Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕроисхождение и сущность сознани€




—амые первые представлени€ о сознании возникли в древности. “огда же возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представл€ет собой душа? как она соотноситс€ с предметным миром? — тех пор продолж споры о сущности созн и возможности его познани€. ќдни исходили из познаваемости, другие что попытки пон€ть сознание тщетно также как попытка из окна увидеть себ€ идущим по улице. »деализм - сознание первично. ƒуализм - сознание и матери€ независимы друг от друга. ћатериализм - матери€ первична и исторически и гносеологически. ќна носитель и причинаего возникновени€. сознание - производное от материи. —ознание в€зано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. ѕричем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга. —ознние - это высша€, свойственна€ только человеку и св€занна€ с речью функци€ мозга, заключающа€с€ в обобщенном и целенаправленном отражении действительности. —ознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса, за ними - нет. «а этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть самосто€тельна€ субстанци€, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно св€зано с материей. јбсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как нека€ самост субстанци€, сущ нар€ду с материей. —ознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Ёто означает, что между созн и материей сущ и различие, и св€зь, и единство. –азличие - сознание не есть сама матери€, а лдно из ее свойств. —оставл€ющие содержание сознани€ образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии. ≈динство и св€зь - ѕсих €влени€ и мозг тесно в€заны как свойство и мат субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. — др стороны возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами. —ущностью созн €вл€етс€ его идеальность,кот выражаетс€ в том, что составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли. »деальное выступает как момент практического отношени€ человека к миру, отношени€, опосредованного формами, созданными предшествующиим поколени€ми - прежде всего способеностью отражать в матер формах €зыка, знаков, и превращать их посредством де€тельности в реальные предметы. »деальное не €вл чем-то самосто€тельным по отношению к созн в целом: оно характеризует сущность сознани€ в отношении к материи. ¬ этом плане идеальное позвол€ет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражени€. “акое пониманиеимеет смысл только при изучении соотнош материи и созн, отнош сознани€ к мат миру. »деальное и матер не разделены нероходимой гранью, »деальное есть ни что иное, как материальное, прерсаженное в чел голову и преобразованное в ей. “акое преобр материального в идеальное производит мозг. —ознание сущ не всегда. ќно возникло в ходе истор развити€ материи, усложнени€ ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем. ћатерии присуще свойство, сходное с созн - отражение. ќтражением облад все мат образовани€. ќно €вл моментом любого взаимодействи€. ќтраж - это изменение одного €влени€ под воздействием другого. ¬ неживой природе распроствранены изоморфные отражени€ - отпечатки, следы...  ак свойство жив организмов выступает раздражимость. ƒальнейший этап развити€ форм отражени€ после раздражимости св€зан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущени€, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. ќщущ составл€ют нач форму психики. ѕсихика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребност€м. ѕод психикой чел понимаетс€ вс€ совокупность €влений и состо€ний его внутреннего мира.—ознание €вл€етс€ частью психики. ѕсихика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

 

ѕроисхождение с сущность сознани€.

≈сли в первобытном обществе самонаблюдени€ привели людей к заключению, что в их головах происходили процессы, отличные от процессов в окр природе, то эти €влени€ они пытались объ€снить с позиции мифолог представлени€ о душе, котора€ управл€ет телом. ‘илософы античности понимали душу, как движение вещей, людей, животных. ѕлатон: душа управл€ет телом. “ело смертно, оно лишь временное вместилище; ƒемокрит: сознание возникает вместе с рождением человека и совершенствуетс€. ¬ средние века в христианстве: разум Ч искра божественного разума, молитва Ч форма общени€ с Ѕогом; чел олитс€ душой а не телом. јврелий: Ђхочу знать Ѕога и душа, и ничего болеї. ¬ ср века: сознание Ч не только знани€ о внешнем мире, но и прежде всего о собственном духовном опыте. ƒекарт (нов вр): свойство материи Ч прот€женность, а свойство духа Ч спос-ть мыслить. ƒж.Ћокк: не может быть в разуме того, чего ранее не было в чувствах. ≈сли в эп нового времени сознание признавалось первичной реальностью не завис€щей от экон, соц и пр факторов, то ћарксизм признает вторичность сознани€ по отношению к миру. Ќе сознание опр-ет бытие, а наоборот. Ђ—ознание Ч есть осознанноеї

ѕредпосылки возникновени€:

1.Ѕиологические (созн, как следствие развити€ отражени€ форм материи); 2.“рудова€ концепци€, марксизм (в возникновении созн главную роль играет труд; созн формируетс€ в де€тельности в труде; орудие труда Ч носители вновь открытых свойств, предметов природы); 3. сознание возникает лишь в обществе, из потребности передать из покол в покол трудовые навыки. язык Ч осн ср-во передачи инфо.

—ознание Ч свойство чел мозга особым образом отражать объективную действительность; субъективный образ объективной действительности. —ознание чела св€зано с формированием второй сигнальной системы, т.е. чел оперирует пон€ти€ми вместо реальных предметов.

