Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—труктура общества. ћарксистское учение об обществе. “еори€ социальной стратификации и пон€тие социальной мобильности ћ. ¬ебера, ѕ.—орокина, др., как антипод марксизму




ћарксистское понимание движущих сил развити€ человеческого общества основываетс€ на признании материальности и единстве мира. ќно включает элементы объективности и необходимости. ј именно, событи€ в обществе разворачиваютс€ независимо от сознани€ людей, их желаний, мнений и ожиданий. „еловек может осознать ход общественного развити€, согласовать с ним свою де€тельность, но не может с успехом действовать против него, не может остановить или повернуть всп€ть колесо истории.
ћарксистское учение об обществе видит движущие силы социального развити€ в самом обществе, причем в основном общественном процессе - процессе материального производства. ƒвижущие силы развити€ общества марксистска€ наука усматривает в противоречии между производительными силами и производственными отношени€ми. Ёто противоречие выражаетс€ в различных интересах общественных групп. ќсновные принципы материалистического учени€ об обществе  арла ћаркса и ‘. Ёнгельса
—воеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии представл€ет собой материалистическое учение об обществе  . ћаркса (1818-1683), ‘ Ёнгельса (1820-1895) и их последователей. ѕри создании этого учени€  . ћаркс и ‘. Ёнгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные €влени€ как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным дл€ них причинно-следственным объ€снением фактов. ѕредметом социологии в марксизме, как отмечалось выше, €вл€етс€ изучение общества, основных закономерностей его развити€, а также основных социальных общностей и институтов. »з западной социологии к нам пришла теори€ социальной стратификации (от лат. STratum Ц слой, пласт и Facio Ц делаю, произвожу, т. е. произвожу расслоение общества, определ€ю последовательность положени€ социальных слоев, их иерархию), в которой анализировались слои, страты. —оциальна€ структура (социальна€ стратификаци€) Ц это устойчива€ св€зь элементов в социальной системе; она означает объективное деление общества на общности, классы, касты, сослови€, слои, страты, группы и тем самым указывает на различное положение людей по отношению друг к другу по определенным критери€м.  ритерии Ц это существенный социальный признак (например, национальна€ принадлежность, образование, квалификаци€, статус, престиж, территориальна€ и религиозна€ принадлежность) или сумма признаков (классовые признаки, социальные роли, сословные различи€ и пр.), отражающие качественное отличие одних индивидуумов и образуемых ими групп от других. —оциальна€ стратификаци€ любого общества находитс€ в состо€нии посто€нных, быстрых или медленных изменений, модификаций. ќдной из теорий, описывающих происход€щие изменени€ в социальной структуре, €вл€етс€ теори€ социальной мобильности, родоначальником которой выступает ѕ. —орокин. —оциальна€ мобильность Ц это любой переход индивида, группы или социального объекта от одной социальной позиции к другой, в результате чего социальное положение индивида или группы мен€етс€. ѕ. —орокин различает два вида социальной мобильности Ц горизонтальную и вертикальную. √оризонтальна€ мобильность Ц это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например: смена места работы при сохранении прежней должности и рода зан€тий. ¬ертикальна€ мобильность представл€ет собой совокупность взаимодействий, ведущих к переходу индивида или социального объекта из одного социального сло€ в другой. ќна подраздел€етс€ на виды: профессиональна€ (повышение или понижение в должности), экономическа€ (существенное улучшение или ухудшение материального благососто€ни€), политическа€ (переход в другой социальный слой с иным уровнем вли€ни€ на систему власти). –азличаютс€ также восход€ща€ и нисход€ща€ социальна€ мобильность. ѕовышение индивидом или социальной группой своего статуса Ц это восход€ща€ мобильность, а понижение ими своего статуса Ц нисход€ща€. —тратификационна€ теори€ возникла во многом как результат неприн€ти€ марксистко-ленинской теории классовой борьбы, претендующей на единственно верное объ€снение причин общественного развити€. ћ. ¬ебер подвергает сомнению марксовую конструкцию социального расслоени€ общества. ќн расшир€ет число критериев, определ€ющих принадлежность к той или иной страте.  роме экономического (отношени€ к собственности и уровню доходов), он вводит такие критерии, как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам (парти€м). ѕри этом под престижем понималось обретение человеком от рождени€ или благодар€ личным качествам такого социального статуса, который позвол€л ему зан€ть определенное место в социальной иерархии. »менно престижу как основанию Ђособого рода монополииї на положение в обществе придаетс€ особа€ значимость в веберовском определении: Ђ—оциальна€ страта Ц это множество людей внутри большой группы, обладающих определенным видом и уровнем престижа, полученного благодар€ своей позиции, а также возможности достичь особого рода монополииї.

