Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальные ценности и социализация личности




Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его по­требности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный ха­рактер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в раз­личное время у одного и того же человека. Сытый и голодный будут по-разному относиться к куску хлеба, а симфоническая музыка (или рок-музыка) может вызвать у людей не только чув­ство глубочайшего наслаждения, но и раздражение. Другими словами, существует не только историческая, но и индивиду­альная динамика ценностей и их иерархии.

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориен­тации, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредст­венно влияют на ее развитие. При этом, в соответствии с кон­кретной, индивидуальной иерархией ценностей, наблюдается относительный характер ценностных ориентации. Так, один учится, чтобы больше зарабатывать, а другой работает, чтобы иметь возможность учиться и самосовершенствоваться. Но, так или иначе, конкретная система ценностных ориентации и их иерархии выступает регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация.

Социализация личности включает в себя усвоение социаль­ного опыта и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систе­му ее ценностных ориентации, стержень ее сознания и являют­ся импульсом ее действий и поступков. Важнейшим моментом социализации личности является ее самоактуализация.

В литературе существуют разные способы и принципы клас­сификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средст­ва (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положи­тельных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д. Важно подчеркнуть, что все они на­ходятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и обра­зуют целостность мира каждого человека.

Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь. Эта цен­ность должна рассматриваться только как ценность-цель, и никогда к ней не должно быть отношения как к ценности-сред­ству, о чем так убежденно писал Кант. Человек — это самоцен­ность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о цен­ностях вне человека лишается смысла, если, конечно, не впа­дать в мистические спекуляции.

Такую же ценность представляют и социальные общности и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого заключена в социальной сущности чело­века и вытекающей отсюда диалектике общества и личности По этому поводу видный русский философ П.И. Новгородцев писал следующее: “Личность есть начало безусловное, но не самодовлеющее: общество, которое ей противопоставляется ведь это другие лица, которые могут быть не средствами, а только целями для данной личности. Являясь лицом и притя­зая на безусловное нравственное значение, я должен и в других лицах признать такую же безусловную ценность. Я не могу ви­деть в обществе, т.е. в других лицах, только средства для моих целей, я должен признать за ними значение таких же нравст­венных целей, какое они, т.е. все общество, должны признать за мною. Тут создается не отношение средства к целям, а более сложное отношение взаимодействия целей”.

Помимо этого, к высшим ценностям следует отнести такие “предельные” и наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д. Именно к таким ценностям относятся слова одного из крупней­ших философов XX в. А. Уайтхеда: “Тот Мир, который увеличи­вает продолжительность существования, является Миром Цен­ности. Ценность по самой своей природе вневременна и бес­смертна. Ее сущность не коренится ни в каких преходящих об­стоятельствах”2. Этот тип ценностей оказывает первостепен­ное влияние на социализацию личности. Их реализация по су­ществу тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности, ее самоактуализации. Без этого не только не может состояться личность, но и сама жизнь для большин­ства будет невыносимой. Люди, не нашедшие по каким-то при­чинам, например, смысла жизни или не имеющие возможнос­ти реализовать его, так же как и другие высшие ценности, часто приходят к выводу о несостоятельности самой жизни, а порой кончают и трагедией. Известно, например, сколько жиз­ней было отдано за одну лишь свободу.

По поводу роли высших ценностей в социализации и само­актуализации личности видный американский ученый А. Маслоу писал, что все самоактуализирующиеся люди вовлечены в некоторое дело. Они преданы этому делу, которое является для них чем-то очень ценным. Это — призвание судьбы, и люди любят его так, что для них исчезает разделение “труд-радость”. “Один посвящает свою жизнь закону, другой — справедливос­ти, еще кто-то — красоте или истине. Все они тем или иным об­разом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал “бы­тийными” (сокращенно “Б”) ценностями, поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадца­ти таких Б-ценностей: истина, красота, добро древних, совер­шенство, простота, всесторонность и несколько других”. Эти ценности бытия выступают как важнейшие потребности (метапотребности), и они настолько значительны для личности, что их подавление порождает даже определенный тип патоло­гий души, которые происходят, например, от постоянного про­живания среди лжецов и потери доверия к людям. Бытийные ценности являются, по мнению Маслоу, смыслом жизни для большинства людей.

С проблемой высших ценностей, и прежде всего смыслом жизни, связана и проблема “экзистенциального вакуума”. В эк­зистенциальном вакууме оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Это состояние особенно ши­роко распространено в наши дни. Традиционные и устоявшие­ся ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудренным жизнью людям часто не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть. Экзистенциальный вакуум, свя­занный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостат­ком смысла жизни, имеет значительное отрицательное влия­ние на качество социализации личности и часто ведет к разви­тию неврозов.