—ознание и мозг

17в, ƒекарт: сознание присуще шишковидной железе, а не мозгу. —ознание Ч биологич функци€ мозга (вульг мат-м). —ознание Ч идеальный продукт. »деальное Ч образ, иде€, кот подлежит опредмечиванию, воплощению в жизнь.  огда предмет создан, умирает и само идеальное. »деальное Ч субъективна€ реальность, кот включает личностные, ценностные, эмоц, и др про€влени€ человеч психики. ¬ идеальном действительность в преобразованном виде, поэтому возможно его иллюзорное предстваление. »деальное Ч идеал, мера реального. ћозг человека в 15 раз принимает соедин, чем все соедин в »нтернете. 1997г в теч первых трех дней первого полета косм коробл€ к марсу.

—ознание человека - есть, по существу, его жизнь, состо€ща€ из бесконечной смены впечатлений, мыслей и воспоминаний. «агадка нашего мозга многопланова и затрагивает интересы многих наук, исследующих тайны быти€. ќдин из главных вопросов - как сознание св€зано с мозгом. ƒанна€ проблема находитс€ на стыке естественно-научного и гуманитарного знани€, поскольку сознание возникает на основе происход€щих в мозге процессов, но его содержание в значительной мере определ€етс€ социальным опытом. –ешение этой головоломки могло бы перекинуть мост между двум€ основными видами научного познани€ и способствовать созданию единой картины мироздани€, органично включающей человека с его духовным миром. ¬еро€тно, такова высша€ цель науки, достижение которой необходимо дл€ удовлетворени€ присущего человеку стремлени€ к всеобъемлющему знанию. Ќо велико и практическое значение данной проблемы дл€ медицины, образовани€, организации труда и отдыха.

65.‘илософские вопросы естествознани€ в книгах Ђдиалектика природыї ‘. Ёнгельса и Ђћатериализм и эмпириокритицизмї ¬.». Ћенина.

¬ 70Ч80-е годы XIX в. основоположники марксизма доказали, что диалектический материализм Ч единственна€ философи€, способна€ творчески осмыслить достижени€ естествознани€ второй половины XIX в. и необходима€ естествознанию в качестве философской основы его дальнейшего развити€. Ќеверно было бы, конечно, полагать, что до указанного периода ћаркс и Ёнгельс не интересовались вопросами естествознани€ и не опирались на его достижени€ при выработке и развитии основных принципов диалектического материализма. ƒанные естественных наук о развитии природы, о материальном единстве всех ее сил играли первостепенную роль уже в процессе формировани€ воззрений ћаркса и Ёнгельса. ¬еликий труд „. ƒарвина получил высокую оценку ћаркса сразу же после его выхода в свет. ћаркс писал ‘. Ћассалю в €нваре 1861 г. о Ђѕроисхождении видовї: Ђќчень значительна работа ƒарвина, она годитс€ мне как естественнонаучна€ основа понимани€ исторической борьбы классовї. Ќо только в 70-е годы философские вопросы естествознани€ оказались в центре внимани€ классиков марксизма. ќсновную часть работы по обобщению данных естествознани€ вз€л на себ€ Ёнгельс. Ќо занималс€ этими вопросами и ћаркс, в частности геологией и физиологией; ћарксу принадлежат также важнейшие философские идеи в области математики. ѕротивники марксизма из числа философов, заигрывавших с естествознанием, вроде ƒюринга и философствующих естествоиспытателей вроде Ѕюхнера отстаивали позиции, материализма метафизического, а подчас и вульгарного. ѕоэтому в произведени€х данного периода главный упор Ёнгельс делал на доказательство диалектического характера процессов природы. ≈ще в 1873 г. Ёнгельс задумал написать книгу по философским проблемам естествознани€ Ч Ђƒиалектику природыї. ќн работал над ней наиболее активно в 70-е годы. ѕосле кончины ћаркса Ёнгельс вынужден был отложить этот труд в сторону (лишь иногда возвраща€сь к нему), чтобы иметь возможность подготовить издание II и III томов Ђ апиталаї и руководить быстро растущим международным рабочим движением. Ёнгельс собрал огромный фактический материал, отдельные разделы были написаны, но в целом книгу закончить ему не удалось. Ђƒиалектика природыї нелегка дл€ изучени€ вследствие своей незавершенности; помимо законченных статей в нее вход€т многочисленные заметки и фрагменты. ќднако и в таком виде это произведение, впервые опубликованное в 1925 г., представл€ет колоссальную ценность. ƒве важнейшие идеи пронизывают эту книгу, а также близкие к ней чпо мысл€м разделы других книг Ёнгельса, написанные в эти годы. Ёто идеи единства мира и исторического развити€ природы. ”твержда€ в Ђјнти-ƒюрингеї тезис о материальном единстве мира, Ёнгельс особо подчеркнул, что это единство доказываетс€ Ђдлинным и трудным развитием философии и естествознани€ї. ¬ Ђƒиалектике природыї всесторонне рассмотрена роль естественных наук в доказательстве единства мира и показано, что в результате великих открытий середины XIX в. стало возможным обосновать философский взгл€д на мир как на единое целое.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2124 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

2027 - | 1790 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.012 с.