Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕринцип тождества




 

»так, первым принципом логики как науки €вл€етс€ положение: вс€ка€ мысль тождественна сама себе. ¬ виде формулы этот принцип записываетс€ - "ј есть ј", или "ј=ј", где символом ј обозначена люба€ мысль. Ќа этот принцип опираютс€ многие логические положени€. ¬ частности, если мы установили, что по каким-то показател€м, по каким-то признакам мысль "ј" тождественна мысли "¬", то можно определенно утверждать, что и мысль "¬" по тому же признаку будет тождественна мысли "ј". ƒалее, если ј по какому-то показателю равна ¬, а ¬ при этом так же равна —, то необходимо, что и ј по тому же показателю будет равна —. Ќапример, мысль "Ёто - столица –оссии" (ј) тождественна по объему мысли "Ёто - крупнейший российский город" (¬), поскольку обе эти мысли отражают один и тот же объект (предмет). ћысль ¬, в свою очередь тождественна мысли "Ёто - город –оссии с 9-ти миллионным населением" (—), то пон€тно, что и мысль ј будет по объемному показателю тождественна мысли —. ƒругими словами, на принципы опираютс€ и в них наход€т свое обоснование многие другие, более частные положени€ логики, свойства форм мысли, в частности, свойства транзитивности, симметричности, коммутативности и др.

¬ качестве следствий принципа тождества можно сформулировать следующие требовани€: в процессе рассуждени€ о каком-либо предмете необходимо мыслить именно этот предмет и не подмен€ть его другим; в процессе рассуждени€ мысли должны употребл€тьс€ в одном и том же значении. Ётот принцип требует точности, строгости, четкости, определенности, однозначности и этим он предупреждает многие ошибки рассуждени€.

ѕротиворечит ли закон тождества диалектическим законам? ”читыва€ своеобразие предмета логики, легко установить, что между ними нет того противоречи€, на которое часто ссылаютс€ дл€ иллюстрации Ђметафизичностиї, антидиалектичности фор≠мальной логики. ‘ормальна€ логика рассматривает свой пред≠мет не в движении, не в развитии, не в истории, а сам по себе, как таковой, ставший, неизменный по своей структуре. ƒиалектика, поскольку она пронизывает собой все, находит свое про€вление в логике по-иному, она обнаруживаетс€ во внутреннем содержании ее. » верно, поскольку про≠тиворечива сама природа (мир вещей), то противоречиво и отражение его, т.е. противоречиво мышление, противоречива, диалектична€ по своему строению сама мысль. “ак, пон€тие как форма мысли пред≠ставл€ет собой единство своих составных элементов - объема и содержани€. ќбъем и содержание пон€ти€ и есть несовпадающие, противоположные, противоречивые элементы данной формы мысли, диалектическое единство которых и определ€ет целостность пон€ти€ как формы мысли. “ак же диалектичны по своему строению и другие формы мысли: суждение, умозаключение и др., что легко обнаруживаетс€ в самом содержании логического учени€ о них. (ѕодробнее об этом см.:  обзарь ¬.». ƒиалектичность формальной логики // Ћогика и развитие научного знани€. Ћ., 1991).

ћожно привести следующую аналогию, иллюстрирующую специфичность формальнологического подхода к исследованию ее предмета. Ѕиологи€ как наука исследует живую природу, в которой дейст≠вуют все диалектические законы. Ќо когда биолог, исследу€ структуру живой материи (организма), препарирует ее, делает срез и в этом омертвленном состо€нии рассматривает ее строение под микроскопом, он ведь не отрицает диалектику живого, не выступает против нее.

Ќечто подобное и в формальной логике. ќна исследует структуру отдельных форм мысли, иссле≠дует их самих по себе, а не в живом процессе мышлени€. ¬ процессе же вр€д ли традиционными средствами можно изучить строение пон€ти€, да и других форм мысли. Ћогика, исследу€ внутреннее строение форм мысли, исследует их вне того конкретного содержани€, которое может нести та или ина€ мысль, вне изменени€, развити€; она исследует внутренние (структурные) законы форм мысли и законы св€зи между ними.

√лубоко укоренившеес€, со ссылкой на философские авторитеты (особенно на √. √егел€), утверждение о метафизичности формальной логики, ее антидиалектичности уже принесло отрицательные и трудно исправимые последстви€ в развитии интеллектуальной культуры общества. ќно породило нигилизм по отношению к формальной логике, игнорирование ее и, тем самым, интеллектуальную необразованность. «апреща€ противоречивость в рассуждении, логика гарантирует определенность, точность, строгость и последовательность мышлени€.

ƒиалектичность же неотъемлемо присутствует в содержании многих закона логики, она в обратной зависимости объема и содержани€ пон€ти€, в единстве и несовместимости субъекта и предиката суж≠дени€; в законах и правилах всех основных форм мысли, в их отношени€х и пр., но только не в изменчивости структуры той или иной формы мысли. ‘ормы мысли по своему строению, структуре посто€нны.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1773 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

1224 - | 1192 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.