Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»лософи€ жизни: ‘. Ќицше - ј. Ѕергсон - ¬. ƒильтей - √. «иммель




‘илософи€ жизни, родоначальником которой €вл€етс€ ‘ридрих Ќицше (1844-1900), сформировалась во второй половине ’≤’ века в √ермании и ‘ранции   данному направлению относ€тс€ ¬ ƒильтей, ј Ѕергсон, ќ. Ўпенглер, √.«иммель и многие другие философы.

Ќачальный толчок развитию философии жизни дало осмысление идеи ј. Ўопенгауэра, изложенных в его знаменитом сочинении "ћир как вол€ и представление". ¬ данной работе предпринималась попытка выйти за рамки панлогизма, классического рационализма и культурно-исторического оптимизма ѕредставлени€ ј Ўопенгауэра о воле как основе мира, о мире как представлении о жизненной силе как детерминанте человеческого быти€ оказали существенное вли€ние на становление философии жизни. ћожно оказать, что дл€ философии жизни отправной точкой мышлени€ были не бог, дух, идеи, но "действующий человек"

¬ рамках данного направлени€ была предприн€та попытка объ€снить мир из человека, из особенностей его экзистенции и ценностных ориентации. “ака€ установка определила круг проблем, наиболее значимых дл€ философии жизни вопросы антропологии, культурологии философское осмысление жизни в творчества. ¬едущими категори€ми данного направлени€ €вл€ютс€ "жизнь" и "вол€", которые, фактически, замен€ют собой категорию быти€. ∆изнь трактуетс€ как первична€ реальность, целостный процесс, дальнейша€ дифференциаци€ которого дает все разнообразие €влений и событий. ѕри этом в данном философском направлении категори€ жизни достаточно неопределенна и допускает многочисленные варианты понимани€ от определени€ жизни как воли к власти (‘ Ќицше), жизненного порыва (ј. Ѕергсон), до ее понимани€ как потока переживаний (√. «иммель). ¬ трактовке категории жизни про€вл€етс€ одна из особенностей этого направлени€ философии попытка сочетани€ философской рефлексии с конструктивными иде€ми естествознани€.

‘илософи€ жизни изначально была нацелена на критическое переосмысление всей прошлой философии, исход€ из примата жизни над истиной. ѕри этом утверждалось, что как нет ни одной безусловно ценной истины, так нет и ни одной безусловно истинной ценности. »стина - лишь одно из средств, ступень в процессе актуализации ценностей, создаваемых нашей волей. ѕри таком понимании гносеологи€ и онтологи€ обретали смысл лишь в своей соподчиненности с этикой. »нтеллект в философии жизни выступает как орудие воли, а познание - как специфическое про€вление воли к власти.  онечной целью человека €вл€етс€ не истина, польза, красота, благо, а сама жизнь.

∆изнь в данном философском направлении трактуетс€ как единственна€ цель воли. ѕри этом иде€ прогресса, как иде€ совершенствовани€ жизненных форм, отвергаетс€, замен€€сь идеей воли к власти, понимаемой в том числе и как методологический принцип истолковани€ процессов становлени€ жизни.

∆изнь, €вл€€сь творческим процессом, бесконечно разрушает уже ставшее.

—пецифика жизни, как бесконечно станов€щегос€, исключает возможность ее адекватного познани€. ќтсюда антисциентизм представителей философии жизни: научное знание трактуетс€ ими только как практически-утилитарное, рецептурно-целесообразное. —хватить суть жизни можно не при помощи логических рассуждений- пон€тий, категорий, рассудочной де€тельности, а благодар€ интуиции, символизации, иррациональным прозрени€м. ѕознать жизнь - значит не объ€снить ее, а пон€ть, почувствовать погрузившись в ее становление и изменение. –азум, €зык только скрывают истинное звучание жизни.  ультура же, св€занна€ с рациональным оформлением жизненной стихии, требует, прежде всего, словесной фиксации, и, следовательно, должна стать предметом критической философской рефлексии, в первую очередь. “ака€ ориентаци€ ставила в центр интересов данного направлени€ вопросы культурного бытовани€ €зыка, мифа, символа, что с особой силой про€вилось в творчестве ‘.Ќицше.

