Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘илософские идеи ё. рижанича




 рижанич оставил обширное рукописное наследие, еще не полностью изученное и опубликованное. ≈го фундаментальный труд ЂЅеседы о правленииї найден в прошлом веке и лишь частично издан под условным названием Ђѕолитикаї. ¬ нем содержитс€ классификаци€ всех видов знани€, восход€ща€ к латинской схеме septem artes liberates (семи свободных искусств), но дополненна€ и усовершенствованна€. ѕознание мира делитс€ автором на теоретическое и практическое, причем первое Ч на духовное и мирское. ћирское же Ч на философию, математику и механику. “аким образом, философи€ в новоевропейском духе в отличие от старой перипатетической схемы есть не всеобъемлющий вид знани€, но часть теоретического мирского осмыслени€ быти€, что подчеркивало ее автономный статус (÷√јƒј. ‘. 1, 1799).

 

—ама же философи€ содержит три основных раздела: логику ("беседное учение"), физику ("природное учение"), этику ("нравное учение"). ¬ свою очередь логика делитс€: на грамматику ("говорное умение"), понимаемую в широком смысле как учение о €зыке в целом; риторику ("беседное умение") как науку красноречи€; поэтику ("песенное умение") как эстетическое, версификационное и композиционное учение; диалектику ("преговоральное умение") понимаемую не в нынешнем онтологическом смысле, но в исконном эллинском как искусство диалога, мастерство ведени€ спора.   физике  рижанич относит "познание простых телесных вещей" и "врачевство". Ётика понимаетс€ как соединение идиоэтики ("осебуйное нравоучение"), экономики ("государства"), политики ("людонравное учение").   старой аристотелевской схеме добавлена как часть этики юриспруденци€ ("законоставное учение"). ¬ целом получаетс€ довольно разветвленна€ система знаний, соответствующа€ развитию науки XVII в.

 

ќсобое внимание  рижанич удел€ет квинтэссенции человеческого познани€. ¬ главе Ђќ мудростиї он приводит различие между мудростью, знанием и философией. ћудростью считаетс€ постижение "наиболее важнейших и наивысших вещей" (Ѕога, природы, социума, человека), знанием Ч "понимание причин вещей", философией Ч "желание мудрости", при этом философ именуетс€ "рачителем мудрости". ‘илософи€ предстает не как отделенный от других вид постижени€ быти€, но скорее как "тщательна€ и обдуманна€ рассудительность или опытность в суждении о всех вещах". ѕознава€ суть вещей, каждый человек способен приближатьс€ к философии, ибо она есть всюду, где присутствует сущностное отношение к бытию.

 

ћыслитель немало говорит о "политической мудрости" и "политической философии", опериру€ обширным историческим и современным материалом. ѕрименительно к –оссии он считает необходимым учитывать ее геополитический, природный, этнографический факторы. –осси€ призвана возглавить, но не подавл€ть слав€нский мир, которого ждет великое будущее. ћонархи€ должна быть легитимной и справедливой по отношению ко всем сослови€м, обеспечива€ им процветание; также она должна заботитьс€ о каждом гражданине в духе теории "естественного права". ѕрекрасный лингвист, полиглот,  рижанич попыталс€ создать общую дл€ слав€н речь, получившую название "крижаника", на которой написан р€д сочинений, в том числе Ђѕолитикаї.

ќсновным фоном всех трудов  рижанича, посв€щенных –оссии, €вл€етс€ слав€нский вопрос, независимость слав€нских народов, которой многие из них лишились потому, что в раздорах они забыли о единстве и, кроме того, соблазнились заимствованием иноземных пор€дков. —пасение слав€нства он ожидает от русского государства, возлага€ все надежды на русский народ, сбросивший иго монголов и установивший свой суверенитет.

 

¬ своем произведении Ђѕолитика, или –азговоры о владетельствуї  рижанич ратует за справедливое правление. ќн считал, что Ђчесть, слава, долг и об€занность корол€ - сделать свой народ счастливым. ¬едь не королевства дл€ королей, а короли дл€ королевства созданы. √де законы хорошие, там и подданные довольны, и чужеземцы хот€т туда прийти. ј где законы жестоки, там свои собственные подданные жаждут перемены правлени€ и часто измен€ют, если могут, а чужеземцы бо€тс€ приходитьї.

 

ѕо мнению ё.  рижанича, человеческое тело состоит из четырех Ђпервозданных вещейї: из земли, воды, воздуха и огн€. Ёти четыре стихии посто€нно враждуют между собой (сухое боретс€ с мокрым, теплое с холодным и т.д.), что ведет к разным Ђнесогласи€мї. „еловек отличаетс€ от животных разумом (который научает людей мудрости) и руками (чтобы Ђделать мудреные или искусные вещиї). ¬се люди, в том числе и короли, Ђрождаютс€ глупымиї и только с годами приобретают ум и знани€. Ќадо стремитьс€ преумножить в люд€х мудрость, ибо она приносит им благо. Ќевежество порождает суеверие, ереси и обман. ћудрость ё.  рижанич делит на духовную и мирскую. ѕерва€ сводитс€ к богословию, втора€ включает в себ€ механику, математику и философию (миролюбие).

