Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќ структуре курса логики




 

»зданные в последние годы учебники и учебные пособи€ по логике, несмотр€ на обилие присущих им достоинств, имеют все же общий недостаток Ч некоторую структурную хаотичность, неупор€доченность, бессистемность. »зложенный в них материал отличает отсутствие некоего внутреннего стержн€.  о≠нечно, содержание этих, как и многих других, учебников и учебных пособий разбито на главы, параграфы и т. д., но без общего дл€ всех составных частей их алгоритма, того, что можно назвать законом внутрен≠него содержани€ логики, Ђлогикойї логики. ќтсутствие такого закона недостойно той науки, тыс€челетнее развитие которой апробировало и ее содержание и структуру его изложени€. јристотелю простительно, что его логические работы, при всей глубине их содержани€, отличает конспективный характер изложени€, ибо он их не готовил к опубликованию. ѕора, после более чем двухтыс€челетней истории апробации этого содержани€, представить его широкой аудитории в логически упор€доченном виде. “акой элементарный учебник, рассматривающий основные формы мысли, отражающие действительность, и законы, им присущие, будет способствовать более эффективному пониманию и самого отражаемого. ¬ своем изложении курса логики мы хотим реализовать алгоритмическую последовательность, котора€ закономерно св€зыва€ содержательный логический материал, облегчала бы как понимание его, так и ориентацию в нем.

ќбщенаучна€ последовательность изложени€ материала от простого к сложному выдерживаетс€ во многих книгах по логике. ѕоэтому рассмотрение в большинстве учебников и учебных пособий по логике вначале пон€ти€, а потом суждени€, умозаключение и т.д. представл€етс€ оправданным, поскольку кажда€ следующа€ форма мысли использует в качестве основы, в качестве составной своей части предшествующую.

¬тора€ последовательность изложени€ содержани€ логики, как правило, не оговариваема€, но иногда обнаруживаема€ в некоторых работах по логике, заклю≠чаетс€ в движении от общего представлени€ о предмете исследовани€ к знанию его внутренней структуры, сущности. Ёту последовательность, естественно, вторичную (она обуславливаетс€ особенност€ми естественного освоени€ человеком предметного мира), предполагаетс€ выдерживать в изложении всех разделов курса логики. ќна будет заключатьс€ в движении от определени€ предмета мысли (его характеристики, как бы внешнего, общего представлени€ о целом) через аналитическое вы€вление его структурных элементов и закона св€зи их между собой к установлению видов предмета мысли, отношений между этими видами и, наконец, как завершающий синтетический момент такой последовательности Ч к рассмотрению тех действий (операций), которые можно совершать с этим предметом мысли. “огда содержание логического учени€, например о пон€тии, будет излагатьс€ в такой последовательности: 1) определение пон€ти€ как формы мысли, 2) структура пон€ти€, 3) виды пон€ти€, 4) отношени€ между ними, 5) операции с пон€ти€ми.

Ёта последовательность, в сущности, соответствует Ђлогикеї практического освоени€ человеком действительности, и заключаетс€ в переходе от непосредственного воспри€ти€ предметов или €в≠лений органами чувств через опытно-экспериментальное, ана≠литическое, мысленное исследование его внутренней структуры, свойств и закономерностей, к синтезу, к использованию получен≠ных знаний в теоретико-практической де€тельности.

«адумыва€сь над реальной и необходимой последователь≠ностью действий по освоению окружающего мира вещей, легко заметить, что человек вначале непосредственно, визуально, через органы чувств, а потом и опосредованно (через представление), умозрительно идет к обобщенному отражению вещи, предмета в целом.  огда же вещь осмотрена, Ђизученаї таким образом со всех сторон, тогда естественным шагом (действием) дальнейшего ее освоени€ будет расчленение этой вещи на части, анализ этих частей, а тем самым и самой вещи. Ётот анализ, конечно же, совершаетс€ в каждом случае особо, сообразно природе исследуемого предмета. Ќа этапе аналитического разложени€ кажда€ отдельна€ вещь, кажда€ отдельна€ часть (элемент) этой вещи исследуетс€ вначале визуально, обособленно, а потом во взаимодействии с другими, в их взаи≠мосв€зи. » так до структурной полноты (целостности) предмета исследовани€.