ѕонима€ мир как абсолютное и бесконечное становление, представители философии жизни определ€ли его как бессубстанциональное Ќичто, хаос, в котором отсутствуют пор€док, единство, логика, целесообразность.

—тановление мировой жизни лишено смысла, оно не имеет никакой цели и изначально противоречиво.

—тановление жизни - это борьба воль, равно претендующих на господство. ¬о всех про€влени€х жизни можно найти волю к власти, котора€ и определ€ет эволюцию мира. √енезис воли к власти непознаваем, сама она необъ€снима. ¬ол€ к власти выступает как дифференцированное единство, как совокупность волевых центров - динамическиx образований, характер взаимодействи€ которых друг другом определ€ет жизнь во всей ее полноте. ¬заимодействие "волевых центров" обусловливаетс€ их энергетическим потенциалом, силой действи€, которое они производ€т, и мерой сопротивлени€ со стороны других взаимодействующих центров. ѕроцесс становлени€ стремитс€ не к устойчивости, а к посто€нному росту каждый "волевой центр" пытаетс€ распространить свою силу и энергию на все окружающее пространство. ѕобеждает сильнейший. подчин€€ себе менее динамичные центры на основе принципа сродства и образу€ систему сил.   таким системам относ€тс€ человек, человечество. ¬селенна€. ѕространство, заполн€ющеес€ системами сил, ограничено, но врем€ их существовани€ - вечно. Ёто ведет к тому, что через огромные временные интервалы возможно повторение уже проживших комбинаций, возвращение уже бывших систем. ѕоэтому при всем разнообразии жизни ее отдельные элементы, "картины" будут воспроизводитьс€ бесконечно. ƒанна€ трактовка процесса становлени€ получила название вечного возвращени€.

–азработка идеи вечного возвращени€, котора€ встречалась уже у ѕифагора, стоиков, Ёпикура, Ћукреци€ и многих других более поздних мыслителей, была вызвана в философии жизни необходимостью этического обосновани€ закономерности прин€ти€ и при€ти€ жизни, как заданного человеком самому себе идеала. ѕротиворечие между устремленностью жизни, как станов€щегос€ вперед и вечным возвращением, снимаетс€ благодар€ концепции сверхчеловека, в котором актуализируетс€ высшее воплощение золи к власти как воли к свободе. —верхчеловек своей волeй творит себе законы жизни и добровольно подчин€етс€ им ѕоэтому вечное возвращение - это при€тие человеком жизни в вечности, в полноте осуществлени€ воли к власти.

јнри Ѕергсон (1859-1941) - один из крупнейших представителей философии жизни и интуитивизма, Ќобелевский лауреат - полагал, что жизнь как становление начинаетс€ в результате первоначального взрыва ("жизненного порыва"). —ама жизнь выступает как поток качественных изменений, сродни творческим активаци€м. ѕервоначальный взрыв вызвал к жизни интеллект и интуицию как формы жизни и познани€. Ёволюци€ в дальнейшем привела к их взаимному отчуждению, к приобретению ими противоположных качественных характеристик. ∆изнь, как специфическа€ целостность, в результате своего распада порождает дух и материю —ама жизнь может быть постигнута только интуитивно, симпатически. ѕри этом снимаетс€ противоположность познающего и познаваемого, жизнь как бы познает саму себ€. —амопознание выступает как последовательное постижение определенных "длительностей", понимаемых как субъективно переживаемые состо€ни€ жизни. »нтуици€ "схватывает" живое, станов€щеес€ в его длительности. ¬ то врем€ как интеллект познает мертвые вещи, утратившие длительность, в обмен на пространственную фиксацию. ¬ конечном счете жизнь выступает дл€ ј. Ѕергсона как специфический метафизический процесс, поток творческих энергии. ќн полагал, что способность к творчеству имманентна жизни и свойственна человеку. ќднако способность к творчеству €вл€етс€ индивидуальной, а не родовой характеристикой человека. ¬след за ‘. Ќицше ј. Ѕергсон разрабатывал элитарную концепцию культуры и творчества.

ѕроблема метаморфоз жизни и форм их воплощени€ неизбежно рождала у представителей философии жизни вопрос об историко-культурных воплощени€х жизненного порыва.

