Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕроблемы феноменологической философии √уссел€




‘еноменоло́ги€ (нем. Phänomenologie Ч учение о феноменах) Ч направление в философии XX века, определ€вшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознани€ и выделение в нЄм сущностных черт.

‘еноменологи€ началась с тезиса √уссерл€ ЂЌазад, к самим вещам!ї, который противопоставл€етс€ распространенным в то врем€ призывам ЂЌазад, к  анту!ї, ЂЌазад, к √егелю!ї и означает необходимость отказатьс€ от построени€ дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознани€ к каузальным св€з€м, изучаемым науками. ‘еноменологи€, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у √уссерл€ Ч к опыту познающего сознани€, где сознание понимаетс€ не как эмпирический предмет изучени€ психологии, но как Ђтрансцендентальное яї и Ђчистое смыслообразованиеї (интенциональность).

¬ы€вление чистого сознани€ предполагает предварительную критику натурализма, психологизма и платонизма и феноменологическую редукцию, в соответствии с которой мы отказываемс€ от утверждений относительно реальности вещественного мира, вынос€ его существование за скобки[1].

»стори€ феноменологии[править | править вики-текст]

ќснователем направлени€ был Ёдмунд √уссерль (1859 - 1938), к непосредственным предшественникам можно отнести ‘ранца Ѕрентано и  арла Ўтумпфа. »сходный пункт феноменологического движени€ Ч книга √уссерл€ЂЋогические исследовани€ї, €дром которой выступает пон€тие интенциональности.

√лавные моменты в развитии феноменологии: возникновение еЄ многообразных интерпретаций и противосто€ние еЄ основных вариантов, учений √уссерл€ и ’айдеггера (отношение которого к феноменологии называют противоречивым[2]); по€вление феноменологической психологии и психиатрии (‘. Ѕазаль€[3]:680, Ћ. Ѕинсвангер[3]:680,ƒ. √.  упер[3]:680, –. ƒ. Ћэйнг[3]:680, ≈. ћинковский, Ё. —траус, ¬. фон √ебсаттель, √. Ёлленбергер,  . ясперс[3]:680),этики (ћ. Ўелер), эстетики (–. »нгарден, ћ. ƒюфренн), права (ј. –айнах) и социологии (феноменологическа€ социологи€ ј. ўюца, социальный конструктивизм), философии религии, онтологии (∆.-ѕ. —артр, –. »нгарден, отчасти Ќ. √артман), философии математики и естествознани€, истории и метафизики (Ћандгребе), теории коммуникаций (¬илем ‘луссер), герменевтики (Ўпет); вли€ние на экзистенциализм, персонализм, герменевтику и другие философские течени€; широкое распространение в ≈вропе, јмерике, японии и некоторых других странах јзии.  рупнейшие центры феноменологии Ч јрхивы √уссерл€ в Ћувене (Ѕельги€) и  Єльне (√ермани€), ћеждународный институт перспективных феноменологических исследований и образовани€ (—Ўј), издающий ежегодник ЂAnalecta Husserlianaї и журнал ЂPhenomenology Inquiryї.

‘еноменологи€ √уссерл€[править | править вики-текст]

«адачи феноменологии [править | править вики-текст]

√уссерль выдвигает цель построени€ универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относ€щейс€ к Ђвсеобъемлющему единству сущегої, котора€ имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще.[4] “акой наукой должна стать феноменологи€.

‘еноменологи€ исследует и приводит в систему априорное в сознании; свод€ априорное к ЂпоследнимЕ сущностным необходимост€мї, она тем самым задаЄт основные пон€ти€ наукам[5]. «адача феноменологии Ч Ђв познании полной системы образований сознани€, конституирующихї (имманентно) объективный мир[6].

ћетод феноменологии [править | править вики-текст]

ћетодами осуществлени€ феноменологического исследовани€ €вл€ютс€ непосредственное созерцание (очевидность) и феноменологические редукции.