43.  орпускул€рна€ философи€ ћ.Ћомоносова.

ѕервым русским мыслителем мирового значени€ €вилс€ ћихаил ¬асильевич Ћомоносов (1711Ч1765) Ч гениальный ученый-энциклопедист, обогативший своими открыти€ми почти все области знани€, разработавший естественно-научные проблемы и внесший огромный вклад в гуманитарные науки, в частности, в филологию, к тому же незаур€дный поэт. Ёто дало основание ј.—. ѕушкину назвать его Упервым нашим университетомФ, Увеличайшим умом новейших временФ. ѕодчеркива€ энциклопедизм Ћомоносова, ѕушкин писал:

 

У—оедин€€ необыкновенную силу воли с необыкновенною силой пон€ти€, Ћомоносов обн€л все отрасли просвещени€. ∆ажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. »сторик, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубл€етс€ в историю отечества, утверждает правила общественного €зыка его, дает законы и образцы классического красноречи€... и наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического €зыкаФ "1".

 

Ћомоносов Ч это монолитна€ натура. ¬ нем оказались сли€нными естественно-научные, художественно-исторические интересы, а также склонность к их философскому обобщению. ћировоззрение Ћомоносова формировалось в первую очередь под вли€нием научных трудов представителей механистического мироосмыслени€ Ч √. √алиле€, –. ƒекарта, ‘. Ѕэкона, ». Ќьютона, √. Ћейбница и др. ¬месте с тем оно теснейшим образом св€зано с его собственными естественно-научными исследовани€ми. —ущественно и то, что он прослушал курс философии в ћарбургском университете у X. ¬ольфа. Ћомоносов развивал идеи Укорпускул€рной философииФ. ћатерию он понимал как состо€щую из мельчайших частиц Ч атомов, образующих более сложные формы Ч корпускулы (или молекулы), которые, сочета€сь в разных комбинаци€х и количествах, порождают все многообразие видимого в природе. Ёта его концепци€ атомизма лежит в основе Уполной системы природыФ. — идеей единства мира тесно св€зана и его иде€ о всеобщей взаимосв€зи и развитии в природе, что свидетельствует о наличии в его взгл€дах элементов диалектики. У...“вердо помнить должно, Ч писал Ћомоносов, Ч что видимые на земли вещи и весь мир не в таком состо€нии были с начала от создани€, как ныне находит, но великие происходили в нем перемены, что показывает истори€ и древн€€ географи€, с нынешнею снесенна€, и случающиес€ в наши веки перемены земной поверхности.  огда и главные величайшие тела мира, планеты, и самые неподвижные звезды измен€ютс€, тер€ютс€ в небе, показываютс€ вновь, то в рассуждении оных малого нашего шара земного малейшие частицы, то есть горы (ужасные в глазах наших громады), могут ли от перемен быть свободны?Ф "2". “ой же идее развити€ подчинена и его мысль о взаимосв€зи неорганической и органической природы. ѕри этом он тонко различал действие в природе.принципа причинности и функциональной взаимосв€зи.

 

«анима€сь естественными науками, Ћомоносов придавал первостепенное значение опыту. Ќо опыт как метод познани€ был дл€ него лишь основой достоверности; дл€ того же, чтобы извлечь из опыта истину, обобщить экспериментальные данные и на этой основе разработать новый закон природы, необходима аналитическа€ я синтетическа€ де€тельность разума. ѕоэтому в ходе познани€ ученый должен выдвигать гипотезы в качестве предварительного Ћогического объ€снени€ опытных данных. Ћишь подтвержденна€ опытом гипотеза приводит к истинной теории. »так, метод познани€ Ћомоносова таков: от опыта через гипотезы к установлению строгой научной теории.

 

¬ своих философских воззрени€х Ћомоносов сто€л на позиции примирени€ научного и религиозного объ€снени€ мира. У” многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствовани€, опирающийс€ на атомы, либо не может объ€снить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Ѕога-творца. » в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаютс€, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы €снее и полнее объ€снить сущность материи и всеобщего движени€, и никаких, которые с большей насто€тельностью требовали бы существовани€ всемогущего двигател€Ф "3". Ћомоносов, как и ». Ќьютон, провел четкую методологическую грань в подходе к объ€снению конкретно-научных проблем. — точки зрени€ Ћомоносова, нельз€ решать конкретно-научные проблемы, скажем, в математике, механике, химии и т.п., все врем€ ссыла€сь на религиозные принципы. ¬оззрени€м Ћомоносова, как многих мыслителей его времени, был присущ деизм, согласно которому Ѕог Ч главный УархитекторФ мироздани€. УЌерассудителен математик, ежели он хочет Ѕожескую волю вымер€ть циркулом. “аков же и богослови€ учитель, если он думает, что по псалтыре научитьс€ можно астрономии или химииФ

ќтносительно проблем социальной жизни Ћомоносов придерживалс€ просветительских взгл€дов.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1531 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќеосмысленна€ жизнь не стоит того, чтобы жить. © —ократ
==> читать все изречени€...

2095 - | 1832 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.