Постоянным спутником и формой проявления экзистенци­ального вакуума является скука. В наше время она часто ста­вит гораздо больше проблем, чем даже нужда. Это объясняется тем, что нужда толкает человека к действию, активности по ее преодолению, скука же часто приводит к бегству от реальнос­ти: пьянству, наркомании, а порой и к суициду; или к антисоциальному, отклоняющемуся поведению. Как верно то, что по­теря ценностей ведет к бегству от действительности, так же верно и обратное утверждение: “Если не хочешь бежать от дей­ствительности, нужно найти в ней человеческие ценности”2.

Но не только высшие ценности воздействуют на социализа­цию личности. Немаловажное значение в этом процессе имеют и ценности-средства, которые выступают как промежуточные ценности. Они подчинены высшим ценностям и обусловлены ими. Например, если человек стремится к утверждению спра­ведливости, он никогда не будет использовать для этого не­справедливые средства, а стремление к добру несовместимо с недобрыми средствами. Другими словами, без ценностей-средств не достижимы никакие ценности-цели, но вместе с тем никакие самые благородные цели не оправдывают дурных средств.

Ценности-средства в большей степени, чем высшие ценнос­ти, подвержены влиянию конкретных обстоятельств и их выбор зависит от возможностей, имеющихся в наличном бытии и общественной практике. Таким образом, одни и те же высшие ценности могут достигаться при помощи различных конкретных ценностей-средств. Последние могут быть при этом самого разного плана и иерархии: материальные и духов­ные, более общие и менее общие, экологические, экономичес­кие, социально-политические и т.д. Внутри себя они также имеют определенную иерархию, по-разному определяющую поведение личности. Эта иерархия обусловлена человеческой практикой, потребностями и интересами людей.

Следующий аспект рассматриваемой проблемы касается того, что различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности, которые составляют важный фактор детерминации ценностных ориентации и поведения личности, а также способы ее социализации. Возьмем, например, две наиболее значительные в истории человечества ценностные парадигмы: восточную и западную. Каждая из них отражает ценности, связанные со спецификой образа жизни соответст­вующего общества. Так, для восточной традиции характерно утверждение единства общества и человека, господство таких норм и правил поведения личности, как справедливость, гу­манность, искренность, человечность, уважение к родителям и старшим. Особое место в процессе социализации личности принадлежит здесь семье, собственно говоря, само общество рассматривается как большая семья. Главная установка в вос­питании и социализации личности делается не на изменение мира, а на изменение себя, на самосовершенствование.

Для западной же традиции характерным является противо­поставление личности и общества и приоритет индивидуаль­ных ценностей над общественными. В соответствии с этим со­циализация личности связывается здесь прежде всего с изме­нением социальной среды и мира.

В контексте этих двух традиций генеральная перспектива социализации личности нашего общества, по всей вероятнос­ти, должна быть связана с усвоением как тех, так и других цен­ностей. И дело тут не только в евразийском характере нашей страны, хотя этот факт тоже не следует игнорировать. Думает­ся, нам нечего “стесняться” принципа коллективизма (общнос­ти, соборности), который укоренен в традиционных ценностях нашей жизни и в народном менталитете, сущностью которого, по словам Ф.М. Достоевского, являются “братские связи” людей. Но вместе с тем не следует и абсолютизировать этот принцип и отождествлять его с ценностями “казарменного кол­лективизма”. В этой связи нам необходимо реабилитировать ценности индивидуализма, но не в смысле голого эгоизма, а в значении утверждения индивидуальности, активности и само­стоятельности личности. И только в случае утверждения диа­лектического единства ценностей коллективизма и индивиду­ализма можно говорить о наиболее благоприятных условиях развития личности.

В соответствии со сказанным следует подходить и к вопросу о том, какому способу социализации личности отдать предпочте­ние, что необходимо менять в первую очередь — личность или социальную среду. Для нормального развития личности следует изменять и себя и социальную среду, мир. Личность, ценност­ные ориентации которой связаны только с изменением себя, только лишь с приспособлением к социальной среде, обречена на конформистское поведение. Абсолютизация же ценностей индивидуализма ведет к отчуждению личности от общества.

