Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«ападники




  западникам относ€тс€ выдающиес€ мыслители Ч ¬.√. Ѕелинский (1811Ч1848), Ќ.√. „ернышевский (1828Ч1889), Ќ.ј. ƒобролюбов (1836Ч1864), ƒ.». ѕисарев (1840Ч1868), ј.». √ерцен (1812Ч1870). Ёто талантливые литературные критики, философствующие публицисты, общественные де€тели. «ападники прошли поучительную школу немецкой классической философии и французского ѕросвещени€. ѕосле глубокого увлечени€ гегель€нством русские философы, не без вли€ни€ Ћ. ‘ейербаха, повернулись к материализму, стрем€сь, однако, сохранить диалектический метод √. √егел€ "1". ќни полагали, что сознание есть свойство не всей, а лишь высокоорганизованной материи Ч мозга. (¬ыдающа€с€ роль в исследовании функций мозга принадлежит русскому физиологу ».ћ. —еченову, на труды которого опиралс€, в частности, Ќ.√. „ернышевский.) —реди западников в философском отношении особо выдел€ютс€ √ерцен и „ернышевский. Ќиколай √аврилович „ернышевский, испытавший сильное вли€ние воззрений Ћ. ‘ейербаха, удел€л большое внимание антропологической философии, дополн€€ ее социальными, этическими и, что очень важно, экономическими аспектами: дл€ человека очень существенны реальные услови€ его быти€. ¬ области этики „ернышевский проповедовал знаменитую идею Уразумного эгоизмаФ, и поныне рождающую споры. ¬ области эстетики (о чем он написал свой труд Уќб эстетическом отношении к действительностиФ) „ернышевский рассматривал художественное творчество и категории прекрасного. —огласно „ернышевскому, Упрекрасное Ч это жизньФ. ѕоэтизаци€ самого факта жизни во всем ее разнообразии Ч существенный аспект в философских воззрени€х мыслител€. „ернышевский жестоко пострадал на каторге за свои политические убеждени€ и выступлени€.

 

јлександр »ванович √ерцен в своем мировоззрении прошел сложный и внутренне противоречивый путь. ≈го идейное развитие Ч это духовна€ драма, процесс очарований и глубоких разочарований вплоть до пессимизма. ќн был не согласен с идеологией слав€нофилов, увлекалс€ западноевропейскими философскими концепци€ми. ¬ своих издани€х Ч альманахе Уѕол€рна€ звездаФ » газете У олоколФ Ч он выступал против крепостничества и царизма, выдвига€ общедемократические требовани€ Ч освобождение кресть€н с землей, общинное землевладение и уничтожение цензуры. ѕровозглаша€ идеалом не какой-либо абстрактно-логический момент в жизни абсолютной идеи, но справедливо устроенную жизнь, √ерцен, например, отмечал, что природа и человеческа€ истори€ вечно и непрерывно измен€ютс€, что они Утечение, перелив, движениеФ, причем движение происходит посредством борьбы двух противоположных тенденций (или стремлений) Ч ввозникновени€ и разрушени€.  аса€сь проблемы личности, √ерцен утверждал, что она теперь становитс€ центральной: личность Ч вершина исторического мира, к ней все примыкает, ею все живет.

 

ќбщефилософские проблемы, занимавшие интересы √ерценa, Ч это единство быти€ и мышлени€, жизни и идеала, поиски метода, в котором гармонично сочетались бы эмпирический и рациональные приемы человеческого ума. ќн стремилс€ обосновать закономерность движени€ человечества по пути к свободному от антагонизмов обществу. ѕо √ерцену, гр€дущий мир есть царство разума, он как бы подытожит и воплотит разумные начала всей предшествующей истории: реалистическое преклонение перед природой и принципы суверенности личности, свободы духа, развитые первоначальном христианстве. ќн ратовал за сн€тие крайностей материализма и идеализма. ¬ молодости он был глубоко верующим, впоследствии раздел€л идеи атеизма, говор€ точнее, находилс€ в поисках и колебани€х в этом вопросе. √ерцен уделил особое внимание взаимоотношению личности и общества; он критиковал  ак буржуазный индивидуализм, так и уравнительные коммунистические утопии. –азмышл€€ над проблемой свободы и необходимости, он стремилс€ избежать крайностей и фатализма, и волюнтаризма, пыталс€ осмыслить историю как Усвободное и необходимое делоФ, развивал идею единства среды и личности, исторических обсто€тельств и человеческой воли.

