В своей сущности философия, по мнению Н. А. Бердяева, должна быть выражением духовного мистического опыта. Свою философскую позицию Н. А. Бердяев определял по-разному — «философия свободы», «философия духа» и др. Однако наиболее отвечающим существу дела является определение, встречающееся у него достаточно часто,— мистический гнозиc. В этом определении заключена основная идея «методологии» Н. А. Бердяева — истины, о которых он говорит, получены опытным путем, путем собственного внутреннего опыта.
В самом общем смысле под установкой сознания понимается ориентация человека в мире. Она представляет собой обращенность человеческого духа, свободы в человеке к истории, бытию, Богу, к самому себе и является состоянием «экзистирующего я». Она образует и выражает жизненную позицию субъекта, поэтому в ее характеристику входят категории и гносеологии, и этики, и религии. Однако у Н. А. Бердяева речь идет не об ориентации человека в мире перед лицом объективной реальности.. У Н. А. Бердяева, наоборот, объективный мир «есть результат известного состояния субъекта, при котором происходит экстериоризация и отчуждение. Объект зависит, прежде всего, от воли субъекта». Это положение является в сущности центральным в бердяевской методологии и гносеологии. Н. А. Бердяев настойчиво акцентирует внимание на том, что не объект определяет сознание экзистенциального «я», а именно через полагание человеческого духа является само бытие, его смысл и истинность.
Отсюда становится понятным постоянное подчеркивание Н. А. Бердяевым своего философского пути как пути «свободного философствования». Мистический гнозиc как опыт свободы является таковым потому, что являет собою не умозрительную спекулятивную конструкцию, построение которой должно идти по определенным, заданным логико-теоретическим схемам.
Философия как мистический гнозиc свободна (конечно, с позиции философа, ее исповедывающего) в том смысле, что она выражает те «неоткрытые миры впечатлительности», которые являются достоянием собственного субъективного мира философа, страданий и трагических коллизий его собственного духа—свободным в принципе выражением собственных мистических прозрений и откровений. Как философ-пророк Н. А. Бердяев старается раскрыть и понять, прежде всего, смысл истории, индивидуальной человеческой судьбы.
Благодаря гуманизму своей философской позиции и таким отличительным ее чертам, как “восстание против любых форм тоталитаризма, неустанная защита свободы, отстаивание первичности духовных ценностей, антропоцентрический подход к проблемам, персонализм, искания смысла жизни и истории” (Ф. Коплстон) Бердяев сумел возвыситься до подлинной самобытности, открыть перед русской духовностью новые “горизонты мысли”. Понятие “личность” понимается Бердяевым как неповторимая, уникальная субъективность. Через присущую ей свободу и возможность свободного творчества она направлена на созидание нового мира. История человечества предстает в виде процесса развития личностного начала человека, а сам он достигает наивысшего блаженства в единении с Богом в своем творческом акте, направленном на достижение высших божественных ценностей: истины, красоты и блага, на достижение нового бытия, нового, подлинного мира, царства Духа. Приверженность “философии органического духа” позволила Бердяеву решить поставленные им проблемы “реальности, свободы, личности”. Дух присутствует в человеке как бесконечная свобода и неограниченное творчество, человек является “Божьей идеей”. Каждый человек, по мнению Бердяева, должен отгадать “Божью идею о себе”, самореализоваться и “помогать Богу в осуществлении замысла Божьего в мире”. Философ считает, что Бог действует в царстве свободы, а не в царстве необходимости, именно в духе, а не в детерминированной природе.
Бердяев всегда отстаивал нередуцируемость свободы к необходимости, ее неприкосновенность перед лицом экспансии детерминизма. Возможно именно поэтому, относимый в исторической хронологии к первой половине XX века, Н.А. Бердяев остается во многом нашим современником, призывающим при решении всех философских проблем ставить в центр человека и его творчество.
47.Структура философского знания.
Впервые, столетия своего существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике - очевидно, считая их также разделами философии.
Несколько позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал имя «эстетика». Затем кантианцы изобрели особое учение о ценностях - «аксиологию», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику - в «онтологию». Уже в XX веке на свет появились такие дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др.
Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры.
Структура философского знания:
1. Онтология (называние происходит от гр. онто - "бытие") - раздел философии, изучающий бытие (его наиболее общие законы и принципы развития)
2. Гносеология (гносис "знание" гр.) - раздел философии занимающийся проблемами познания (Что такое познание? Каковы законы познания? Можно ли познать истину?)
3. Этика - раздел философии изучающий законы, принципы и нормы взаимоотношение людей друг с другом, способы достижения счастья.
4. Эстетика - раздел философии изучающий прекрасное, красоту (Что такое красота? Каковы законы прекрасного?)
5. Социальная философия - раздел философии изучающий наиболее общие законы развития общества (Каковы причины возникновения общества? Каковы законы общего развития? В чем состоит цель общества?)
6. Логика раздел философии изучающий основные законы и формы мышления.
7. Аксиология - учение о ценностях (Что такое ценность? Существуют ли общечеловеческие ценности?)
8. Философия истории - раздел философии изучающий основные законы исторического развития (Каковы исторические законы? В чем цель истории?)
9. Философия науки - раздел философии изучают законы научного развития (Каковы критерии научности знания? Каковы законы развития науки? Может ли наука дать человеку истинное познание окружающего мира?)