Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предмет и значение спора между «западниками» и «славянофилами» в русской философской и общественно-политической мысли XIX века




После 1812 года, общественное и интеллектуальное развитие России получает новый подъём. Чувство национального достоинства и гордости выдвинуло проблему внедрения социальных и политических достижений запада, выдвигается идея оригинальности русской культуры. Тайной и основой русского духа считалось православие.

Основоположник русской религиозной философии — Иван Киреевский — первый представитель славянофильства.

Славянофилы (Киреевский, Хомяков, Аксаков, Самарин, Данилевский, Леонтьев…)

Утверждали, что культура запада, основанная на рационализме, хотя ещё содержит в себе резерв творческих сил, в целом идёт к своему упадку. Рационализм, по их мнению — следствие рассечения духовной целостности человека. Абстрактный разум, оторванный от жизни не способен проникнуть в глубины бытия. Только перед разумом, органически связанным с волей и чувствами «волящему разуму и разумной волей» (А.Хомяков) раскрывается бытие. Только после первоначальной интуиции бытия, которое реализуется в вере, познание становится возможным и с помощью разума.

Мировоззренческой основой познания выступает православный дух соборности, который наполняет жизнь церкви — единственный авторитет, приемлемый для православного сознания.

Соборность — нравственный мир в его идеальной форме. Только в ней возможна личность нравственная, объединяющая в себе принцип религиозного коллективизма и индивидуализма. Соборность невозможна без свободы духа. Личность поэтому не отрицается, а утверждается в ней.

Славянофилы показали в своих работах идеальный образ церкви, предлагая решение проблемы отношения человека и общества в её церковном аспекте. В торжестве соборности они видели единственный путь утверждения идеального общества, основанного на принципах свободы, любви, братства и целостности духовного мира человека. Такое общество не будет знать никакого внешнего авторитета и никакого угнетения.

Западники (Чаадаев, Белинский, Бакунин, Герцен…)

Выступили оппонентами славянофилов, ориентируясь на достижения западной цивилизации. Как правило они тяготели к материализму и атеизму, но одновременно продолжали традиции гуманизма XVIII века.

• Чаадаев

Центральное место занимает духовный мир человека, который формулируется прежде всего, благодаря общественной среде. Но среда — это лишь форма, в которую передаётся свет общественного разума. В учении о бытии — бог на вершине мира, излучает творческие искры в мир. Сердце мира — всечеловеческое сознание, которое впитывает эти искры. Ниже находится человек, который в результате первородного греха утратил непосредственную связь с универсальной целостностью — Богом. Ещё ниже — дочеловеческий мир — природа.

Гносеология (теория познания) основывается у него на антропологии. Источником знания не является ни опыт ни индивидуальное сознание. Познание — результат взаимодействия сознаний, которые формируют в своём единстве всечеловеческое универсальное сознание.

Чаадаев утверждал, что постижение истории невозможно без Христианства. Движение к царству божьему на Земле — вот тайна и сущность истории. Дальше всех по этому пути продвинулся Запад.

• Чернышевский

Представлял материалистическое направление Русской философии XIX века (Писарев, Бакунин,..). В теории познания опирался на науку. Чернышевский считал, что все стороны духовной жизни подчиняются принципам физики и химии.

Реализм Чернышевского приводит его к необходимости изменения социального строя. Он считал общину экономической, социальной и духовной основой, на которой будет возможно построить новое общество. В этике он придерживался теории разумного эгоизма. Основа всех движений человеческой души — любовь к самому себе.

Эстетика Чернышевского — самый оригинальный аспект его философии: конкретная действительность выше искусства. Искусство — искусственно, подлинным источником красоты и истины является действительность. Прекрасное — есть жизнь, а человек прекраснейшее творение природы.

• В.С.Соловьёв

Создал первую русскую философскую систему, 70 гг. XIX века. Его магистерская диссертация «Кризис западной философии против позитивизма» — посвящена эволюции западной философии. К концу XIX-го века западная философия, с одной стороны основывается на науке, а с другой — протягивает руку религии.

Осуществление синтеза науки, философии, религии — высшая цель и финальный результат развития человечества. Таким образом он впервые формулирует идею слияния культур Запада и Востока.

Докторская диссертация Соловьёва «Критика абстрактных признаков» усугубляет понятие цельного знания. Здесь он критикует как рационализм, так и эмпиризм, который сводит познание к чувственным данным. Эти две формы познания дополняются внутренним познанием, которое которое сообщается нам высшим бытием, непосредственно связывающим нас с изучаемым предметом. Эта третья форма познания — интуиция. Истина, это результат эмпирического, рационального и интуитивного познания.

Оригинальнейшая часть — «Софиология» — учение о Софии (мудрость). История — путь воплощения Софии в колоссальном множестве форм и уровней. Универсальная эволюция мира — это эволюция космоса и общества. Космическая эволюция заканчивается рождением человека естественного, а после исторического процесса, предстоит рождение человека духовного. Спасение — возвращение к абсолюту и человек вовлечён в этот процесс, даже если не сознаёт этого.

Соловьёв утверждал, что судьба человечества определяется тремя силами: Европейской, Восточной цивилизацией и Славянским миром. На востоке все сферы жизни обезличены — мир Бога, лишённого человека; Европейская цивилизация выделяет индивидуальные интересы — мир человека, лишённого Бога. Мир православного славянства призван преодолеть недостатки и пороки первых двух сил.

В области эстетики Соловьёв поддерживал позицию Чернышевского, который исходил из объективного характера прекрасного. Обращаясь к формуле Шиллера-Достоевского «Красота спасёт мир», Соловьёв утверждал, что прекрасное нельзя отделить от двух других высших духовных ценностей — добра и истины. Истина — это добро, мыслимое человеческим умом, а красота — та же истина и тоже добро, воплощённое в конкретной форме. Но мир нельзя спасти насильственно. Самое главное — добровольное стремление к объединению, возможное на основе высшего духовного чувства — Любви. Любовь — это преодоление эгоизма.

• Л.Н.Толстой

Философская тематика преобладала в русской литературе и во многом предопределила философскую деятельность представителей духовного возрождения начала XX века.

Вся русская литература XIX века пронизана идеей спасения, освобождения личности, народа, человечества от трагедии жизни, от зла и страданий.

Толстой: религиозное самосовершенство, непротивление злу насилием, всеобщая любовь и братство. В данной концепции государство не имеет никакого смысла. Люди должны жить в негосударственных формациях, основанных на принципах любви к ближнему. Наука, искусство, философия не имеют смысла вне нравственности.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2071 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2284 - | 1989 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.