Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘илософи€ эпохи ¬озрождени€, ее основные направлени€ и представители




‘илософией эпохи ¬озрождени€ называетс€ совокупность философских направлений, возникших и развивавшихс€ в ≈вропе в XIV Ц XVII вв., которые объедин€ла антицерковна€ и антисхоластическа€ направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.ќсновными направлени€ми философии эпохи ¬озрождени€ €вл€лись: гуманистическое (XIV Ц XV в., представители: ƒанте јлигьери, ‘ранческо ѕетрарка, Ћоренцо ¬алли и др.) Ц в центр внимани€ ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами ÷еркви; неоплатоническое ( сер. XV Ц XVI вв.), представители которого Ц Ќиколай  узанский, ѕико делла ћирандола, ѕарацельс и др. Ц развивали учение ѕлатона, пытались познать природу,  осмос и человека с точки зрени€ идеализма; натурфилософское (XVI Ц нач. XVII вв.), к которому принадлежали Ќиколай  оперник, ƒжордано Ѕруно, √алилео √алилей и др., пытавшиес€ развенчать р€д положений учени€ ÷еркви и Ѕоге, ¬селенной,  осмосе и основах мироздани€, опира€сь на астрономические и научные открыти€; реформационное (XVI Ц XVII вв.), представители которого Ц ћартин Ћютер, “омас ћонцер, ∆ан  альвин, ƒжон ”сенлиф, Ёразм –оттердамский и др. Ц стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и ÷ерковью; политическое (XV Ц XVI вв., Ќиколо ћакиавелли) Ц изучало проблемы управлени€ государством, поведение правителей; утопическо-социалистическое (XV Ц XVII вв., представители Ц “омас ћор, “оммазо  ампанелла и др.) Ц искало идеально-фантастические формы построени€ общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. ƒжордано Ѕруно (1548Ч1600) Ч италь€нский философ, один из последних представителей философии эпохи ¬озрождени€. ѕридерживалс€ пантеизма, согласно которому Ѕог отождествл€етс€ с мировым целым. ѕризывал познавать не сверхприродного Ѕога, а саму природу, €вл€ющуюс€ ЂЅогом в вещахї. –аздел€лгелиоцентрическую теорию Ќикола€  оперника, высказывал идею диалектического единства противоположностей (на бесконечности пр€ма€ смыкаетс€ в окружность, перифери€ совпадает с центром, матери€ сливаетс€ с формой). ≈диницей сущего считал монаду, в де€тельности которой оказываютс€ сли€нной телесное и духовное, объект и субъект. Ђћонадой монадї €вл€етс€ Ѕог. ¬ этических воззрени€х придерживалс€ идеи Ђгероического энтузиазмаї и безграничной любви к бесконечности, возвышающей людей. 17 феврал€ 1600 г. был заживо сожжЄн как еретик на площади ÷ветов в –име после 8-летнего заключени€. Ќиколай  узанский, насто€щее им€ Ч Ќиколай  ребс; прозвание  узанский получил из-за места рождени€ Ч  уза на ћозеле (1401Ч1464) Ч теолог (был кардиналом при папе ѕии II), философ, крупный учЄный, особенно значимы его исследовани€ в области математики, астрономии и географии. ¬ысказывал идею единства Ѕога и его про€влени€ в природе. ѕредлагал гелиоцентрическую систему мира, вселенную считал бесконечной, считаетс€, что его идеи оказали вли€ние на ƒжордано Ѕруно, Ќикола€  оперника и √алиле€. ѕодчЄркивал познавательную мощь человека (Ђчеловек есть его умї), уподобл€€ творческие способности божественным. ќдной из центральных тем его философии €вл€ютс€ сомнени€ и противоречи€. ќн рассуждал о границах применимости закона противоречи€ в математическом познании, и о возможности применени€ математических пон€тий в познании природы. ћишель де ћонтень. ќсновна€ работа - Ђќпытыї. „асто прибегает к авторитету античных мыслителей. ќднако главный авторитет дл€ него - разум человека. ¬се, что относитс€ к природе - дело разума, все, что относитс€ к религии - дело веры. ћонтень высказываетс€ за строгое разграничение веры и разума. –азум, однако, не всемогущ. ќн может и заблуждатьс€. ƒевиз ћонтен€ - Ђ„то € знаю!ї. —омнение - двигатель знани€ и науки. «доровый скепсис не мешает, а помогает развитию науки. ћы должны считать знание процессом, а не догматом. Ќаши знани€ историчны, относительны, ограничены возможност€ми органов чувств. “.к. человек - природное существо и подчинен законам природы, он - часть всего живого и должен жить в гармонии со всем живущим на земле и с природой. ќтсюда и понимание свободы человека как действий в соответствии с природой и ее законами. ‘илософи€, по ћонтеню, прежде всего наука о человеке и его морали. ќна ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. ƒобродетель состоит не в аскетическом бегстве от мира, а в жизни по законам природы, в стремлении к счастью, покою и физическому комфорту. ∆изнь включает и страдани€, которые надо уметь принимать. —мерть неизбежна, бессмертие души спорно. ѕоэтому ради возможности бессмерти€ души нельз€ быть жестоким ни к самому себе, ни к другим. ћартин Ћютер - основоположник –еформации. ¬ыступал против господства католической ÷еркви в обществе. Ќастаивал на том, что между Ѕогом и верующими не должно быть никакого посредника. ќбщение между ними должно происходить напр€мую (верующий, его вера и Ѕибли€, никаких св€щеннослужителей, берущих плату за свое содействие). ÷ерковь же должна стать демократичнее, а обр€ды пон€тными люд€м. ƒолжен быть восстановлен авторитет светской власти. Ќеобходимо запретить индульгенцию, освободить культуру и образование от католических догм. ѕуть к спасению - не аскетизм и молитвы, а прежде всего добросовестное отношение к своему делу (професси€). –аботай лучше - и будешь ближе к Ѕогу. “омас ћор - основатель утопического социализма. ѕринцип построени€ идеального общества, в котором нет социальных противоречий изложен в произведении Ђ”топи€ї (место, которого нет). √лавным источником социальной несправедливости “.ћор, вслед за ѕлатоном, называет частную собственность. Ќа воображаемом острове нет частной собственности и труд €вл€етс€ об€занностью всех членов общества. ¬се произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распредел€ютс€ между всеми жител€ми ”топии. ѕродолжительность рабочего дн€ - 6 ч. ќт трудовой де€тельности освобождаютс€ люди, про€вившие особые способности к наукам. —амые гр€зные работы выполн€ют рабы (военнопленные и осужденные преступники). ¬се должностные лица избираютс€. ћужчины и женщины имеют равные права. ∆ители вер€т в Ѕога, существует полна€ веротерпимость.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1655 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќе будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаютс€ великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Ќикола “есла
==> читать все изречени€...

2285 - | 2029 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.