Ќепосредственное созерцание, как метод феноменологии, означает, что последн€€ €вл€етс€ дескриптивной наукой, и еЄ материалом служат исключительно данные непосредственной интуиции.

‘еноменологические редукции дел€тс€ на три вида. ¬о-первых, чиста€ феноменологи€ отвлекаетс€ от естественной установки, то есть наивной погружЄнности во внешний мир, и сосредоточивает внимание на самом акте (переживании) сознани€, в котором мир нам даЄтс€ (феноменолого-психологическа€ редукци€). ¬о-вторых, феноменологи€ берЄт эти переживани€ сознани€ не как конкретные факты, а как идеальные сущности(эйдетическа€ редукци€). ¬-третьих, феноменологи€ не останавливаетс€ на редукции к переживани€м сознани€, и далее уже не только внешний мир, но и сферу душевного, сознание Ч как поток переживаний конкретного эмпирического субъекта Ч редуцирует к чистому сознанию (трансцендентальна€ редукци€).

»так, феноменологи€, отвлека€сь от существующего, рассматривает сущности Ч возможное, априорное в сознании. Ђ—таринное учение онтологии Ч познание ДвозможностейУ должно предшествовать познанию действительности Ч это, на мой взгл€д, велика€ истина, Ч если только она пон€та верно и верно поставлена на службу делуї[7].  роме того, это дескриптивна€ наука, ограниченна€ непосредственной интуицией (очевидностью), то есть еЄ метод Ч пр€мое интуитивное созерцание сущностей (идеаци€)[8]. Ѕолее того, это дескриптивна€ наука о сущности трансцендентально чистых переживаний[9]. “аким образом, феноменологи€ Ч дескриптивна€ наука о сущност€х трансцендентально чистых переживаний в пределах непосредственной интуиции. ЂЕѕоле феноменологии Ч это анализ раскрываемого в непосредственной интуиции априори, фиксаций непосредственно усмотримых сущностей и взаимосв€зей таковых и их дескриптивное познание в системном союзе всех слоев в трансцендентально чистом сознанииї[10].

ќсуществление феноменологического исследовани€ [править | править вики-текст]

ѕервым методическим принципом, критерием действительности чего-либо €вл€етс€ очевидность [11]. Ќеобходимо установить первые очевидности, которые л€гут в основу достоверного знани€[12]. Ёти очевидности должны быть аподиктичными: очевидное сейчас может стать сомнительным позднее, оказатьс€ видимостью, иллюзией; Ђаподиктическа€ же очевидность обладает той замечательной особенностью, что она не только вообще удостовер€ет бытие очевидных в ней вещей или св€занных с ними обсто€тельств, но одновременно посредством критической рефлексии раскрываетс€ как проста€ немыслимость их небыти€ї[13].

¬ существовании мира можно усомнитьс€ Ч это не аподиктическа€ очевидность. ѕроведение трансцендентально-феноменологической редукции (эпохе́), дела€ мир лишь опытом, феноменом, обнаруживает, что ему Ђв качестве самого по себе более первичного быти€ предшествует бытие чистого ego и его cogitationesї (то есть чистого сознани€ и его переживаний, вз€тых как сущности). Ёто и есть искома€ аподиктическа€ очевидность.[14]. ѕосле этого нужно установить дальнейшие абсолютные очевидности Ч Ђуниверсальную аподиктическую структуру опыта я [трансцендентального опыта] (например, имманентную временную форму потока переживаний)ї[15]. “аким образом, трансцендентальна€ феноменологи€ Ч это наука о трансцендентальном ego и о том, Ђчто заключено в нЄм самомї (о трансцендентальном опыте): самоистолкование трансцендентального ego, показывающее, как оно конституирует в себе трансцендентное; исследование всех возможных типов сущего (данных нам как содержани€ сознани€)[16]. Ёто трансцендентальна€ теори€ познани€ (в отличие от традиционной, где основной проблемой €вл€етс€ проблема трансцендентного, бессмысленна€ в феноменологии) Ч трансцендентальный идеализм [17].

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2299 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

2251 - | 2159 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.