Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘илософи€ русского космизма 20в




–усский космизм соедин€ет в себе традиционные ценности русской культуры и современное научное представление о мире. –усский космизм, понимаемый в широком смысле, социокультурный феномен, в узком - естественнонаучна€ школа.

 

–усска€ философска€ поэзи€ выразила задолго до науки, до теоретической философии, до  .Ё. ÷иолковского, ¬. ». ¬ернадского, ј. ». „ижевского чувство планетарного сознани€, глубокой органической св€зи человека со всей ¬селенной, космосом. ¬ свою очередь философские идеи русского космизма, вызрев в лоне русской культуры, получили живой отклик в отечественной философской поэзии XX века.

 

ќсновна€ черта русского космизма - иде€ активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развити€ мира, когда человечество направл€ет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. „еловек - существо сознательное, творческое, но несовершенное, призванное преобразовать не только внешний мир, но и собственную природу.  осмисты обосновали нравственную и объективную необходимость активной эволюции и ионосферы, дали дальнейший толчок развитию научной и философской мысли.

 

Ќа заре XX века поэтическое сознание символистов, выражало космические идеи в русле оппозиции " хаос-космос", в стремлении к вселенскому синтезу, что нашло свое €ркое выражение в учении о "всеединстве" ¬л. —оловьева. ќднако практика символистов показала, что, обраща€сь к символу как знаку, св€зывающему этот мир и потусторонний младшие символисты пренебрегали реальным миром. ¬ то же врем€ они стремились "творить" жизнь, преобразовывать ее в соответствии с христианским идеалом.

 

ѕута€ искусство с жизнью, поэты стремились к преобразованию жизни по законам искусства, провозглаша€ теургию. ¬ этом заключалась историческа€ ограниченность философской мысли символистов, так как русский космизм предполагает не только устремление в космос, но и высшую степень познани€ реального мира как части ¬селенной.

 

—трем€сь преобразовать мир по законам искусства, символисты не смогли выполнить эту задачу, а также преодолеть индивидуализм.

 

—имволизм и ‘утуризм - пол€рные миросозерцани€ и эстетические системы. ѕыта€сь преодолеть отчуждение человека, они предлагали различные варианты "творчества жизни". ѕервые выдвигали идею религиозного синтеза, вторые не всегда осознанно ориентировались на искаженно трактованное ницшеанство, обраща€сь к "примитивным" эпохам, к €кобы еще не "испорченному" культурой человеку.

 

ќсобым периодом в развитии русского эстетического сознани€ €вились 20-е-30-е годы XX века. ѕослереволюционна€ –осси€ в некотором отношении ближе ’VIII веку, чем XIX. —ознание новой эпохи "очистилось" от многих противоречий и стала определеннее просветительска€ иде€ величи€ мира и человека. ќсобенно велико вли€ние на творчество р€да русских поэтов этого времени /¬л. ’лебникова, ¬л. ћа€ковского, Ќ. «аболоцкого/ космических, философско-исторических и культурологических идей Ќ. ‘. ‘едорова. ≈го идеи, изложенные в "‘илософии общего дела", оказались поразительно созвучными умонастроени€м и мироощущени€м поэтов, чутко воспринимавших трагический разрыв человека и природного мира, краткости жизни отдельного человека и длительности исторического процесса, осознание бессмысленности жизни без борьбы со смертью.

 

—воеобразное поэтическое преломление в творчестве ¬л. ’лебникова нашли суждени€ Ќ.‘. ‘едорова о почитании предков, о необходимости не просто признани€ св€зи поколений, но и реализации этой св€зи в проекте "всеобщего воскрешени€", отрицание линейного социального времени. «аболоцкий тоже удел€л большое внимание подобным проблемам. ќн переписывалс€ с Ё. ÷иолковским, интересовалс€ "научной этикой" ученого, рожденной наукой о космосе. ¬ своей поэзии «аболоцкий исследовал мир и природу человека как эволюцию, осознавшую саму себ€. ќсобенно близка «аболоцкому была мысль ÷иолковского, выраженна€ в "¬оле ¬селенной", об уничтожении вс€ких страданий, о том, что космос подобен добрейшему и разумному животному. «аболоцкий понимал, что на пути разумного освоени€ космоса лежит плоский рассудок и этическа€ неполноценность. ¬озможно, "преображению" человека поможет природа, котора€ будет "давать уроки" человеку.

 

јрсений “арковский раздел€л во многом взгл€ды «аболоцкого, перекликалс€ с ним в раскрытии отдельных образов и идей. ќднако, интересу€сь наукой, переписыва€сь с ¬ернадским, поэт остаетс€ романтиком "постсимволистского" толка. ѕреодолева€ отчуждение человека и мира, свойственное нашей кризисной эпохе, он опираетс€ на идею "всеединства" ¬л. —оловьева, понимаемую на социокультурном уровне. “о, что не удалось сделать символистам в области достижени€ единства социума и космоса, в области преодолени€ ницшеанства и индивидуализма, то по-своему решают поэты средины XX столети€.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-02-12; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1774 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

2056 - | 1937 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.