Сравнительный анализ ценностей западной и восточной культур на современном этапе их развития показывает, что в первом типе культуры в качестве первичных выступают такие ценности, как индивидуальность, деньги, эффективность, пер­венство, агрессивность, уважение к молодежи, равенство жен­щин в обществе. Во втором типе культуры на первом месте на­ходятся коллективная ответственность, скромность, уважение к старшим, патриотизм, материнство, авторитаризм. Сказанное свидетельствует о том, что в каждом типе культуры имеют­ся свои достоинства и недостатки. Наша задача поэтому состо­ит в том, чтобы на основе своей собственной культуры, тради­ций и менталитета аккумулировать все лучшее, что имеется как в западном, так и в восточном типах культуры. Не следует при этом пытаться ни вестернизировать, ни остернизировать нашу культуру и искусственно навязывать ей западные или восточные ценности. Другая сторона этого вопроса заключает­ся в том, что в межкультурном общении необходимо учитывать эту специфику ценностей различных культур.

Еще одна актуальная и важнейшая для нас сегодня пробле­ма — влияние рыночных ценностей на социализацию личнос­ти. Наше общество переживает ответственный исторический этап — становление рыночных отношений. Он связан с изме­нением не только экономических отношений, но и всей систе­мы социальных отношений, которая зиждется на них. Меняет­ся весь образ жизни людей, и это, конечно, не может не вести к изменению ценностных ориентации, мотивации поведения и всего процесса социализации личности.

Суть рыночных отношений — экономический либерализм, конкуренция, стремление к прибыли. Они влияют на ценност­ные ориентации личности неоднозначно. С одной стороны, они, бесспорно, пробуждают инициативу, активность, энергию людей, расширяют возможности для развития способностей и творчества личности. Но нельзя забывать или не обращать внимания и на вторую сторону влияния ценностей рынка на формирование личности. Она состоит в том, что развитие эко­номического либерализма и конкуренции, как это хорошо по­казали известные западные ученые К. Хорни, Э. Фромм, Дж. Хоманс и др., приводит к таким последствиям, как двойная мораль, всеобщее отчуждение, психические фрустрации, нев­розы и т.д. Ценности личности как бы пропускаются через при­зму рынка и приобретают характер рыночных ценностей. Не только материальная, но и духовная жизнь общества и личнос­ти строятся по законам рыночных отношений и экономическо­го обмена.

В условиях господства рыночных отношений личность не­редко теряет свои высшие ценности, составляющие смысл ее жизни. А это ведет к образованию экзистенциального вакуума. При этом следует иметь в виду, что в нашей стране проблема, видимо, будет усугубляться. Дело в том, что автоматизация до­машнего хозяйства, с одной стороны, и рост безработицы — с другой приведут к увеличению свободного времени, а следова­тельно, и к росту числа люд ей, испытывающих экзистенциаль­ный вакуум, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому службе социальной защиты населения следует быть готовой к тому, что у людей будет расти потребность не только в социальной и психической помощи, но и в логотерапевтической помощи, помощи в обретении смысла жизни, в формиро­вании высших, бытийных ценностей, без которых человек, как мы уже говорили, очень часто не может жить. Сейчас эту логотерапевтическую функцию выполняют главным образом пси­хотерапевты и представители церкви. Однако тут нужна от­дельная служба в системе социальной защиты населения, спе­циалисты которой должны будут уметь лечить не только пси­хику, но и душу людей.

Сами по себе рыночные отношения и связанные с ними цели и ценности не могут иметь самодовлеющего значения, т.е. выступать как высшие ценности. Это всегда лишь ценности-средства для собственного развития человека. Преследующие цели материального обогащения рыночные ценности, конеч­но, необходимы. Но за ними всегда стоят (и не должны забы­ваться) более основополагающие ценности духовного развития личности. Немаловажная роль по их утверждению в жизнь принадлежит и философии. Сегодня для нашего общества и для нашей философии особо актуально звучат слова Уайтхеда: “Сейчас философия должна выполнить свою главную функ­цию. Она обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей”'.

К сказанному следует добавить, что хотя рынок и имеет внутреннюю логику своего развития, но государственные структуры не должны отстраняться от регулирования рыноч­ных отношений. Экономика должна быть социально ориенти­рованной. Ценности экономического либерализма и социаль­ной справедливости должны быть интегрированы в едином синтезе.

Только при этом условии мы можем социально защитить бедных и дать свободу действий социально активной и способ­ной части населения.