ЂЋогикаї такого процесса обнаруживаетс€ как в истории человечества, так и в истории человеческого познани€, в истории развити€ науки. “ак, первые стихийные материалисты, первые мыслители далекого прошлого всей своей философско-познавательной позицией выразили (отобразили) прежде всего созерцательное отношение к миру. ѕравда, гениальность первых мыслителей про€вилась не в этом достаточно простом и необходимом шаге. Ѕолее важно то, что античные эллины совершили переход от эмпирии, созерцани€, от опыта к умозри≠тельному делению на части не только и не просто предметов и €влений мира, а мира в целом, всего мира, универсума,  осмоса. ќни шагнули от предмета, стихии сразу до элемента, первоначала, единицы мира, апейрона, атома, т.е. " первокирпичика " мира.

—интезированные по результатам анализа в целое элементы предмета исследовани€ своими свойствами дают представление о за≠конах св€зи этих элементов между собой, о роли их в фор≠мировании и функционировании предметного мира в целом, о воз≠можности использовани€ этих предметов.

ѕоскольку тот или иной познаваемый предмет интересует познающего в реальном многообразии его про€влений, в динамике св€зей, в движении и развитии, то следующим шагом освоени€ предмета будет вы€вление его разновидностей, определ€емых изменени€ми тех или иных элементов его структуры. ќказыва€ вли€ние на элементы структуры интересующего нас предмета, мы и получаем возможные его модификации. ќснованием подраз≠делени€ предмета на виды могут выступать как отдельные, например количественные или качественные признаки, так и объединенные Ч качественно-количественные.

¬ы€снив по возможности весь спектр естественно образуемых видов предмета исследовани€, их особенности, можно сделать и следующий шаг Ч вы€вить их отношени€ между собой, сравнить все эти виды.

«на€ все отмеченные особенности предмета исследовани€, теоретически освоив предмет, можно вы€снить и последнее Ч практическую, практико-теоретическую ценность, полезность полученных знании о предмете иссле≠довани€, их используемость. јналогична последовательность и при изучении (изложении) форм мысли в логике, правда, при этом следует учитывать специфический (идеальный) характер предмета логики.

ѕредложенной последовательности изложени€ логического материала мы будем придерживатьс€ при рассмотрении всех форм мысли: пон€тий, суждений, умозаключений и др. ƒанна€ последовательность изложени€ своей определенностью, своей простотой и единообразием (алгоритмичностью) методически и методологически облегчает ориентацию в логическом материале, его усвоение, понимание, да и его использование, изложение. ќна дисциплинирует мысль, выступа€ единой Ђлогикойї научного подхода, научной теории, любого логического рассмотрени€.

¬ логическую теорию входит учение об особенност€х, свойствах и структуре форм мысли, учение об элементарных методах мыслительной де€тельности; учение об отношени€х и законах св€зи мыслей между собой, о действи€х с ними. Ёто учение способствует формированию как культуры мышлени€ вообще, так и теоретического мышлени€ в особенности.  ультура эта формируетс€ двум€ пут€ми: стихийным использованием особенностей и законов форм мысли в процессе рассуждени€, и научным, т.е. сознательным (осознаваемым) использованием данных науки о свойствах и зако≠нах форм мысли, выполнением требований науки логики. ƒостижение человеком свободы в оперировании формами мысли, т.е. в практике мышлени€ (рассуждени€, спора и пр.) возможно лишь при хорошем знании логического материала, достаточно емкой практике его использовани€, при оперативном воспроизведении в пам€ти норм логики. ј в этом знании даже последовательность изложени€ имеет известное значение.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1396 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тремитесь не к успеху, а к ценност€м, которые он дает © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

310 - | 313 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.