Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсобенности русской религиозной философии 20в




–усска€ религиозна€ философи€ конца XIX - начала XX веков €вилась реакцией на негативные стороны антропоцентризма нового времени. ќна сделала акцент прежде всего на духовных качествах человека, таких как творчество, добро, любовь. „еловек здесь также рассматриваетс€ как центр мира (например в творчестве Ќ.Ѕерд€ева), однако он не противопоставл€етс€ этому миру. Ќаоборот, человек исследуетс€ как свободное творческое существо, призванное Ѕогом к собиранию мира в единое целое, к внесению в мир любви и солидарности, к созиданию гармонии.

ƒл€ русских религиозных философов (¬.—оловьева, ѕ.‘лоренского, —.‘ранка и других) человек есть носитель жизни и ее продолжатель, но не разрушитель —мысл жизни состоит в отрицании «ла посредством творени€ ƒобра, которое и есть, по убеждению русских мыслителей, утверждение жизни на планете.

ќсновные черты русской религиозной философии

¬ религиозной философии русских философов человек рассматриваетс€ как активна€, свободно твор€ща€ сила. ќн наделен высокой духовностью и способен объединить мир, спасти его от разрушени€ смертоносным временем и человеческим эгоизмом. –елигиозный (православный) антропоцентризм в русской философии выступил в качестве своеобразного интеллектуального ответа на технизацию общественной жизни, падение нравов и другие пороки, особенно промышленной цивилизации. ѕромышленна€, техническа€ по своей сути, цивилизаци€ разрушает человечность, и противосто€ть этому опасному процессу может лишь высока€ духовность - так может быть сформулирована основна€ иде€ русской религиозной антропологии этого времени, русского религиозного –енессанса.

 ак это согласно выражают прот. ¬. «еньковский, Ќ.ќ. Ћосский, Ќ.ј. Ѕерд€ев и другие авторы, русские религиозные философы, начина€ с ’ом€кова в особенности, исходили из той мысли, что православие означает иное воспри€тие и понимание христианства, нежели католичество и протестантизм, а потому на основе его, в свете его, может быть найден новый подход к основным вопросам культуры и жизни, построено новое мировоззрение. Ќ.ќ. Ћосский выразил это в следующих словах (стать€ Ђ¬л. —оловьев и его преемники в русской религиозной философииї): Ђќсновна€ задача русской религиозно-философской литературы есть построение православно-христианского мировоззрени€, раскрывающее богатое содержание и жизненную действенность главных догматов христианства, которые во многих умах превратились в омертвевшие формулы, оторванные от жизни и миропонимани€ї. “аким образом, речь шла о построении действенного и целостного мировоззрени€, в котором все его планы Ц религиозный, философский, культурный, политический, социальный и даже экономический (как у —.Ќ. Ѕулгакова, ѕ.Ѕ. —труве) Ц взаимно перекрывались. ¬ результате, русска€ религиозна€ философи€ охватывала не только основные вопросы духовной культуры, но и главные вопросы социально-политической жизни.

¬сеохватность русской религиозной философии может быть иллюстрирована следующим приблизительным списком ее ключевых тем и проблем:

–елигиозный космологизм (ожидание просветлени€ и преображени€ мира).

”чение о Ѕогочеловечестве (выводы из христологического догмата).

”чение о ÷арстве Ѕожием. Ёсхатологиэм.

ѕроблема творчества. –елигиозное осмысливание и оправдание культуры.  ультура и цивилизаци€. “ехника и прогресс. Ќигилизм. ѕостроение христианской Ц православной Ц культуры.

ћещанство и буржуазность.

ѕроблема власти. јнархизм и деспотизм. Ћиберализм и демократи€.

“еократи€. ѕроблема христианского государства.

ѕравославие, католичество и протестантизм.

Ётот перечень тем можно было бы значительно расширить и развить. ћожно попытатьс€ эти темы и обобщить. “ак именно поступил Ќ.ј. Ѕерд€ев, разбив темы по векам и исход€ из окончательных результатов работы русской мысли. ¬от как он в своей Ђ–усский идееї определ€ет русскую тему XIX века: ЂЅурное стремление к последним результатам мировой цивилизации, к социализму и вместе с тем глубокое и острое сознание пустоты, уродства, бездуши€ и мещанства всех результатов мирового прогресса, революции, цивилизации и пр.ї. ј вот и определение основной темы русской мысли начала XX века: это есть Ђтема о божественном космосе и о космическом преобразовании, об энерги€х “ворца в творени€х; тема о божественном в человеке, о творческом призвании человека и смысле культуры; тема эсхатологическа€, тема философии историиї.

–усска€ религиозна€ философи€ действительно охватывала все основные вопросы культуры и жизни.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2535 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћюди избавились бы от половины своих непри€тностей, если бы договорились о значении слов. © –ене ƒекарт
==> читать все изречени€...

2269 - | 2071 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.