ќдин из крупнейших представителей философии жизни ¬ильгельм ƒильтей (1833-1911) определ€л жизнь прежде всего как культурно-исторический феномен. ƒл€ ее постижени€ ¬. ƒильтей предлагал использовать метод понимани€, как непосредственного постижени€ целостного переживани€ по поводу какого-либо объекта, и метод самонаблюдени€, который развивал еще ‘. Ќицше. “ракту культуру как уже ставшее, как застывшую жизнь, ¬. ƒильтей начал разрабатывать метод герменевтики, который oн определ€л как искусство понимани€ фиксированных про€влений жизни. »деи ¬. ƒильте€ оказали большое вли€ние на другого представител€ философии жизни √. «иммел€.

јнтиномичность такого подхода была в полной мере выражена в философии ‘ридриха Ќицше.

явл€€сь родоначальником "философии жизни", выразившим "трагедию культуры" на переломном этапе конца XIX - начале XX вв., Ќицше попыталс€ осмыслить кризисные €влени€ современной ему эпохи, опира€сь на o6щефилософский и конкретно-исторический анализ. ¬ результате он дал развернутую критику основ западноевропейской цивилизации (антична€ культура и христианство), рассмотрел проблемы и про€влени€ кризисов буржуазной культуры и разработал типологические основани€ дл€ анализа общекультурного процесса. —ложность и противоречивость немецкого мыслител€ в полной мере отразились на его философий, изложенной в афористичной форме в многочисленных сочинени€х и эссе: "јнтихристианин", "“ак говорил «аратустра", "ѕо ту сторону добра и зла", "¬ол€ к власти и др. ≈го современник √.-’. ‘айхингер (1852-1933) писал о Ќицше: "— одной стороны, учение Ќицше разрушительно и в руках неосторожных и недозрелых может действовать как умственный и нравственный динамит. Ќо с другой стороны, оно... может вывести нас из "догматической дремоты" и принудить пересмотреть и заново обосновать наши интеллектуальные и моральные блага и ценности". ‘илософские взгл€ды Ќицше базируютс€ на имморализме, на сильной антирелигиозной, антихристианской тенденции, на интуитивизме, антидемократизме, индивидуализме. волюнтаризме.

—овременную ему культуру немецкий философ критикует за пессимизм, нигилизм, распространение социалистических идей (т. к. они подчин€ют индивида общему, государству), господство массовости, феминизм, религиозность.

–азвитие культуры - результат адаптации человеческого существа к услови€м своего существовани€. „еловек, €вл€€сь изначально "слабым животным", вынужден использовать в этом процессе не волю, а интеллект и фантазию. –ациональность, заложенна€ в основе культуры и про€вл€юща€ себ€ прежде всего в символотворении, несет гибель основанной на этом культуре.  ультура создавалась посредством €зыка, логических законов. язык же не может выразить богатство мира, лучше всего фиксируемого в дологическом переживании. язык, система значений и символов оторваны от реальных объектов, в то врем€ как истинное схватывание сущностей не требует рефлексии, не нуждаетс€ в символической де€тельности интеллекта.

—имволы и €зык конституируют иную реальность, чем она есть на самом деле. ќни привод€т к созданию сферы тождественных смыслов, фиксированных значений, повтор€ющихс€ регул€нтов. Ётот мир разума ведет к формированию поведенческих стереотипов, годных лишь дл€ массы - "слишком многих", как называет нетворческое большинство Ќицше. язык и св€занный с ним интеллект создают услови€, гас€щие инстинктивную волю к жизни, что приводит к деградации человеческой личности. »ное дело - чувственно-образное отражение действительности, фиксированное в искусстве. Ёто - "страна" фантазии, интуиции, целого схватывани€ действительности.

„еловеческа€ культура пытаетс€ примирить два способа видени€ и объ€снени€ мира, два стил€ жизни. ѕоэтому культура всегда антиномична, это попытка обуздани€ хаоса, попытка его оформлени€, упор€дочивани€. Ќицше полагал что могут существовать два типа культурной ориентации, два типа культуры. ѕервый св€зан с оформленностью, дискурсивностью, рационализмом, сознательным противосто€нием миру. Ёто "аполлонийска€ культура". ≈е Ѕог - —лово, ее цель - упор€доченность мира ценой его упрощени€, схематизации, в конечном счете, - отрицани€ ѕредельное развитие аполлонийского начала ведет к стереотипизации культуры, к утере самосознани€ как ценности. к манипулированию лишенными воли индивидуумами, к культу посредственностей, что со всей силой очевидности про€вл€етс€ в западноевропейской культуре.