Еще один аспект проблемы взаимодействия личности и со­циальных ценностей связан с тем, что последние могут быть реальными, имеющими объективный аналог в действитель­ности, а могут носить и мифологический характер. В свою оче­редь, сами мифологические ценности можно подразделить на “естественные” и “искусственные”. В первом случае они имеют историческое основание и возникают в процессе мифотворче­ства на базе первобытного мышления. В процессе развития об­щества мифологические ценности, как и сама мифология, хотя и перестают доминировать, но не исчезают полностью из об­щественной жизни и культуры. Более того, порой они возрож­даются, принимают форму мифологем — искусственно созда­ваемых ценностных конструкций, не имеющих аналогов в дей­ствительности и поддерживаемых идеологическими средства­ми и институтами.

Нельзя не затронуть и такой аспект проблемы, как все шире распространяющиеся в нашем обществе иррациональные и псевдонаучные ценности. На личность сегодня систематичес­ки обрушивается лавина информации, содержание которой связано с псевдонаукой (мистика, оккультизм, астрология, магия, колдовство и т.д.). В этих условиях непроизвольно, на бессознательном уровне формируется некритическое мышле­ние и восприятие действительности. Рационализм заменяется иррационализмом, любой функциональный миф считается ра­циональным. Формируется тип сознания, в котором реальные противоречия не принимаются в расчет, принцип объектив­ности подменяется субъективизмом, логика разума заменяет­ся верой и внушением. Налицо, таким образом, основные при­знаки мифологического мышления. И если Леви-Брюль назвал первобытное мышление “дологическим”, то формирующийся тип мышления можно назвать “постлогическим”, содержатель­ной основой которого является иррационализм и субъекти­визм.

В заключение хотелось бы отметить, что одной из важней­ших тенденций развития современной философии является все большее внимание к человеку, к проблемам его бытия в мире и к его внутреннему миру. И это, очевидно, не случайно, потому что, в конце концов, общая задача философии как раз и должна заключаться в том, чтобы помочь рационально-прак­тическим способом соединить человека с миром, сделать чело­века реальным представителем и субъектом мира, а мир дей­ствительно человечным.

Таким образом, мы рассмотрели наиболее общие и основные вопросы современной философской антропологии. Вместе с тем это и заключительный раздел настоящего учебника по фи­лософии. Однако философское учение о человеке можно пре­вратить в исходный пункт ее более глубокого изучения и, более того, собственного философского творчества читателя. И даже если это творчество не будет носить профессионального харак­тера, необходимо, чтобы оно постоянно присутствовало в со­знании каждого, а особенно молодого человека. Ибо философия всегда была, есть и будет сферой формирования творческих способностей, духа и мудрости.

 

 


Содержание

 

От авторов.............................................................................................................................. 3

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?................................................................................................. 4

Вместо введения............................................................................................................................................................... 4

Раздел первый...................................................................................................................... 8

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ.......................................................................... 8

Философия и мировоззрение............................................................................................... 8

Вопросы философии.............................................................................................................. 9

Философия как методология........................................................................................... 12

Функции философии........................................................................................................... 15

Философия и наука............................................................................................................. 17

Раздел второй..................................................................................................................... 20

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ..................... 20

Глава 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА..................................................................... 20

1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада............................... 20

2. Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока. Различия в проблематике... 25

Глава II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ................................................................... 29

1. Общие признаки развития философии в средние века на Западе и Востоке........................................... 29

2. Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития...................................................... 30

3. Средневековая арабоязычная философия........................................................................................................... 33

Глава III. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ..................................................... 36

1. Основные черты философии эпохи Возрождения — антропоцентризм, гуманизм............................... 36

2. Натурфилософия эпохи Возрождения................................................................................................................ 41

Глава IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ............................................................... 44

1. Естественно -научные предпосылки философии Нового времени............................................................... 44

2. Основные проблемы (онтология и гносеология)................................................................................................ 44

3. Социально-философские концепции..................................................................................................................... 51

Глава V. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в......................................................... 52

1. Просветительский характер философии XVIII в............................................................................................. 52

2. Онтологические и гносеологические проблемы................................................................................................. 54

2. Социально-философские воззрения...................................................................................................................... 56

Глава VI. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ........................................... 58

1. Общая характеристика........................................................................................................................................... 58

2. Философия Канта...................................................................................................................................................... 61

3. Философия Фихте...................................................................................................................................................... 67

4. Философия Шеллинга............................................................................................................................................... 68

5. Философия Гегеля...................................................................................................................................................... 70

6. Философия Фейербаха............................................................................................................................................. 77

Глава VII. ПОЗИТИВИЗМ................................................................................................... 81

Глава VIII. НЕОИДЕАЛИЗМ.............................................................................................. 85

Глава IX. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ................................................................... 92

Глава Х. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ....................................................................................................................................................... 97

1. Развитие русской философии в XI—XVII вв....................................................................................................... 97

2. Русская философия XVIII в.................................................................................................................................... 102

3. Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х гг.).......................................... 103

4. Русская философия конца XIX - первой половины XX вв.............................................................................. 114

Глава XI. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ.............................................. 121

1. Главные направления современной философии............................................................................................... 121

2. Основные современные модели философского мышления............................................................................ 130

3. Ведущие философские течения 60—70-х гг. XX в........................................................................................... 140

4. Философские школы 70—90-х гг. XX в............................................................................................................... 147

Раздел третий................................................................................................................... 158

ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА.................................................. 158

Глава I. БЫТИЕ................................................................................................................... 158

ДУХОВНОЕ......................................................................................................................... 166

ПСИХИЧЕСКОЕ................................................................................................................. 166

Существуют..................................................................................................................... 166

в.................................................................................................................................................. 166

ЖИВАЯ ПРИРОДА............................................................................................................. 166

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА....................................................................................................... 166

Глава II. МАТЕРИЯ............................................................................................................ 167

Глава III. СОЗНАНИЕ....................................................................................................... 179

Глава IV. ДИАЛЕКТИКА................................................................................................. 191

Глава V. ПОЗНАНИЕ........................................................................................................ 202

Глава VI. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ..................................... 217

Раздел четвертый......................................................................................................... 224

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ.......................................................................................... 224

Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА.............................................................................................................................. 224

1. Предмет социальной философии........................................................................................................................ 224

2. Материализм и идеализм в социальной философии..................................................................................... 226

3. Социальная философия как методология общественных наук.................................................................. 229

Глава II. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В Х1Х-ХХ вв. 232

1. Возникновение и развитие позитивистской социальной философии и ее проблематики................. 232

2. Становление и развитие марксистской социальной философии и ее проблематики........................ 239

3. Психологическое направление.............................................................................................................................. 241

4. Социально-философские воззрения П. Лаврова и Н. Михайловского....................................................... 246

5. Неокантианство...................................................................................................................................................... 247

6. Социальная философия М. Вебера..................................................................................................................... 250

7. Теория круговорота локальных цивилизаций.................................................................................................. 252

8. Теоретическая социология П. Сорокина........................................................................................................... 255

9. Эмпирическая социология и структурно-функциональный анализ........................................................... 258

10. Современная социобиология.............................................................................................................................. 261

11. Технологический детерминизм.......................................................................................................................... 265

Глава III. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА......................................................................... 268

1. Некоторые основополагающие методологические подходы к изучению общества........................... 268

2. Основные сферы жизни общества..................................................................................................................... 274

3. Социальная структура общества...................................................................................................................... 276

4. Политическая система общества...................................................................................................................... 279

5. Духовная жизнь общества.................................................................................................................................... 282

Глава IV. ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА...................................... 294

Глава V. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА................................................................................. 306

1. Философское осмысление проблемы.................................................................................................................. 306

2. Экологическая проблема....................................................................................................................................... 310

3. Народонаселение..................................................................................................................................................... 315

Глава VI. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ..................................................................... 318

1. Понятие культуры и цивилизации...................................................................................................................... 318

2. Человеческое измерение культуры..................................................................................................................... 321

3. Общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное в культуре................................. 322

4. Культура и цивилизация........................................................................................................................................ 324

5. Технические цивилизации...................................................................................................................................... 328

Раздел пятый.................................................................................................................... 332

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ............................................................................... 332

Глава I. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ................................. 332

1. Философия Древнего Востока о человеке......................................................................................................... 332

2. Проблема человека в философии Древней Греции......................................................................................... 335

3. Средневековая христианская концепция человека........................................................................................ 337

4. Человек Нового времени в европейской философии...................................................................................... 339

5. Немецкая классическая философия о человеке............................................................................................... 340

6. Антропологическая проблема в русской философии.................................................................................... 342

Глава II. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА...................... 344

1. Проблема антропогенеза...................................................................................................................................... 344

2. Сущность и существование................................................................................................................................. 350

3. Биологическое и социальное в человеке............................................................................................................ 352

4. Бессознательное и сознательное........................................................................................................................ 354

5. Индивид и личность................................................................................................................................................ 358

6. Смысл и цель жизни................................................................................................................................................ 361

Глава III. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ............................................... 364

1. Понятие и природа ценностей............................................................................................................................ 364

2. Социальные ценности и социализация личности........................................................................................... 367

Содержание....................................................................................................................... 375

 

 


 

.

 

1 Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства его учения// Матери­алисты Древней Греции. М.,1955. С.163.

 

2 Августин. Исповедь. М., 1991.

[А.Ю.1]





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1509 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2152 - | 2107 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.