52. ѕсихоанализ «. ‘рейда. «. ‘рейд ЂЌеудовлетворенность культуройї, Ђя и ќнї.

ѕсихоанализ (нем. Psychoanalyse) Ч комплекс психологических теорий и методов психотерапии, выдвинутых «игмундом ‘рейдом в начале XX века. Ётот метод получил широкое распространение в ≈вропе (с начала XX века), —Ўј (с середины XX века) и Ћатинской јмерике (со второй половины XX века). ¬последствии идеи «.‘рейда были развиты такими психологами как ј.јдлер и  .ёнг. ѕсихоанализ предложен ‘рейдом, как научна€ теори€ о психике человека. ¬ насто€щее врем€ научный статус психоанализа €вл€етс€ предметом споров: одни исследователи утверждают, что он научен, другие став€т научную состо€тельность под сомнение, некоторые исследователи причисл€ют его к псевдонауке. ѕри этом в XX веке психоанализ получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философска€ концепци€. ѕсихоанализ создан в конце XIX века австрийским учЄным «. ‘рейдом. ѕервоначально ‘рейд занималс€ физиологическими исследовани€ми, даже изобрЄл метод окрашивани€ нервных тканей, однако позднее, увидев неприменимость данных знаний в психологическом консультировании, отказалс€ от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах. ¬ ранний период ‘рейд совместно с …озефом Ѕрейером разработал катартический метод лечени€ неврозов, в отношении которого позже стал примен€тьс€ термин Ђабреакци€ї. ѕереломной датой дл€ психоанализа считаетс€ 24 июл€ 1895 года, когда ‘рейду приснилс€ сон, после которого он пришЄл к выводу о том, что сны имеют смысл, €вл€€сь символическими сообщени€ми из области бессознательного, и поддаютс€ рациональному анализу и истолкованию. ¬ дальнейшем это привело к применению ‘рейдом метода свободных ассоциаций. ¬плоть до 1910, когда психоанализ поддержал психиатр со степенью  .√.ёнг, это направление игнорировалось научным миром. ¬ первой половине XX века от Ђклассического фрейдизмаї отпочковалс€ р€д направлений Ч  .√.ёнга, ј.јдлера, Ё.‘ромма и других, оспаривавших те или иные постулаты ‘рейда. ¬ ———– пережил период бурного расцвета в начале 1920-х, когда ».ƒ.≈рмаков открыл √осударственный психоаналитический институт, издал переводы работ ‘рейда и ёнга. «атем был отвергнут, как Ђбуржуазное учениеї и практически не развивалс€. ћногие идеи психоанализа вошли в современную психологию и психотерапию (в том числе так называемые Ђнеосознаваемые формы высшей нервной де€тельностиї по ”знадзе, и другие).  ак направление комплементарной медицины психоанализ активно практикуетс€ в странах «ападной ≈вропы и в —Ўј. ќднако в современной психотерапевтической практике западных стран постепенно тер€ет попул€рность, вытесн€етс€ более новыми, модными Ђавторскими методикамиї (психодрама и др.). ќказал существенное вли€ние и на формирование идей последующей сексуальной революции.

ѕсихоанализ Ч направление в современной философии, объ€с≠н€ющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

ќснователем психоанализа считаетс€ австрийский ученый -психиатр «игмунд ‘рейд (1856 - 1939). Ќачалом психоанализа можно считать два главных открыти€, сделанных ‘рейдом:

Х бессознательного Ч особой психической реальности, котора€ присуща каждому человеку, существует нар€ду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

Х реакци€ вытеснени€ (из сознани€ в бессознание) отрицатель≠ных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологиче≠ской зашиты.

