Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ема кризиса современной культуры (Ё. √уссерль, ’. ќртега-и-√ассет)




—воеобразную трактовку кризиса можно найти в работах Ё. √уссерл€. √уссерль предлагает концепцию упадка европейского идеала, кризиса рациональности, кризиса европейской науки. ¬ его статье Ђ‘илософи€ как строга€ наукаї (1910) представлена социокультурна€ характеристика эпохи. ѕо мнению √уссерл€, в ≈вропе разрушаютс€ духовные идеалы Ч ее основа и подлинна€ сущность. ¬ 1935 г., выступа€ с докладом Ђ ризис европейского человечества и философи€ї, √уссерль описывает признаки распада европейской культуры, распространение нигилизма и скепсиса, утрату веры в традиционные культурные институты. —огласно √уссерлю, весь Ђевропейский мирї с его науками, из€щными искусствами, ремеслами и социальными институтами был Ђрожден из идеалов разума, т.е. духа философииї. ќтсюда следует, что причины кризиса нужно искать в искажении природы философии, ибо от ее нормального функционировани€ зависит Ђподлинно здоровый дух ≈вропыї.

¬ 1930 г. вышла работа ’. ќртеги-и-√ассета (1883 Ч 1955)ї¬осстание массї. ¬ это врем€ ≈вропа переживала глубокий кризис. ѕо мнению автора, общество всегда существовало как гармоническое единство избранного меньшинства и массы. ѕод массой ќртега-и-√ассет понимает множество средних, заур€дных людей, без особых достоинств; тех, кто не выделит себ€ из общества, мыслит и чувствует себ€їкак всеї.їћасса Ч это те, кто плывет по течению и лишен ориентировї. ћассовый человек лишен созидательного, творческого начала.

Ёлитой же он считал высшую умственную, нравственную, творческую, инициативную часть общества; тех, кто предъ€вл€ет к себе повышенные требовани€. ќна призвана выполн€ть общенациональные задачи, быть лидером, вести массы по намеченному ею пути. Ёлита делает историю, создает культуру. ¬ хорошо организованном обществе масса не может действовать самосто€тельно, ее ведут, наставл€ют, представл€ют в политических структурах. ѕо мнению ќртеги-и-√ассета такое положение €вл€етс€ своеобразным социокультурным законом, выполнение которого обеспечивает стабильное развитие общества.

ќднако, в XX столетии сложилась нова€ историческа€ ситуаци€: произошло восстание масс. ѕодївосстаниемї ќртега-и-√ассет понимает не революционное выступление народа, а наступившее господствоїсреднего человекаї. “о, что раньше было делом избранных, сейчас становитс€ делом массы. —амосто€тельное действие массы ќртега-и-√ассет оценивает как ее восстание против собственного предназначени€, против своей судьбы. » достаточно несколько дес€тилетий господства массового человека, чтобы вернуть общество к эпохе варварства, уничтожить все культурное наследие.

√лавенство массы обусловлено в значительной степени тем, что за последнее столетие произошел колоссальный рост населени€. Ќовые толпы с таким ускорением выбрасываютс€ на поверхность истории, что не успевают освоить культурный опыт человечества. Ёто ведет к снижению у массы общей культуры, нравственных требований к себе и ответственности перед будущим, к нарушению традиционных норм морали. ќттого современныйїсредний европеецї похож на дикар€, заброшенного в мир цивилизации. Ўкола смогла внедрить в массу лишь жизненные навыки, но не сумела наделить ее ниїисторическим чутьемї, ниїчувством исторической ответственностиї.ї¬ массу вдохнули силу и спесь современного прогресса, но забыли о духеї. „еловека массы заботит лишь собственное благополучие и меньше всего Ч потребности общества, интересы других людей. ћассовый человек не умеет слушать других, на все вопросы у него есть ответы. ћасса даже претендует на управление обществом при полной к тому неспособности. “аким образом, ќртега-и-√ассет оценивает господство человека массы как социальную и культурную катастрофу.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2640 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

2104 - | 1833 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.