¬торой тип св€зан с творческим отношением к миру, с про€влением всех возможных человеческих свойств, что требует оптимального развити€ индивидуальности, основанной на волевом начале, на личностных качествах, непосредственно вли€ющих на динамику культуры. ¬ основе этого типа культуры лежит трагическое отношение к миру, эмоционально-чувственное "схватывание действительности". ¬торой тип культуры Ќицше называет "дионисийским".

≈сли первый тип культуры, воплотившийс€ в спекул€тивной философии, христианстве с его аскетической моралью, губит индивидуальность и искажает мир, то дионисийска€ культура строитс€ на мистическом "схватывании" целостности и гармонии ¬селенной и предполагает культурное бытие сверхличности.

 ультура, раз рожденна€ человеком, бесконечное число раз рождает самого человека ѕри этом человек может относитьс€ к культуре дво€ко, он может искать в культуре знакомые ценности, парадигмы, идеалы, воспроизвод€ вокруг себ€ уже освоенную культурно-социальную ситуациию при помощи "культурных костылей" - стереотипов Ёвристическа€ де€тельность человека сводитс€ к минимуму, замен€€сь механически-поисковой. Ёто "лабиринтный человек". — другой стороны, человек может не искать "нить јриадны" (т. е привычных ориентации) в лабиринте культуры, а сам создавать культурные ценности, станов€сь сверхличностью, отвергнувшей власть духовных и социальных авторитетов. ‘. Ќицше убежден, что культура зиждетс€ на отдельных личност€х, подчин€ющих себе массу, ибо люди существуют в его глазах лишь дл€ повиновени€ и нуждаютс€ в могучих, властных натурах.

 ультура - область и результат де€тельности элитарного человека, наделенного волей к жизни и свободного предустановленной морали. —верхчеловек - абсолютно свободна€ личность, сознательно беруща€ на себ€ ответственность за свои поступки и прокладывающа€ путь в истории и культуре. ќн создает, а не потребл€ет, творит, а не разрушает ≈го де€тельность не нуждаетс€ в "нити јриадны", так как вс€кие стереотипы и клише чужды ему. ќн сам творит эти клише дл€ иных - дл€ ведомых "лабиринтных" людей.

—верхчеловек сознательно изолируетс€ от толпы. —фера его быти€ - эстетизированный воздух элитарной культуры, существующей дл€ немногих, обращенной в будущее, создающей поле дл€ всестороннего развити€ личности »дею сверхчеловека и сам этот термин Ќицше заимствует у √ердера и √ете, примен€€ ее дл€ описани€ высшей породы людей, "людей-господ". —верхчеловек у Ќицше выступает в дво€ком плане, как идеал социокультурного развити€ человечества и как уже исторически воплощенный феномен, олицетворенный выдающимис€ личност€ми (Ќаполеон, јвгуст, ÷езарь, јлександр ћакедонский и т. п.). ќсобенность сверхлюдей - в исповедовании принципа "любви к превратност€м судьбы". ќни принимают жизнь такой, кака€ она есть, со всей болью и скорбью, которые отражаютс€ в человеческой истории и культуре. —верхчеловек любит жизнь, защищает ее, опроверга€ безволие "массы". ¬месте со своим специфическим отношением к жизни как к высшей ценности сверхчеловек привносит в культуру героический пафос, свободу духовной самореализации, стихию полифонических чувств и эмоций, апофеоз де€тельного самоутверждени€.  ультура как истолкование жизни базируетс€ на истолковании аффектов, на мире влечений и потребностей, которые, уже истолкованные, приобретают власть нормы.'' ¬ элитарной культуре господствуют нормы волевых изъ€влений сверхличности, котора€ при помощи воли гармонизирует хаос мира аффектов. ¬ массовой культуре царит "коллективна€ вол€ массы слабых", обосновываетс€ право на приспособление и сострадание ѕоэтому массова€ культура не возвышает человека, не задает ему уровень духовного развити€, а низводит его на ступень серой посредственности без лица. ¬ массовой культуре все узнаваемо, все привычно, она тешит иллюзией, сказкой, мифом, она обласкивает ничтожество ограниченных людей. Ќо когда тонкий слой культуры спадает, ограниченна€ скотина предстает взору. јристократическа€ (элитарна€) культура, противосто€ща€ культуре рабов, характеризуетс€ изысканностью, исключительностью, обособленностью. Ќицше доказывал, что в истории нет права равных, человек неравен другим изначально. ѕоэтому и культура не должна уравнивать, она должна подчеркивать естественное неравенство, культивировать дистанцию зависимости дл€ одних и свободную силу дл€ других.  ультура - способ сохранени€ определенной формы жизни ¬от почему она - лишь тоненька€ €блочна€ кожура над раскаленным хаосом. ÷енности культуры всегда относительны, они - результат адаптации человека к вызовам социоприродного существовани€. ÷енности культуры могут быть истинными, ложными, просто предрассудками, на их не может не быть, так как родовые признаки человеческого существа диктуют утилитарно-посто€нный характер некоторых из этих ценностей (так называемые "вечные истины", некоторые морально-этические нормы, философские категории и т. п). ¬ этом смысле культура двигаетс€ как бы в круге вечного возвращени€, вынужденна€ воспроизводить раз удачно найденные формы жизни и адаптаци€ к ним. “олько авангард культуры в лице новой попул€ции сверхлюдей может прорвать этот круг, создава€ принципиально новые формы жизни.