ќтрицательные эмоции, нереализованные желани€ Ч все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".

ќсоба€ форма жизни бессознательного Ч сны. ѕо ‘рейду, сны Ч это реализаци€ скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

2. ‘рейдом выдел€ютс€ две схемы психики:

Х топографическа€;

Х динамическа€.

ѕри топографическом подходе бессознательное представл€ет≠с€ в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнооб≠разные мысли, желани€, эмоции человека. —ознание Ч небольшой кабинет, куда периодически "вызываютс€" посетители: мысли и желани€ человека. ћежду прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. »ногда страж уходит, засыпает, и часть "ненужных посетителей" прорываетс€ в кабинет Ч в сознание. Ќо затем они снова изго≠н€ютс€ вернувшимс€ (проснувшимс€) стражем в прихожую.

ѕри динамической схеме психика представл€етс€ как сово≠купность трех слоев - ќно, я, —верх-я.

Х "ќно" Ч мир бессознательного, где содержатс€ мысли и же≠лани€ человека.

Х "я" - сознание человека, посредник между всеми компонен≠тами психики.

Х "—верх-я" Ч дав€ща€ и вли€юща€ на личность внешн€€ ре≠альность, "внешн€€ цензура": законы, запреты, мораль, куль≠турные традиции.

"я" пытаетс€ подчинить себе "ќно". Ёто редко удаетс€ сделать. ќбычно "ќно" в скрытых или открытых формах подчин€ет "я". ‘рейд сравнивает "я" со всадником и лошадью: всадник ("я") с первого взгл€да контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("ќно") Ч сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. ¬ некоторых случа€х всадник вообще тер€ет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. “акже "—верх-я" Ч нормы и запреты - часто подчин€ет "я".

“аким образом, "я" человека (по ‘рейду - "несчастное че≠ловеческое я")испытывает мощное давление с трех сторон:

Х бессознательного - "ќно";

Х внешнего мира;

Х норм, запретов - "—верх-я";

и чаще всего подавл€етс€ чем-нибудь из них.

3. —огласно ‘рейду главными факторами, которые руковод€т и направл€ют психикой человека, €вл€ютс€:

Х удовольстви€ Ч психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;

Х вытеснение Ч психика вытесн€ет в бессознательное неприемле≠мые, запрещенные желани€ и идеи (асоциальные, сексуальные). ¬ытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру"

желани€, мысли подвергаютс€ сублимации Ч преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной де€тельности и куль≠турного творчества.

4. „то €вл€етс€ "€дром" бессознательной сферы? ќтвеча€ на этот вопрос, ‘рейд выдвигает сначала так называемую "первую психо≠аналитическую систему", котора€ господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года Ч "вторую психоаналитическую систему".

—огласно первой психологической системе в основе бессозна≠тельного лежит "либидо" Ч сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Ћибидо ищет свое выражение:

Х в сексуальных действи€х;

Х в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную.

„астой причиной замещени€ сексуального объекта на несек≠суальный €вл€ютс€ социальные нормы, традиции, запреты. —ексуальный импульс, по ‘рейду, может быть реализован тро€ко:

Х "выпущен на свободу" через непосредственные действи€, как сексуальные, так и несексуальные;

Х вытеснен в бессознательное;

Х подавлен, лишен энергии через реактивные образовани€ (стыд, мораль).

“аким образом, психическа€ де€тельность человека есть про≠цесс превращений его сексуального инстинкта. ƒанна€ теори€ вызвала протест в ≈вропе.

5. ¬ 20-е гг. ’’ в. ‘рейд разрабатывает вторую психологиче≠скую систему, где по-новому смотрит на проблему возникнове≠ни€ энергии бессознательного.

÷ентральные пон€ти€ данной системы Ч Ёрос и “анатос.

Ёрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного по≠ведени€ человека, созидани€. Ѕлагодар€ ему человек обеспечи≠вает свои потребности и продолжает род.

“анатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструк≠тивной де€тельности, разрушению всего того, что кажетс€ ему "чужим" и опасным.

∆изнь человека Ч посто€нное взаимодействие Ёроса и “анатоса.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2569 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

345 - | 299 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.