 

√ерцен с глубоким интересом воспринимал идеи социализма, например, высоко ценил труды  .ј. —ен-—имона, ѕ.∆. ѕрудона и др. ќн исходил из того, что пути к социализму многообразны и завис€т от исторически сложившихс€ форм общественной жизни и культуры. ќтносительно –оссии он считал, что дл€ нее наиболее приемлем кресть€нский социализм, так как русска€ деревенска€ община содержит его зачатки. ’от€ √ерцен верил в идеи социализма, но не рассматривал его как окончательную и совершенную форму общественного устройства, при этом от методов революционного преобразовани€ он склон€лс€ все же к реформистским пут€м совершенствовани€ общества. ¬ своем произведении У— того берегаФ он поставил резонный и мудрый вопрос:

 

У√де лежит необходимость, чтобы будущее разыгрывало нами придуманную программу?Ф ƒругими словами, какие существуют объективного характера ручательства в том, что идеалы социализма осуществимы?

 

¬ области философии истории в фокусе его внимани€ была проблема сущности социальных законов, которые осмысливались как переплетение стихийного хода истории, т.е. бессознательного начала в историческом потоке, и сознательной де€тельности индивидов и общества в целом в виде развити€ научного знани€. √ерцен боролс€ за просвещение масс, подготавливающее их к социальному перевороту. Ќо после поражени€ революции 1848 г. он существенно пересмотрел некоторые основные положени€ своих социально-философских воззрени€х, в частности, отказалс€ от идеи разумности хода истории, подверг резкой критике различного рода социальные утопии и романтические иллюзии. ¬ своей критике западноевропейской цивилизации √ерцен дошел до скептицизма, став€ под сомнение способность человеческого разума пон€ть и предвидеть направление исторического развити€. ќн пришел к выводу о возможности дл€ –оссии иного, отличного от западноевропейского пути развити€, рассматрива€ общину как основу дл€ такого развити€, вид€ в мирской сходке эмбрион, из которого должна произойти сама€ широка€ общественность. ќн возвел фундамент дл€ позднейшего русского народничества. Ќо чем дальше, тем все больше он чувствовал, что –осси€ заражаетс€ Убуржуазной оспойФ.

 

ѕоследним словом социально-философских воззрений √ерцена €вились письма к ћ.ј. Ѕакунину, направленные против крайностей его революционной теории: призывов к уничтожению государства, немедленному социальному перевороту, требований не Уучить народФ, а Убунтовать егоФ. √ерцен говорит теперь уже так: нельз€ звать массы к такому социальному перевороту, потому что насилием и террором можно только расчищать место дл€ будущего, но не создавать новое. ƒл€ социального созидани€ необходимы Уидеи постро€ющиеФ, нужна сила, нужно народное сознание. УЌельз€ людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутриФ"2".

 

ѕо мнению —.Ќ. Ѕулгакова, все сознаваемые страдани€ √ерцена имели источником позитивизм и атеизм. Ќо при всех своих позитивно-атеистических воззрени€х, √ерцен был посто€нно зан€т вопросами религиозного сознани€ Ч о смысле жизни, истории и т.д. Ч карамазовскими вопросами. Ќо, как и  арамазову, √ерцену суждено было испытать не радость положительного разрешени€ этих великих и страшных вопросов, а горечь сознани€ их неразрешимости. ќн искал и не нашел; однако истинна€ религиозность состоит именно в искании. —о всепобеждающей силой внутреннего переживани€ значение религии на русской почве было показано ‘.ћ. ƒостоевским, а позднее ¬л. —оловьевым с помощью логической аргументации, опирающейс€ на философию идеализма. ѕоэтому можно сказать, что √ерцен, хот€ и кружным путем, более ќтрицательным, чем положительным, ведет к... ƒостоевскому и —оловьеву. ¬ нем дорог нам не только народный трибун, герой освободительной борьбы, но и один их провозвестников гр€дущего религиозного возрождени€ "3". ќтношение к христианству у √ерцена было противоречиво-поисковым. «аслуживает упоминани€, что к ≈вангелию он всегда сохран€л необычайно теплое чувство.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1388 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

2075 - | 1826 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.008 с.