесс, делающий анализ и синтез диалектическим единством противоположностей.

—ледует учитывать, что анализ Ч это и любое расчленение предмета мысли на составные части, и деление на закономер≠ным образом св€занные между собой части. јнализ, а в целом аналитическа€ де€тельность человеческого сознани€, мышле≠ни€ ценна именно последним Ч расчленением целого на такие его составные части, которые закономерным образом св€заны между собой. »сследование самих частей, как и законов св€зи между ними, Ч вот что позвол€ет в перспективе осуществить и синтез, который будет не просто Ђсгребаниемї в кучу разроз≠ненных анализом частей, а соединением их по определенному закону, в соответствии с той необходимой взаимосв€зью между ними, котора€ определ€етс€ природой данного целого, диалектическим един≠ством составных его частей.

—равнение Ч мысленное установление сходства и различи€ пред≠метов мысли между собой или между предметом мысли и не≠ким эталоном. ѕон€тно, что сравнение можно осуществить лишь между сходными то ли по объему, то ли по содержанию мысл€ми, потому что о несравнимых мысл€х ничего иного отметить невозможно. —равнение позвол€ет отличить тот или иной предмет мысли от других, ту или иную мысль от другой. ”станавлива€ общее между предме≠тами мысли, сравнение позвол€ет приблизитьс€ к открытию самого важного в науке - за≠кона, который, как известно, есть общее, устойчивое и повто≠р€ющеес€ в предметах, €влени€х, процессах. ”станавлива€ различие, сравнение позвол€ет по определенным показател€м отличать тот или иной предмет (мысль) от других. —равнение замет≠но сложнее анализа и синтеза, если их рассматривать в отдель≠ности. —равнение Ч это уже и выделение по какому-то признаку общего в предметах, и установление различи€ между ними.

—ложным €вл€етс€ и метод абстрагировани€, который по определению есть метод выделени€ существенных дл€ целей исследовани€ признаков, при отвлечении от всех осталь≠ных, менее существенных, частных и пр. –езультатом абстра≠гировани€ выступают абстракции, т.е. пон€ти€ разной степени общности, а так как пон€ти€ отражают существенное, поэтому многие и рассматривают данную операцию как способ образовани€ пон€тий. Ќо абстрагировать можно любой признак, не об€зательно существенный по природе предмета, а существенный дл€ целей исследовани€, дл€ решени€ узкоспециальных задач.

ќбобщение Ч мысленное расширение, увеличение, перенесение (экстрапол€ци€) известного на область неизвестного; метод выделени€ отличительных черт, свойств и признаков, принадлежащих группам известных предметов (€влений, процессов, мыслей о них), и распространение их на другие, еще не известные группы. ќбобщение Ч не просто выделение общего, а выделение отличительно-специфического дл€ области предметов, дл€ класса, объема, множества, дл€ предмета мысли. ќбобщение, кроме того, и подведение итога, суммирование, осмысление накопленного материала (знани€), фор≠мирование на этой основе общего положени€ (например, определени€ или закона). ќбобщенный взгл€д на тот или иной предмет €вл€етс€ в то же врем€ и упрощением, поскольку общий взгл€д, конечно же, опускает частности, детали; обобщение как бы сводит сложное к простому. ќбобщение увеличивает объем мысли. ќбобщение распростран€ет имеющеес€ знание на область неизвестного, как в случае перенесени€ на планету ћарс признаков, присущих планете «емл€. ќбобщение, как и другие мыслительные, методы выполн€ет многообразные функции в интеллектуальной де€тельности человека.

Ћогика, исследу€ основные методы и формы мышлени€, подготавливает этим мысл€щих более эффективно и оптимально пользоватьс€ данным арсеналом мыслительных средств применительно к любым предметным област€м. ј так как люба€ наука не может обходитьс€ не только без мыслительных методов, но и форм мысли, без рассуждений, то знание структуры, внутренних законов их, безусловно, выполн€ет все ту же методологическую функцию, что и учение о методах.

–еальный процесс движени€ от конкретного в действительности к абстракци€м о нем, отображаемый правильным в научном отношении методом восхождени€ от абстрактного к конкретному в мышлении, как и другие сложные методы, в конечном счете основываетс€, опираетс€ на эти простейшие, только что рассмотренные мыслительные методы.

 

√лава 2.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2437 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

761 - | 610 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.