Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие и природа ценностей




Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория про­шла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.

В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характерис­тики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Начиная уже с Сократа и Платона, основными вопросами теории ценностей были: что есть благо, что есть справедливость? Они же являлись и главными критериями ис­тинного бытия. Не случайно Платон в учении об идеальном го­сударстве положил в основу последнего принцип справедли­вости.

Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению того же Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса: “Человек есть мера всех вещей”. Попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится в философии Аристотеля, который, с одной сторо­ны, признает самодостаточные ценности, или “самоценности”, к ним, в частности, относятся человек, счастье, справедли­вость и т.д. Но вместе с тем он утверждает и относительный ха­рактер большинства ценностей, ибо разные вещи кажутся цен­ными детям и мужам, добрым и мудрым людям. Мудрость со­стоит как раз в “постижении умом вещей по природе наиболее ценных”1.

Различные исторические эпохи и разные философские сис­темы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения вы­двигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

Кант впервые употребляет понятие ценности в специаль­ном, узком смысле. Предпосылкой аксиологии у него является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценнос­ти — это: требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и характеризуются со стороны их “количественной определенности”. По существу, здесь имеется в виду абстракт­ная, меновая стоимость товара. “Поскольку вещи имеют цен­ность, — пишет он, — мы рассматриваем их как товары. Их значимость состоит в ценности, и только в ценности, не в их специфических качествах”2. Эти ценности всегда относитель­ны, зависят от спроса, “от продажи, от вкуса публики”. Во вто­ром смысле ценности связываются со свободой духа, и все, “что имеет ценность и значимость, — духовно по своей природе”3.

После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей. Отметим лишь некоторые из них.

Натуралистический психологизм Дж. Дьюи (1859—1952). В этой концепции ценности рассматриваются как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывают с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.

Аксиологический трансцендентализм (В. Винделъбанд, Г. Риккерт). Здесь ценности — не объективная реальность, а идеальное бытие. Они рассматриваются как независимые от человеческих желаний. К ним относятся такие ценности, как добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное зна­чение, являются целями сами по себе и не могут служить сред­ством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, это не реальность, а идеал, носителем которого является “сознание вообще”, т.е. трансцендентальный (потусторонний, запредель­ный) субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и обра­зуют общую основу конкретных ценностей и культуры.

Персоналистический онтологизм. Наиболее видным пред­ставителем этого направления является М. Шелер, утверждав­ший объективный характер ценностей. Они, по его мнению, образуют онтологическую основу личности. Но ценности, на­ходящиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпири­ческой природой. Так же как, например, цвет существует неза­висимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценнос­ти (приятное, величественное, доброе) могут созерцаться вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются. Познание ценностей и их созерцание основано в конечном счете на чувстве любви или ненависти. Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными явля­ются ценности, связанные с удовлетворением чувственных же­ланий и с материальными благами. Более высокие ценности — это ценности “прекрасного” и “познавательные” ценности. Выс­шей ценностью является ценность “святого”, идея Бога, а лю­бовь к Богу рассматривается как высшая форма любви. Все ценности имеют поэтому свою основу в ценности божествен­ной личности.

Социологическая концепция ценностей. Основателем ее яв­ляется М. Вебер, который ввел проблему ценностей в социоло­гию. С его точки зрения, ценность — это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных цен­ностей в развитии общества.

В нашей современной литературе также существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную по­требность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д. Все эти понимания отражают определенную, реальную сторо­ну ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисклю­чающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценнос­тей. Они имеют разные основания и связаны с разными субъ­ектами ценностного отношения. Поэтому каждый из подходов имеет право на существование, ибо он отражает то или иное ре­ально существующее в социальной действительности ценност­ное отношение. В этом плане, например, религиозные ценнос­ти, связанные с верой в сверхъестественное, являются также реальными ценностями, которые служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и по­ступков. Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность — это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значи­мость) явлений и фактов действительности.

Все многообразие мира может выступать в качестве “пред­метных ценностей” и оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имею­щие для человека положительное значение и способные удов­летворять их многообразные потребности. Другим видом цен­ностей являются “субъектные ценности”, к которым относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями дея­тельности людей. Таким образом, в центре понимания ценнос­тей находится ценностное отношение человека к миру, сторо­нами которого и являются “предметные ценности” и “субъект­ные ценности”.

Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе об­щественной практики, индивидуальной деятельности челове­ка и в рамках определенных конкретно-исторических общест­венных отношений и форм общения людей. Ценности не воз­никают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредст­венно влияют на характер его ценностей. Одно и то же вино будет оцениваться по-разному и представлять различную цен­ность для дегустатора вин и для другого человека. Это же можно сказать и об отношении к Богу верующего и атеиста.

На ценностное восприятие и процесс формирования цен­ностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые фак­торы человеческого существования — биологические, социаль­ные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обуслов­ливает личностный характер ценностей человека, который, од­нако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует только думать, что общечеловеческие ценности суще­ствуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечелове­ческие ценности — это в то же время и индивидуальные, лич­ностные ценности. И каждая личность по-своему их восприни­мает и осознает.

На базе человеческой практики, потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредст­венно обусловливают заинтересованность человека в чем-то. Поэтому если говорить коротко, что же такое ценность, то можно воспользоваться формулировкой Т. Шибутани: “Об объ­екте можно сказать, что он обладает ценностью, если к нему проявляют какой-то особый интерес”2.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1163 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2242 - | 2051 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.