—верхчеловек-сплав врожденных черт гениальности с целенаправленным воспитательным процессом. —верхчеловек Ќицше, идущий на смену люд€м старой западноевропейской культурной традиции, - это –ебенок. »менно нова€ раса "людей-детей" разрешит противоречи€ современного социокультурного развити€, преодолеет кризис культуры, ее упадок, гиперразвитие отдельных сфер цивилизации, подавление и отчуждение личности. Ћюди-дети принадлежат к миру и жизни, растворены в них, а не противосто€т им, они обладают жизненной энергией и неограниченным творческим потенциалом, они чувствуют, а не холодно размышл€ют. ќни веселы и радостны Ќицше рисует воображаемую страну "детей будущего". ѕодобные люди суть земные боги, это - созидающие существа, которые сами берут в руки свою судьбу и свое будущее. »бо никто не может сн€ть с человека эту об€занность: нет богов, твор€щих или мешающих нам творить.

—оздавать ценности должен сам человек, чтобы дать смысл земле и истории. Ќа человеке будущего, освобожденном от иллюзий прошлого и €сно, холодно и светло смотр€щем в глаза ¬селенной, лежит огромна€ ответственность. Ёта ответственность состоит прежде всего в том, чтобы преодолеть негативные последстви€ развити€ культуры «ападной ≈вропы, критическому анализу которой

Ќицше удел€ет особое внимание. — его точки зрени€, европейскую цивилизацию можно назвать культурой варварства. ¬ ней науки служат иде€м нигилизма, разрушени€ и политического господства. ≈е закономерное развитие приведет к эпохе борьбы за власть над земным шаром, котора€ будет вестись во им€ основных философских учений. Ёто эпоха потр€сений и страшных войн, кризисов политической власти и национальных катаклизмов.

—оциокультурную эволюцию в будущем Ќицше св€зывал прежде всего с надеждой объединени€ двух великих исторических и культурных традиций - немецкой и русской ”важение к слав€нской культуре, к культурам иных народов заставл€ет Ќицше поставить проблему культурного синтеза на основе утверждени€ "истинно человеческих оснований культуры", на основе реализации "высокой одаренности разных наций".

‘илософи€ жизни имела большое значение дл€ развити€ персонализма, экзистенциализма, неофрейдизма. ѕройд€ период наибольшего интереса к себе в первой четверти XX века, философи€ жизни переживает сегодн€ свое возрождение, своеобразный ренессанс. ¬ последние дес€тилети€ XX в. ежегодно издаетс€ около 20 монографий по проблематике философии жизни, выходит огромное количество статей, провод€тс€ дес€тки международных научных конференций. ћожно сказать, что проблемы, подн€тые философией жизни, и решени€, ею предложенные, актуальны до сих пор и требуют разностороннего переосмыслени€.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-08-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1751 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

2035 - | 1995 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.