Обычно точкой отсчета реформ в Китае принято считать прошедший в 1978 году III пленум ЦК Компартии Китая 11-го созыва, на котором собственно и было объявлено о начале курса четырех модернизаций.
Однако сама идея четырех модернизаций витала в среде высшей партийной номенклатуры еще с 1974 года после известного выступления Дэна Сяопина. Поэтому пленум 1978 года, по существу, лишь санкционировал рыночные реформы, предложенные новым лидером КНР Дэном Сяопином.
Прекрасно зная свой народ и твердо придерживаясь марксистских принципов, с одной стороны, и в то же время глубоко понимая реалии современного мира, с другой, Дэн предложил новую модель развития китайского общества – социализм с китайской спецификой. Этот путь органично учитывал национальные корни, не противопоставляя модернизацию традициям.
Дэн никогда не стремился сломать традиции, как скажем, это происходило в той же кемалистской Турции. Наоборот, с самого начала у него было четкое понимание необходимости приспособить национальные традиции для решения задач модернизации. Это прежде всего сидящие в крови каждого китайца принципы и дух конфуцианства - трудолюбие, уважение к старшим, законопослушность, признание верховенства государства перед обществом, коллективизм, самоотверженность, личная скромность и неприхотливость в быту.
В результате, аккумулируя чужой опыт, Китай вслед за азиатскими тиграми сумел плодотворно соединить современные рыночные принципы в экономике с особой организацией общественных связей, порожденных историческими и культурными традициями.
«При осуществлении модернизации необходимо исходить из реальной действительности Китая, – подчеркивал на XII съезде КПК Дэн Сяопин. - Как в революции, так и в строительстве нужно со всей серьезностью изучать и заимствовать опыт других. Однако на одном лишь копировании зарубежного опыта и слепом подражании иностранным образцам далеко не уедешь… Дела Китая должны вестись в соответствии с его реальной обстановкой».
В этом плане Дэн определил ряд национальных особенностей КНР.
Во-первых, это накопленный положительный опыт хозяйствования за весь период существования КНР.
Вторая особенность Китая заключается в многочисленности населения, которая, по мнению Дэна, с одной стороны, является благоприятным фактором, с другой – неблагоприятным, поскольку неразвитость производства порождает проблему продуктового дефицита, затрудняет решение вопросов занятости и социального обеспечения.
Третья особенность Китая в том, что он богат минеральными и водными ресурсами, занимая первое место в мире по запасам металлических руд и третье место по угольным запасам.
Дэн Сяопин предельно ясно сформулировал главные приоритеты своей стратегии на перспективу: «Сначала накормить народ, затем – строить».
Первые три года реформ (1979-1981 гг.) Дэн Сяопин объявил годами реконструкции. Утвержденные еще во времена Мао Цзэдуна плановые задания на этот срок были пересмотрены либо отменены. Опасаясь привычного произвола партийной бюрократии, Дэн Сяопин ограничил полномочия местных административных органов и комитетов партии. Они практически лишились возможности внесения на местах каких-либо существенных корректив в общий ход реформ.
Последующая стратегия охватывала период до 2050 года. В ней выделялись три основных этапа:
- первый этап – 1981-1990 гг. – обеспечение населения продовольствием и товарами первой необходимости;
- второй этап – 1990-2000 гг. – увеличение объема производства и повышение уровня жизни населения в два раза;
- третий этап – 2000-2050 гг. – достижение качества жизни высокоразвитых стран.
Оптимальная формула, которая позволила бы Китаю реализовать поставленные задачи, виделась Дэну Сяопину через реформы и открытость миру. Он прекрасно понимал, что без современных достижений науки, техники, технологий, без иностранных инвестиций невозможно поднять экономику. При этом политика открытости предполагала не просто расширение внешних связей, а интеграцию Китая в региональную и мировую экономику. Речь шла не просто о восстановлении внешнеэкономических связей и привлечении иностранного капитала в национальную экономику. Суть заключалась в том, чтобы, адаптируясь к мировым методам хозяйствования, превратить экономику страны из замкнутой системы в экономику открытого типа, способную эффективно конкурировать на международном рынке.
Приоритетными сферами реформирования были определены четыре направления, которые необходимо было модернизировать в первую очередь: сельское хозяйство, промышленность, наука и вооруженные силы.
***